Основу
этой репутации составляют четыре классических мифа: миф об академической
свободе, миф об академической демократии, мифы о традиции и об универсальности
образования. Как и для любой мифологии, в данном случае было бы большой ошибкой
полагать, что сюжеты мифов являются реальностью. Но и отрицать их достаточно
сложные связи с действительностью несерьезно. Каждый из этих мифов, опираясь на
принципиальные моменты реальности, одни аспекты или слои действительности
маскирует, иные – обнаруживает, а третьим прибавляет подлинности, весомости.
Сюжет
мифа об академической свободе гласит, что новые идеи приветствуются, что
преподаватель может учить, чему хочет, а студент может, соответственно, чему
хочет учиться. Очевидно, что своим происхождением этот миф обязан двум
существенным качествам университетской жизни: преподаванию по авторским
программам и чрезвычайно высокой значимости научных школ. Что касается
последнего, то можно даже утверждать, что существование научной школы
принципиально (не событийно, а именно в идее) тождественно существованию Университета.
Есть научная школа, а лучше несколько – есть Университет; нет научной школы –
есть подделка, тень, маска Университета. Декларируя внутри этого мифа свободу
субъективной позиции, как учителя, так и ученика, мы не можем догадаться о том,
что на самом деле никого и ничему нельзя научить насильно. Можно научить только
тому, что лично важно либо учителю, либо ученику, либо (идеальный вариант)
обоим. Одновременно этот миф обнаруживает, что творчество и учителя, и ученика
неуправляемо: можно так и эдак «встраивать» в действительность его результаты,
однако, их нельзя не только заказать, но и предсказать. Именно ценность
творчества, ценность разнообразия и есть то, что этот миф привносит в
реальность. Таким образом, в идее развития Университета он используется для
утверждения и совершенствования механизмов легитимизации и социализации нового:
благодаря мифу об академической свободе, субъективно мы оказываемся более
благожелательными к новому и готовы воспринимать его не враждебно.
Миф
об академической демократии основывается на возможности выбора своей роли
каждым из участников жизни Университета, – как преподавателей, так и студентов.
Согласно этому мифу, идеи и научные результаты, безусловно, более весомы, чем
статус и манеры, и поэтому позиция любого человека определяется перспективой
его вклада в общее дело накопления и передачи знания. Стимулируя
профессиональную активность, и очевидно акцентируя содержание развития, этот
миф приглашает нас забыть о сравнительно жесткой иерархии университетского
сообщества и, напротив, вскрывает фальшивую природу всякого профессионального
статуса, ведь реально никакие прошлые достижения не делают более вероятным или
более предсказуемым последующее творчество. В каждом хорошем Университете миф о
демократии призван посредством сближения позиций деятельности обеспечивать
надежную трансляцию накопленных и осознанных старшим поколением ценностей в
мировоззрение младших поколений.
Университет
нуждается в мифе об академической традиции для того, чтобы ясно выразить
присущую большинству субъектов потребность во внешнем оправдании. Согласно
этому мифу, университетское образование хорошо, прежде всего, потому и
постольку, поскольку в нем отражаются и используются проверенные временем и
освященные успехами многих поколений подлинные ценности, вечные истины и
эффективные технологии. Университет слишком само достаточен, чтобы находить
оправдание своим действиям в развитии общества, и всеобщая вера в
традиционность позволяет умолчать о принципиальной неспособности угнаться за
решением проблем сегодняшнего дня – пока им найдется решение, они станут
вчерашними, а «вневременные достижения» никогда не превратятся в
«несвоевременные» или устаревшие. Используя миф о традиции, Университет
фактически относит себя к ценностям, которые не подвержены сиюминутной
переоценке, и тем самым сохраняет свою суть свободной от событийной суеты.
В
мифе об универсальности образования, обеспечиваемого Университетом, отражается
попытка найти компромисс между разумом как целью и знанием как средством ее
достижения. Для человека это ситуация достаточно традиционная: как обеспечить
возрастание свободы посредством ее ограничения. Применительно к образованию миф
об универсальности успешно маскирует принципиальную недостижимость получения
(образования = формирования) готового специалиста в результате его обучения в Университете.
Приобретение и даже применение знаний есть, в первую очередь, изменение себя
самого, тогда как профессиональная деятельность – изменение внешней реальности.
И чем более сложная личностная структура достигнута в процессе обучения, а
именно и только ради этого и нужны обширные, глубокие и разнообразные знания,
тем больше потенциальная возможность субъекта повлиять на внешнюю реальность,
экстраполировать собственные качества на качества внешнего мира. Миф об
универсальности в ситуации современного общества, когда функциональность
откровенно превалирует над персональностью, освобождает Университет от прямого
и точного следования запросам момента в пользу предполагаемых потребностей и
интересов будущего.
Как
и иные явления духовности, Университет существует не только потому, что он
полезен другим социальным институтам и обществу в целом, а еще и потому, что
сохраняет собственную, независимую интенцию к реализации истинного и вечного.
Он свободен, поскольку может позволить себе неслыханную в современном мире
роскошь: соотносить свое развитие, в первую очередь, с внутренними, а не с
внешними факторами.
Для
общества в целом Университет является заповедником свободы, и заповедником
достаточно опасным. Студенчество традиционно оказывается самой неспокойной,
бунтующей социальной группой; из студенческой среды постоянно исходит скепсис и
активная критика по отношению к существующему социальному порядку. Мало того –
деятельность Университета по определению направлена на весьма мало почтительное
вмешательство в социальную стратификацию, ибо Университет пытается заниматься
воспроизводством элит путем разрушения их самоизоляции»[22].
Четыре
выделенных мифа Университета влияют на формирования имиджа и Красноярского
Государственного Университета «в глазах» целевой аудитории. Однако в какой
степени они влияют на имидж КрасГУ сказать достаточно сложно, но попытаемся это
выяснить с помощью исследования, которому посвящена данная дипломная работа.
Также попробуем определить и другие элементы, влияющее на формирование имиджа
КрасГУ. Как отмечает Б. Джи: «Служащие, хотят они того или нет, готовы они к
этому или не готовы, но воспринимаются окружающими как авторитеты, когда дело
касается организации. Они, как правило, оказываются в центре внимания близких,
друзей, соседей, к ним прислушиваются, к ним обращаются за информацией о
развитии событий на предприятии, если оно попадает в прессу. В таких случаях
люди интересуются мнением работников предприятия, им доверяют уже потому
только, что они там работают, а значит, «должны все знать»[23].
Поэтому при изучении имиджа КрасГУ необходимо обратить внимание в первую
очередь на «достоверный источник знаний о КрасГУ» - студентов, обучающихся в
нем. Сами студента в первую очередь формируют имидж КрасГУ – своими знаниями,
умениями, внешним видом, рассказами о КрасГУ и т.п. Изучив мнение студентов о
своем Университете, можно понять какой имидж КрасГУ, вероятнее всего, имеет «в
глазах» общественности.
ГЛАВА
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА КРАСГУ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЕГО СТУДЕНТОВ
Для
изучения представлений студентов о Красноярском Государственном Университете
использовался наиболее широко применяемый метод исследования: анкетный опрос. Анкета
состоит из 15 вопросов из них 4 вопроса открытого типа. Данные анкетного опроса
проанализированы с помощью стандартных процедур статистического анализа в
пакете «Статистика 5,5». Кроме этого, был проведен контент-анализ открытых
вопросов анкеты.
Основной эмпирической базой
исследования являются студенты Красноярского государственного университета.
Выборочная совокупность представлена
366 респондентами, среди которых: 66% опрошенных являются лицами женского пола
и 33% - мужского пола. Возраст опрошенных от 17 до 24 лет. На рисунке №1
показано разделение опрошенных студентов по факультетам. 32% опрошенных
респондентов учатся на платной основе, 68% на бюджетной.
Рис. 1.
В
ходе исследования было опрошено 366 студентов КрасГУ (122 мужчины, 244
женщины), из них 59 учатся на психолого-педагогическом факультете, 35 на
экономическом, 36 на биологическом, 43 на факультете физики, 15 на химическом,
71 на юридическом, 11 на филологическом, 23 на историко-философском, 14 на
социально-правовом, 59 на факультете математики и информатики.
2.1 Анализ имиджа КрасГУ в
представлении его студентов
Для
определения важных факторов оценки Красноярского Государственного Университета
студентами, были заданы несколько вопросов. В первом вопросе анкеты с помощью пяти
бальной шкалы оценок: «полностью согласен», «частично согласен», «затрудняюсь
ответить», «частично не согласен», «полностью не согласен», предлагалось
определить свое отношение к Красноярскому Государственному Университету как к
дающему стимул для личностного развития; для творческого развития; для
духовного развития; подготавливающему высококвалифицированных специалистов,
востребованных на рынке труда; престижному месту учебы; дающему качественное
образование; фундаментальному (классическому) образованию; формирующему элиту;
дающему возможность заниматься научной деятельностью. Также предлагалось дать
свой вариант продолжения фразы: «Красноярский Государственный Университет…».
Для
изучения ответов на данный вопрос был проведен факторный анализ (при обработке
был использован стандартизированный пакет программ «Statistic-5,5».) В процессе
анализа были выделены два независимых фактора (см. таблицу 1).
Первый
фактор (30% вариации признаков) связывает такие оценки вуза, как
«подготавливает высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке
труда», «это престижное место учебы», «дает качественное образование» (весовые
нагрузки составляют 0.72, 0.72, 0.73, соответственно). В целом фактор
определяет взгляд на ВУЗ студентов через призму соответствующих характеристик:
качественное образование – престижность – востребованность.
Второй
фактор (25% вариации признаков) объединяет в себе оценки вуза, связанные с
личностным, творческим, духовным развитием. Весовые нагрузки переменных «дает
стимул для личностного развития, творческого развития, духовного развития»
составляют 0.75, 0.85, 0.76, соответственно.
Таблица
1. Факторный анализ блока переменных, связанных с оценкой КрасГУ.
|
Фактор 1 |
Фактор 2 |
1. дает стимул для личностного развития |
0,27 |
0,75 |
2. дает стимул для творческого развития |
0,12 |
0,84 |
3. дает стимул для духовного развития |
0,09 |
0,76 |
4. подготавливает высококвалифицированных специалистов,
востребованных на рынке труда. |
0,72 |
0,13 |
5. это престижное место учебы |
0,72 |
0,03 |
6. дает качественное образование |
0,73 |
0,19 |
7. фундаментальное (классическое) образование |
0,56 |
0,10 |
8. формирует элиту |
0,62 |
0,24 |
Таким
образом, в оценке КрасГУ его студентами можно выделить две независимых
составляющих – качество образования и стимул развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|