на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)
p>В работу с этим ребенком (Петей И. ) необходимо включать упражнения на координацию дыхания и голосообразования. Для этого можно рекомендовать произнесение гласных звуков, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе). Важно не переутомлять ребенка, усложнять упражнения постепенно. После произнесения прямых слогов (“ма”, “мо”, “му”, “мэ”, “мы”) можно постепенно переходить к произнесению слов: мама, море, муха, мыло, —и коротких фраз, доступных произношению ребенка. После закрепления нормального голоса на звуке “м”, можно переходить к упражнениям на других звуках: сначала к глухим смычным (что объясняется простотой их образования с анатомно-физиологической точки зрения) “п”, “т”, “к”, затем к щелевым “ф”, “ш”, “х”. Упражнения со звонкими согласными лучше отложить на последующие этапы работы (включать по мере их возникновения в речи ребенка).

Таким образом, мы описали систему предлагаемой нами работы для детей, имеющих сдавленный голос.

Теперь рассмотрим методику коррекции придыхательного тембра. Причиной возникновения придыхания является недостаточно плотное смыкание голосовых складок во время фонации. В ходе исследования мы обнаружили следующие особенности голосообразования ребенка с придыхательным тембром (Варя Д. ): недостаточное напряжение мышц голосового аппарата при фонации, недостаточно глубокий вдох, нарушение координации в работе дыхательного и голосового аппарата (о чем свидетельствует частое использование придыхательной атаки звука).

При коррекции этого нарушения, также, как и в других случаях необходимо показать ребенку разницу между нормальным голосом и голосом с придыханием (на слух, тактильно-вибрационно). Обратить внимание на напряжение мышц, соответствующее нормальной фонации; на плавный длительный выдох. На первое место выходит задача формирования полноценного речевого дыхания. Для этого можно использовать игровые упражнения, формирующие сильный, длительный, экономный выдох. Необходимо следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно воздуха для голосообразования. Для этого можно предложить следующие дыхательные упражнения.

—Ребенок делает глубокий медленный вдох (под счет педагога). Затем также медленно и плавно выдыхает, произнося при этом гласный (а, о, у); (по нашему мнению, можно рекомендовать начинать упражнение с “о”, т. к. положение губ, соответствующее произнесению “о”, помогает выработать собранность звука голоса). — Ребенок делает глубокий вдох и во время выдоха медленно произносит гласные: а – о; а – о – у; (число звуков постепенно увеличивается). Для формирования экономного выдоха можно использовать следующие упражнения. —Ребенок глубоко вдыхает и через открытый рот выдыхает воздух небольшими порциями (после каждого выдоха он должен останавливать поток воздуха). При этом, важно следить, чтобы ребенок не полностью использовал дыхательный объем. —Ребенок глубоко вдыхает и во время коротких выдохов произносит гласные. Сначала каждая серия звуков состоит из одного гласного; затем ребенок переходит с одного гласного на другой.

Для уменьшения придыхания нужно предложить ребенку произносить звуки громким голосом, т. к. это приводит к увеличению тонуса мышц. Использование этого приема целесообразно еще и потому, что у ребенка с придыхательным тембром (у Вари Д. ) нами выявлено нарушение громкости (слабый голос); и в данном случае мы не рискуем получить дополнительный дефект (крикливый голос). Формирование у ребенка правильных навыков голосообразования можно начинать с упражнений со звуком “м”, в том же порядке как и при коррекции сдавленного голоса. При этом важно устранить придыхательную атаку. Если ребенок затрудняется в произнесении звука при мягкой атаке, можно использовать уже описанный прием опускания нижней челюсти.

Возможно, что лучшего эффекта при устранении придыхания можно добиться, начав упражнения с произнесения глухих взрывных согласных (п, т, к), точнее, открытых слогов: “па”, “по”, “пу”…Причем, сначала лучше выполнять упражнение с использованием фонетической ритмики. Резкие, напряженные движения, соответствующие глухим взрывным согласным, стимулируют мышечную деятельность и помогут создать необходимое ребенку напряжение мышц голосового аппарата.

После получения полноценного устойчивого звука голоса, можно переходить к произнесению слогов без движений, затем к произнесению слов и фраз. При чтении фраз и текстов педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание. Для этого можно пометить наклонными линиями места, где ребенок делает вдох. Мы рассмотрели основные рекомендации к коррекционной работе над голосом с придыханием. Теперь необходимо отметить, что остальные 38% нарушений тембра детей контрольной группы–это гнусавый голос (Яна П. , Руслан Н. , Илья Б. ). Однако, выявленную гнусавость мы оценили как легкое нарушение голоса. Соответственно, ее исправление не является первостепенной задачей работы над голосом (на данном этапе). Причиной этого нарушения, по нашему мнению, является нарушение резонанса (дисбаланс ротового и носового резонанса), которое вызвано неспособностью детей контролировать резонанс. Без слухового контроля ребенку чрезвычайно сложно направить голос в соответствующие резонаторные полости. Можно попытаться улучшить тембр детей с помощью упражнений на звуках, усиливающих ротовой резонанс: “о”, “у”, “э”, “п”, “б”, “т”, “д”, “ф”, “в”.

Сначала ребенок тренируется в произнесении изолированных гласных: о___, у___; затем гласные произносятся в сочетании с согласными, сначала в обратных слогах: “оп”, “уп”, “ут”, потом в прямых: “пу”, “по”, “пэ”. Слова и предложения на этом этапе не должны включать носовых звуков. В ходе упражнений необходимо выработать у ребенка четкую дифференцировку между нормальным и гнусавым голосом. В работе с детьми, имеющими значительные остатки слуха (Яна П. – II ст. т/у, Руслан Н. –III ст. т/у), можно опираться на слуховое восприятие. Если опоры на слух будет недостаточно (например, для Ильи Б. , имеющего IV ст. т/у), можно использовать тактильно-вибрационные ощущения: если звук резонируется в передней части рта, ощущается вибрация на зубах, губах и вибрация тонких костей лица. Необходимо побуждать детей именно к такому воспроизведению звуков.

В работе по устранению гнусавого оттенка голоса необходимо использовать упражнения с носовыми звуками “м”, “н”, для сохранения их нормальной назальности. Полезно использовать упражнения на дифференциацию носовых и ротовых звуков (произнесение пар слогов, слов с этими звуками).

Таким образом, мы кратко изложили методику работы над улучшением тембра голоса детей контрольной группы. По нашему мнению, эти упражнения помогут детям приобрести новые навыки голосообразования и улучшить состояние остальных характеристик голоса (высоты, силы).

Результаты проведенного исследования показали, что 62% детей контрольной группы имеют нарушения высоты голоса. Отмеченный у одного ребенка (Пети И. ) слишком низкий голос, по нашему мнению, определяется наличием тяжелого нарушения тембра. Поэтому мы полагаем, что результаты предложенных упражнений по улучшению тембра приведут к нахождению приемлемой для ребенка высоты голоса. У 50% детей мы отметили неустойчивость высоты голоса: повышение голоса на некоторых звуках (у Яны П. , Аиды Б. , Вари Д. ) и переход на фальцет (у Нелли Н. ). В работе с этими детьми необходимо использовать упражнения на формирование устойчивости голоса: протяжное произнесение на выдохе гласных, соноров, а также звонких согласных (для тех детей, в речи которых они есть). Можно предложить ребенку пропеть несколько гласных на одном тоне, посчитать от 1 до 10, не меняя высоту голоса. Кроме слухового контроля, можно использовать тактильно-вибрационный, а также контроль за движением гортани. Особое внимание в работе над высотой голоса следует уделить ребенку с тяжелым нарушением (Нелли Н. –голос переходит на фальцет). Поскольку девочка может говорить голосом нормальной высоты, то главной задачей, на наш взгляд, является формирование у нее навыков самоконтроля над голосом. Мы заметили, что при соответствующей установке, самоконтроле (рука на груди) и контроле учителя ребенок не переходит на фальцет. В упражнениях нужно тренировать ребенка в длительном их произнесении гласных голосом нормальной высоты, используя тактильно-вибрационный контроль.

Отмеченный у 25% детей (у Вари Д. и Аиды Б. ) слишком высокий голос, можно попытаться понизить с помощью следующего приема: предложить тянуть гласные, одновременно опуская подбородок к груди (руки и плечи при этом остаются расслабленными).

На наш взгляд, работу по формированию навыка пользования голосом, модулированным по высоте на данный момент, можно проводить с детьми, имеющими нормальную высоту голоса (Илья Б. , Руслан Н. , Никита Т. ). У остальных детей сначала необходимо сформировать устойчивый навык пользования голосом нормальной высоты, и лишь затем приступать к упражнениям на изменение высоты голоса. Данные проведенного исследования указывают, что 50% детей контрольной группы имеют нарушения силы голоса (Яна П. , Петя И. , Варя Д. , Аида Б. ). У одного ребенка (Яна П. ) голос крикливый. Девочка имеет значительные остатки слуха (II ст. т/у) и способна различать тихий и громкий голос. При соответствующей установке она может говорить голосом нормальной громкости, на быстро теряет контроль. Поэтому необходимо, чтобы учитель постоянно напоминал ей: “Не кричи! ”, “Послушай, как говорю я, и как говоришь ты”. Важно сформировать у ребенка навык самоконтроля; требовать речи нормальной громкости на занятиях и в свободной деятельности.

У 38% детей группы –слабый голос (Петя И. , Аида Б. , Варя Д. ). Причем, у двоих из них (у Пети И. , Вари Д. ) это нарушение, по нашему мнению, обусловлено указанными тяжелыми нарушениями тембра и речевого дыхания. Мы считаем, что на данном этапе работы от Пети нельзя требовать громкого голоса (т. к. это усиливает напряжение мышц гортани). Вполне вероятно, что постепенно с улучшением тембра, увеличится сила его голоса. Что касается второго ребенка (Вари Д. ), то с ней уже сейчас можно проводить упражнения по увеличению силы голоса. Поскольку остатки слуха у ребенка малы (IV ст. т/у), необходимо опираться на тактильно-вибрационный контроль (рука на груди). Можно использовать протяжное произнесение гласных, соноров. Сначала сопряженно, затем отраженно и самостоятельно. Мы заметили, что ребенок говорит громче, если звук сопровождается движениями фонетической ритмики. Поэтому считаем целесообразным использование этого приема на первоначальном этапе работы. Получив звук нормальной силы, необходимо закреплять его в словах и фразах не только на специальных занятиях, но и в свободной деятельности ребенка.

Таким образом, мы рассмотрели методику коррекционный работы над голосом с детьми данной группы. Теперь остановимся на некоторых моментах работы по развитию навыков пользования голосом, модулированным по силе и высоте. Результаты исследования дают возможность судить о том, что в этом направлении проводится недостаточная работа. Даже те дети, которые могут изменять голос по силе и высоте (Никита Т. , Илья Б. , Яна П. ), не используют свои умения в речи (отсутствует словесное ударение, интонации монотонны). Дети могут произнести звук голосом различным по силе и высоте, но затрудняются в подобном произнесении слов. Из этого можно сделать вывод, что эти навыки не закреплены в слове и фразе. Кроме того, дети передают голосом лишь грубые различия звучания: тихо– громко; высоко –низко. Плавная смена звучаний и три уровня различий (включая средний) доступны только двоим детям из группы (Никита Т. и Илья Б. ).

Таким образом, определяется важность более глубокой и систематической работы по развитию модуляций голоса (по силе, высоте).

Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения: произнесение изолированных звуков, слогов тихим и громким голосом: А___ а__; па – ПА;

    произнесение слов тихим и громким голосом:
    тётя – ТЁТЯ;

— произнесение звуков и слогов с постепенным увеличением силы голоса: А – А – А – А; ПА – ПА – ПА – ПА;

произнесение изолированных звуков и слогов с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

    у – у – у – у – у; ТА – ТА – ТА – ТА – ТА;
    счет от 1 до 5 с постепенным изменением силы голоса:
    1 2 3 4 5.

На изменение высоты голоса можно предложить детям следующие упражнения: произнесение звуков, слогов высоким и низким голосом:

    АА; папа (низкий голосвысокий голос);

произнесение звуков, слогов высоким, средним и низким голосом; произнесение звукоподражаний и слов высоким, средним и низким голосом:

счет от 1 до 5; сначала ровным по высоте голосом, затем постепенно переходя от низкого к высокому и обратно:

Таким образом, упражнения на изменения силы и высоты голоса должны усложняться постепенно, путем плавного перехода от грубых дифференцировок к более тонким. Приобретенные навыки необходимо закреплять во фразах, текстах, коротких стихотворениях. Например:

    Топай – ТОП.
    Топай – ТОП.
    Хлопай, хлопай:
    Хлоп-хлоп-хлоп.
    Была зима – был холод, снег.
    Ушла зима – и снегу нет.

Слуховое восприятие детей необходимо подкреплять тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями (движения гортани, изменения голосового аппарата). В помощь детям можно использовать зрительные опоры (графическое изображение изменения силы и высоты голоса):

    А (тихий голос), А (средний голос), А (громкий голос);
    ТА ^ (высокий голос), ТА v (низкий голос) или:
    (низкий, средний, высокий голос).

Следует отметить, что в работе по развитию голоса, также как и в коррекционной работе, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Упражнения нужно подбирать, ориентируясь на голосовые и звукопроизносительные возможности ребенка; на наличие тех или иных нарушений голоса. Важно избегать перегрузки неокрепшего голосового аппарата дошкольников, чтобы не допустить возникновения дополнительных нарушений голоса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.