на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников

Б.И. Додонов, критикуя определение направленности выше названной школы, которое связывает направленность с доминированием одних мотивов над другими, с их устойчивой иерархией, дает свое определение направленности личности. Он считает, что мотивы - это лишь «формы проявления все тех же потребностей, интересов», т.е. они образуют направленность посредством связи ее компонентов, а не их сущностных характеристик [12]. Б.И. Додонов называет направленностью некоторые особенности переживаний человека в их взаимной связи, характер его эмоционального настроя. Он пытается найти единственную характеристику направленности как специфического личностного образования, представляющего структуру «потребностей определенного рода». Автор отмечает неудовлетворенность трактовкой направленности как иерархии мотивов и пытается обосновать диалектический подход к пониманию потребностей: «... мы должны осознать потребности не только как «запрос» организма или личности к объективному миру, но и как их требование от самих себя определенной производной - «деятельность». Б.И. Додонов справедливо указывает на важность характеристики эмоциональных состояний человека при изучении направленности» [13, с.126].

П.М. Якобсон под направленностью подразумевает такое сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему. Можно сказать, что направленность личности проявляется:

а) в особенностях интересов личности;

б) в особенностях целей, которые человек перед собой ставит;

в) не только в интересах, но и пристрастиях и потребностях человека;

г) в установках личности, в отношении ее к существенным явлениям социальной и личной жизни.

П.М. Якобсон говорит о временной направленности личности (например: сильная влюбленность, т.к. этому человек подчиняет свой распорядок жизни, свои жизненные планы)[52].

Направленность личности сказывается в разнообразных мотивах поведения человека, однако, она может быть выражена в группе конфликтующих мотивов. Проявляются эти мотивы наиболее отчетливо в достаточно острой и значимой ситуации, когда обстоятельства выступают в ярко «обнаженном» виде. Тогда направленность личности, ее интересы, устремления, моральные установки, принципы действительно выявляются в наиболее ярко выраженных мотивах. В острой ситуации определенные мотивы становятся доминирующими [52].

По справедливому определению П.М. Якобсона понятие направленности личности «представляется достаточно существенным, поскольку оно имеет прямое отношение к проблемам воспитания в широком смысле слова» [52, с. 123].

В работах Л.И. Божович, посвященных исследованию закономерностей формирования личности в детском и подростковом возрасте, системообразующим признаком структуры личности выступает «внутренняя позиция личности, или ее направленность». Последняя представляет собой устойчивое доминирование некоторых мотивов деятельности и определяет целостность, целенаправленность поведения и всей жизни индивида. Основное внимание в исследовании уделялось выявлению роли индивидуального и социального опыта, а так же социальных условий в формировании общей направленности личности. Л.И. Божович, исходя из того, что основу мотивации формирует эмоциональная значимость предмета потребности, трактует понятие направленности, главным образом, как эмоциональный феномен[6].

Имеется попытка объединить в более общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты ценностной направленности. Это концепция умонастроения, предположенная Б.Д. Парыгиным. Он отмечает, что умонастроение есть «особый вид устойчивого настроения чувств, которые группируются вокруг каких-то идейных установок и определяют способ восприятия и оценки человеком действительности, а также направленность его волеустремлений» [34]. В связи с этим Б.Д. Парыгин представляет структуру личности как целостное образование, включающее в себя позицию и направленность личности, понятие нормы, роли и установки, ценностной ориентации, состояния и отношения.

Многие авторы, стремясь раскрыть структуру личности, рассматривают ценностные ориентации и социальные установки как проявление ее направленности.

По мнению Б.Г. Ананьева, «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации, которые выступают...как ценностная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, труду, самой себе» [1, с. 56]. Ценностные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами. А установка в ее связи с направленностью характеризует состояние личности, которое можно характеризовать как готовность, направленную к определенной активности.

В рамках представлений о том или ином содержании направленности осуществляются и попытки классификации различных ее видов.

Как правило, эта классификация основывалась на общефилософском представлении о том, что человек в своей жизни реализует три самых важных типа отношений к объективной действительности: к обществу, труду, к себе.

В соответствии с этим направленность разделяется на «коллективистическую» (общественную), «деловую», «эгоистическую» (индивидуалистическую).

Обращение к изучению направленности в отечественной психологии не случайно и имеет принципиально важное значение для перспективы изучения личности. Исследования направленности как ведущей характеристики личности, обладающей побудительной силой, благодаря которой осуществляется избирательное поведение человека, фактически означало попытку реализации нового подхода к изучению человека в психологической науке.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что все мотивы можно разделить на три группы:

1.  мотивы эгоистические - связанные с личным благополучием, успехом, престижем, удовольствиями, властью;

2.  мотивы общественные - альтруистические, коллективистические, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним;

3.  мотивы, идущие непосредственно от интереса к действительности, миропонимание, творчество, деятельность, труд, мотивированные самой потребностью в познании, деятельности, творчестве, а не другими какими - либо потребностями.

В зависимости от того, какие мотивы доминируют, можно разделить направленность на три вида:

1) общественная направленность - проявляется как доминирующее стремление действовать в интересах других людей, сочувствовать их нуждам и переживаниям (действовать в интересах своего коллектива);

2) личная направленность проявляется в доминировании мотивов из группы эгоистических (доминирование мотива личного самоутверждения, первенства);

3) деловая направленность - проявляется как доминирующее стремление к бескорыстной деятельности, к бескорыстному овладению новыми умениями и знаниями.

Н.Е. Щуркова в структуре личности выделяет интерактивную направленность следующих типов: ориентация на личные (эгоистические) интересы связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия; ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности; маргинальная ориентация, выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения.

Б. И. Додонов в структуре личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, акизитивный [12, с. 213].

Б.С. Братусем, в виде четырех уровней направленности личности:

¾  первый уровень — эгоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу;

¾  второй уровень — группоцентрический, определяемый стремлением идентифицировать себя с какой-либо группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет;

¾  третий уровень – просоциальный или гуманистический, определяемый устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям, обществу, человечеству в целом;

¾  четвертый уровень — духовный или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его связью с богом [7].

Н. И. Рейнвальд считает тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения» [34, с. 17]. Автор выделяет следующие типы направленности личности:

¾  тип созидания — включение индивида в систему общественных отношений;

¾  тип потребителя — потребление духовных, и, в особенности, материальных благ;

¾  тип разрушителя — во имя корыстных интересов готов разрушать любые ценности, созданные другими [34, с. 17].

Направленность личности имеет многовекторное и многоуровневое строение и проявляется не столько в выборе человеком деятельности, сколько во всей избирательной сфере пристрастности психики.

В структуре и проявлениях направленности субъекта может быть выделено несколько уровней, своего рода психологических классов:

1.  Иерархизированная и динамичная система потребностей, мотивов, связей между ними, которые отнюдь не линейны, а являются своеобразной индивидуальной особенностью человека;

2.  Множественно соподчиненные системы целей и задач субъекта, заданные как относительно устойчивыми потребностно-мотивационными образованиями, так и текущими, переменчивыми условиями жизни;

3.  Соответствующая двум предыдущим иерархия деятельности субъекта, выбор, реализация и развитие которой оформляет систему поступков, стиль поведения, этапы жизнедеятельности;

4.  Широкая система субъективных и субъектных проявлений психики, куда входит психологическая структура деятельности, поведения, сознания, самосознания, характера, смысла.

Таким образом, направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Итак, проводя теоретический анализ проблемы, мы определи, структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.

Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В связи с этим различают внутреннюю и внешнюю мотивацию трудовой деятельности. Внутренняя мотивация — это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Направленность определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность. Под направленностью понимается некоторое психическое свойство, которое в общем виде задается как избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и творчество, компонентами которого являются идеалы, потребности, интересы. Направленность личности сказывается в разнообразных мотивах поведения человека.

мотивация трудовой направленность личность


2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона

2.1   Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе автосалона в январе – марте 2009 г.

Исследование поводилось в несколько этапов:

На первом этапе нами была определена проблема.

На втором этапе был сформулирован методологический аппарат: цель, задачи, объект, предмет, были выдвинуты гипотезы.

На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. В исследовании принимали участие 48 сотрудников автосалона. Выборку составили 21 женщин и 27 мужчин в возрасте от 22 до 40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]), со стажем работы от 3 до 5 лет.

Четвертый этап исследования состоял в подборе диагностического инструментария для проведения исследования.

Пятый этап – проведение диагностического обследования сотрудников автосалона Исследование проводилось отдельно с каждым респондентом.

На шестом этапе была проведена обработка первичных данных. Нами были определены количественные показатели выраженности мотивации труда и направленности личности сотрудников автосалона, проведен статистический и корреляционный анализ данных

В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона.

Объект исследования: мотивационная сфера сотрудников автосалона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.