на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов - (диссертация)
p>664003 Иркутск, ул. Ленина, 8. Иркутский государственный лингвистический университет.

    Видякова Зинаида Васильевна
    398037 Липецк, ул. Опытная, 13-69.
    Загвязинский Владимир Ильич
    625000 Тюмень, ул. Советская 88-1
    Члены диссертационного совета: 12
    Личное дело: 10
    Всего: 69
    Список разосланных авторефератов утверждаю:

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Семенова

    УТВЕРЖДАЮ
    Ректор Хабаровского государственного
    педагогического университета, профессор
    В. В. Романов
    “ “ 1998 г.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о диссертации Золотаревой Светланы Алексеевны на тему: “Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х–середины 60-х годов”, представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13. 00. 01–общая педагогика. Тема диссертационного исследования утверждена на заседании ученого совета Хабаровского государственного педагогического университета.

    ВЫПИСКА

из протокола заседания кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета № 1 от 29 сентября 1998.

    ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Куликова Л. Н. – зав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор; Степашко Л. А. – доктор педагогических наук, профессор;

    Семенова Н. В. – кандидат педагогических наук, доцент;
    Павленко Г. В. – кандидат педагогических наук, доцент;
    Пустельников Ю. П. – кандидат педагогических наук, доцент;
    Григорова В. К. – кандидат педагогических наук, профессор;
    Будникова Р. И. – кандидат педагогических наук, доцент;
    Давыденко В. А. – кандидат педагогических наук, доцент;
    Хмара С. А. – кандидат педагогических наук, доцент;
    Юдина Н. П. – кандидат педагогических наук, доцент.

СЛУШАЛИ: обсуждение диссертации аспиранта кафедры педагогики ХГПУ Золотаревой С. А. на тему “ Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х середины 60-х годов”, представленную на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13. 00. 01 - общая педагогика. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л. А. Степашко. Рецензенты кафедры: кандидат педагогических наук, доцент В. А. Давыденко; кандидат педагогических наук, доцент Н. П. Юдина.

ВЫСТУПИЛИ: Золотарева С. А. доложила о результатах проведенного исследования, раскрыла актуальность темы, предмет, цель, задачи и методы исследования, структуру и основное содержание диссертации, полученные теоретические результаты. Юдина Н. П. дала положительную оценку исследованию, отметила актуальность темы, значимость ее для гуманизации образования. Рецензент отметила основательность методологии исследования, определившего подходы к структурированию материала, глубину исследования, выполненного на богатом архивном, дидактическом и методическом материале, наследии ведущих педагогов. По мнению рецензента, работа Золотаревой С. А. - завершенное, состоявшееся исследование, имеющее теоретическую и практическую значимость.

    Юдина Н. П. рекомендует диссертацию к защите.

Давыденко В. А. подчеркнула актуальность и многоплановость темы исследования. Рецензент подчеркнула продуманность методологических ориентиров исследования, соответствие содержания цели и задачам исследования, научную новизну и аргументированность полученных результатов, их несомненную ценность для современной педагогической теории и практики обучения

    Давыденко В. А. рекомендует диссертацию к защите.
    ПОСТАНОВИЛИ:

Рекомендовать диссертацию Золотаревой С. А. “ Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов” к защите по специальности 13. 00. 01 - общая педагогика.

    Утвердить нижеследующий текст заключения по диссертации.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Обращение Золотаревой С. А. к генезису теории урока периода общественно-политической “оттепели” имеет несомненную актуальность в условиях современных радикальных преобразований, происходящих в политике общего образования на основе утверждения в качестве приоритетной гуманистической парадигмы обучения. Сегодня, как и в период середины 50-х - середины 60-х годов, одной из главных задач школы является подготовка учащихся к будущей жизнедеятельности, обеспечение благоприятных условий для максимального развития их склонностей и способностей, талантов и дарований. В этой связи внимание широких общественных и педагогических кругов, озабоченных состоянием общего и среднего образования, обращается к уроку - основной форме организации учебного процесса во всех типах общеобразовательных учреждений, вбирающему в силу своей природы решение многих проблем обучения. Учитывая, что “альтернативные поиски наших дней усматриваются в теоретико-практическом опыте отечественной педагогики советского периода” (Л. А. Степашко), представляет большую ценность изучение теории и практики урока в период общественно-политической “оттепели”, т. к. постсоветское время является известным преемником зародившихся в годы “великого десятилетия” процессов демократизации и гуманизации общества, детерминирующих развитие школы и педагогической мысли.

Связь с планом научных работ университета, с общенаучными государственными задачами. Тема диссертации была включена в план научных исследований кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета. Личное участие автора в получении результатов. Диссертационное исследование выполнено автором на основе сбора, систематизации, анализа и обобщения философской, историко-педагогической литературы, общепедагогических работ ведущих советских педагогов, монографий и сборников научных статей, посвященных вопросам теории, методики и практики обучения и урока, общепедагогических и методических журналов, материалов архивов: НА РАО, ЦГАРФ. Исследование, проведенное Золотаревой С. А. является самостоятельным научным трудом.

Степень достоверности научных положений и основных выводов диссертацииобеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций и адекватностью исследовательских методов цели, задачам, предмету исследования.

Степень новизны полученных автором результатов исследований. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем всесторонне и целостно изучен и проанализирован в контексте историко-педагогического развития генезис теории урока периода середины 50-х–середины 60-х; научно-педагогический опыт в области урока обобщен на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях и представлен как формирующаяся теория. Передовой опыт рассмотрен в его “лучших образцах” как результат интеграции деятельности теоретиков и школьных практиков, как инвариант в различных вариантах технологий урока гуманистической направленности, подтверждавший, с одной стороны, жизненность теории активного обучения и активного урока, с другой, - дававший новые педагогические факты, стимулировавшие их дальнейшее развитие. Тем самым определен вклад педагогов тех лет, ученых и практиков, в развитие теории урока, пополнен научный фонд современных педагогических исследований.

    Сведения о полноте опубликованных работ.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора: Личностный аспект организационных форм обучения (1960-1970 гг. ) // Личность в воспитательной системе учебного заведения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 1993. С. 88-89.

Концепция урока как основной формы организации обучения в советской дидактике 50-х годов // Рукопись депонирована в ИТОП РАО МО РФ и РАО 16. 10. 95. № 88-95. Концепции процесса обучения как теоретическая основа проблемы теории и практики урока в советской дидактике 50-х годов // Материалы 41 итоговой научной конференции. Хабаровск, 1995. С. 51-52.

Ведущие тенденции и характерные черты дидактики (середина 50-х - середина 60-х годов) // Материалы 42 научной конференции. Хабаровск, 1996. С. 121-122. Некоторые подходы к проблеме активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения (середина 50-х середина 60-х годов) // Материалы исследований аспирантов и научных руководителей Южно-Сахалинского ГПИ: Сборник научных трудов. Вып. 1. Южно-Сахалинск, 1996. С. 6-14.

Повышение эффективности урока - важнейшая тенденция развития педагогического процесса (середина 50-х - середина 60-х годов) // Материалы 43 научно-практической конференции. Хабаровск, 1997. С. 22-25. Личностно-ориентированный подход в липецком опыте совершенствования урока (50 60 годы) // Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 1997. (в печати).

Развитие в теории урока тенденции преодоления “авторитаризма” в обучении, генетический аспект // Материалы 44 научно-практической конференции. Хабаровск, 1998. (в печати).

Данные о внедрении и предложения об использовании полученных результатов. Основные идеи диссертации отражены в выступлениях автора на научных конференциях ХГПУ (1991 - 1998гг. ), на научно-практической конференции в педагогическом лицее (Хабаровск, 1995г. ), на методических семинарах кафедры социальной педагогики исторического факультета ХГПУ (1991 - 1998 гг. ). Результаты работы нашли отражение в публикациях автора по проблеме исследования; материалы диссертации использовались на занятиях по истории педагогики со студентами химико-биологического факультета ХГПУ, по педагогическим системам и технологиям, по методике обучения истории со студентами исторического факультета ХГПУ. Результаты исследований могут использоваться в дальнейшем изучении истории советской дидактики, частных методик (проблем форм организации обучения, повышения эффективности урока, форм организации урока, педагогического стимулирования, развития самостоятельности, активности и творчества учащихся, педагогических отношений и др. ). На материалах исследования могут быть подготовлены учебные пособия и методические рекомендации, выполняться рефераты, курсовые и дипломные работы. Результаты исследования могут быть использованы при научном обосновании современных поисков совершенствования урока и других форм организации обучения конкретных общеобразовательных учебных заведений.

    Характеристика диссертанта.

Золотарева С. А. , 1947 года рождения, русская, замужем, муж –офицер в отставке, сын 1971 года рождения, в 1970 году с отличием закончила исторический факультет Хабаровского государственного педагогического института по специальности “учитель истории и обществоведения”. С 1970 по 1989 год работала учителем истории и обществоведения в средних учебных заведениях: школа №1 (1970 -1981гг. ), педагогическое училище (1981 -1984 гг. ) - г. Биробиджан; СПТУ № 34 (1984 -1985 гг. ), школа № 2 (1984 -1985) - пос. Солнечный Комсомольского района. В 1989 году была принята на работу в должности ассистента кафедры теории и методики воспитательной работы исторического факультета Хабаровского государственного педагогического института. С 1990 года и по настоящее время работает в должности старшего преподавателя кафедры социальной педагогики исторического факультета.

Золотарева С. А. читает лекции, проводит семинарские и практические занятия по ряду основных курсов кафедры: педагогика (педагогические системы и технологии), педагогическая коммуникация, методика обучения истории. Золотарева С. А. осуществляет руководство педагогической практикой студентов очного отделения факультета, является руководителем курсовых и дипломных работ. Занятия проводятся ею на высоком методическом и научно-теоретическом уровне, отличаются практической направленностью на педагогическую деятельность учителя истории. Золотарева С. А. принимает активное участие в научно-практических конференциях, посвященных проблемам развития образования и подготовки педагогических кадров, поддерживает связи со школами г. Хабаровска. Имеет 6 публикаций. В последнее время Золотарева С. А. принимает активное участие в разработке учебных программ и учебных пособий по дисциплинам специальности “Социальная педагогика”. С 1992 по 1996 годы Золотарева С. А. обучалась в заочной аспирантуре при кафедре педагогики ХГПУ, которую окончила с представлением первого варианта диссертации на тему “Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х середины 60-х годов”. В ходе проведения диссертационного исследования Золотарева С. А проявила научную и теоретическую зрелость, способность к самостоятельной работе.

Золотарева С. А. зарекомендовала себя как грамотный, постоянно совершенствующий свой профессиональный уровень специалист, заслуженно пользующаяся уважением и автори тетом среди коллег и студентов.

Рекомендация к защите. По заключению оппонентов кафедры диссертация Золотаревой С. А. на тему “Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х–середины 60-х годов” полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13. 00. 01 - общая педагогика, в связи с чем кафедра считает, что работа над диссертацией завершена, исследование выполнено на хорошем теоретическом уровне и имеет несомненную практическую значимость. Представленная диссертация свидетельствует о научной и теоретической зрелости автора, его способности к осуществлению самостоятельной научной работы. Кафедра педагогики ХГПУ рекомендует к защите по специальности 13. 00. 01 - общая педагогика диссертацию Золотаревой Светланы Алексеевны “Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов”. Постановление принято единогласно.

Зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор

    Л. Н. Куликова
    Секретарь кафедры
    Л. Я. Чикишева

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.