Б.И. Додонов, критикуя
определение направленности выше названной школы, которое связывает
направленность с доминированием одних мотивов над другими, с их устойчивой
иерархией, дает свое определение направленности личности. Он считает, что
мотивы - это лишь «формы проявления все тех же потребностей, интересов», т.е.
они образуют направленность посредством связи ее компонентов, а не их
сущностных характеристик [12]. Б.И. Додонов называет направленностью некоторые особенности
переживаний человека в их взаимной связи, характер его эмоционального настроя.
Он пытается найти единственную характеристику направленности как специфического
личностного образования, представляющего структуру «потребностей определенного
рода». Автор отмечает неудовлетворенность трактовкой направленности как
иерархии мотивов и пытается обосновать диалектический подход к пониманию
потребностей: «... мы должны осознать потребности не только как «запрос»
организма или личности к объективному миру, но и как их требование от самих
себя определенной производной - «деятельность». Б.И. Додонов справедливо
указывает на важность характеристики эмоциональных состояний человека при
изучении направленности» [13, с.126].
П.М. Якобсон под
направленностью подразумевает такое сложное образование в личности, которое
должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека,
определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношение
к другим людям, к себе, к своему будущему. Можно сказать, что направленность
личности проявляется:
а) в особенностях
интересов личности;
б) в особенностях целей,
которые человек перед собой ставит;
в) не только в интересах,
но и пристрастиях и потребностях человека;
г) в установках личности,
в отношении ее к существенным явлениям социальной и личной жизни.
П.М. Якобсон говорит о
временной направленности личности (например: сильная влюбленность, т.к. этому
человек подчиняет свой распорядок жизни, свои жизненные планы)[52].
Направленность личности
сказывается в разнообразных мотивах поведения человека, однако, она может быть
выражена в группе конфликтующих мотивов. Проявляются эти мотивы наиболее
отчетливо в достаточно острой и значимой ситуации, когда обстоятельства
выступают в ярко «обнаженном» виде. Тогда направленность личности, ее интересы,
устремления, моральные установки, принципы действительно выявляются в наиболее
ярко выраженных мотивах. В острой ситуации определенные мотивы становятся
доминирующими [52].
По справедливому
определению П.М. Якобсона понятие направленности личности «представляется
достаточно существенным, поскольку оно имеет прямое отношение к проблемам
воспитания в широком смысле слова» [52, с. 123].
В работах Л.И. Божович,
посвященных исследованию закономерностей формирования личности в детском и
подростковом возрасте, системообразующим признаком структуры личности выступает
«внутренняя позиция личности, или ее направленность». Последняя представляет
собой устойчивое доминирование некоторых мотивов деятельности и определяет
целостность, целенаправленность поведения и всей жизни индивида. Основное
внимание в исследовании уделялось выявлению роли индивидуального и социального
опыта, а так же социальных условий в формировании общей направленности
личности. Л.И. Божович, исходя из того, что основу мотивации формирует
эмоциональная значимость предмета потребности, трактует понятие направленности,
главным образом, как эмоциональный феномен[6].
Имеется попытка
объединить в более общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты
ценностной направленности. Это концепция умонастроения, предположенная Б.Д.
Парыгиным. Он отмечает, что умонастроение есть «особый вид устойчивого
настроения чувств, которые группируются вокруг каких-то идейных установок и
определяют способ восприятия и оценки человеком действительности, а также
направленность его волеустремлений» [34]. В связи с этим Б.Д. Парыгин
представляет структуру личности как целостное образование, включающее в себя
позицию и направленность личности, понятие нормы, роли и установки, ценностной
ориентации, состояния и отношения.
Многие авторы, стремясь
раскрыть структуру личности, рассматривают ценностные ориентации и социальные
установки как проявление ее направленности.
По мнению Б.Г. Ананьева,
«направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные
ориентации, которые выступают...как ценностная совокупность или система
сознательных отношений личности к обществу, труду, самой себе» [1, с. 56].
Ценностные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и
ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и
поведенческими компонентами. А установка в ее связи с направленностью
характеризует состояние личности, которое можно характеризовать как готовность,
направленную к определенной активности.
В рамках представлений о
том или ином содержании направленности осуществляются и попытки классификации
различных ее видов.
Как правило, эта
классификация основывалась на общефилософском представлении о том, что человек
в своей жизни реализует три самых важных типа отношений к объективной
действительности: к обществу, труду, к себе.
В соответствии с этим
направленность разделяется на «коллективистическую» (общественную), «деловую»,
«эгоистическую» (индивидуалистическую).
Обращение к изучению направленности
в отечественной психологии не случайно и имеет принципиально важное значение
для перспективы изучения личности. Исследования направленности как ведущей
характеристики личности, обладающей побудительной силой, благодаря которой
осуществляется избирательное поведение человека, фактически означало попытку
реализации нового подхода к изучению человека в психологической науке.
Анализ отечественной и
зарубежной литературы показывает, что все мотивы можно разделить на три группы:
1.
мотивы эгоистические
- связанные с личным благополучием, успехом, престижем, удовольствиями,
властью;
2.
мотивы
общественные - альтруистические, коллективистические, гуманистические,
связанные с заботой о других людях, с любовью к ним;
3.
мотивы, идущие
непосредственно от интереса к действительности, миропонимание, творчество,
деятельность, труд, мотивированные самой потребностью в познании, деятельности,
творчестве, а не другими какими - либо потребностями.
В зависимости от того,
какие мотивы доминируют, можно разделить направленность на три вида:
1) общественная
направленность - проявляется как доминирующее стремление действовать в
интересах других людей, сочувствовать их нуждам и переживаниям (действовать в
интересах своего коллектива);
2) личная направленность
проявляется в доминировании мотивов из группы эгоистических (доминирование
мотива личного самоутверждения, первенства);
3) деловая направленность
- проявляется как доминирующее стремление к бескорыстной деятельности, к
бескорыстному овладению новыми умениями и знаниями.
Н.Е. Щуркова в структуре
личности выделяет интерактивную направленность следующих типов: ориентация на
личные (эгоистические) интересы связывается с преобладанием мотивов
собственного благополучия; ориентация на взаимодействие, сотрудничество с
другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений
с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности; маргинальная
ориентация, выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и
импульсивности поведения.
Б. И. Додонов в структуре
личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции
выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы
направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический,
пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический,
акизитивный [12, с. 213].
Б.С. Братусем, в виде
четырех уровней направленности личности:
¾
первый уровень —
эгоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному
удобству, выгоде, престижу;
¾
второй уровень —
группоцентрический, определяемый стремлением идентифицировать себя с какой-либо
группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти
другие в его группу или нет;
¾
третий уровень –
просоциальный или гуманистический, определяемый устремленностью человека на
создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям,
обществу, человечеству в целом;
¾
четвертый уровень
— духовный или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его
связью с богом [7].
Н. И. Рейнвальд считает
тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые
человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения» [34,
с. 17]. Автор выделяет следующие типы направленности личности:
¾
тип созидания —
включение индивида в систему общественных отношений;
¾
тип потребителя —
потребление духовных, и, в особенности, материальных благ;
¾
тип разрушителя —
во имя корыстных интересов готов разрушать любые ценности, созданные другими
[34, с. 17].
Направленность личности
имеет многовекторное и многоуровневое строение и проявляется не столько в
выборе человеком деятельности, сколько во всей избирательной сфере
пристрастности психики.
В структуре и проявлениях
направленности субъекта может быть выделено несколько уровней, своего рода
психологических классов:
1.
Иерархизированная
и динамичная система потребностей, мотивов, связей между ними, которые отнюдь
не линейны, а являются своеобразной индивидуальной особенностью человека;
2.
Множественно
соподчиненные системы целей и задач субъекта, заданные как относительно
устойчивыми потребностно-мотивационными образованиями, так и текущими,
переменчивыми условиями жизни;
3.
Соответствующая
двум предыдущим иерархия деятельности субъекта, выбор, реализация и развитие
которой оформляет систему поступков, стиль поведения, этапы жизнедеятельности;
4.
Широкая система
субъективных и субъектных проявлений психики, куда входит психологическая
структура деятельности, поведения, сознания, самосознания, характера, смысла.
Таким образом,
направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями,
убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Итак, проводя
теоретический анализ проблемы, мы определи, структура мотивации
человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической
соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по
отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Мотивационная сфера индивида
определяет общую направленность личности.
Мотивация трудовой
деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих
человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность,
ориентированную на достижение определенных целей. В связи с этим различают
внутреннюю и внешнюю мотивацию трудовой деятельности. Внутренняя мотивация —
это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в
день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. Внешняя мотивация
— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но
обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Направленность определяет
жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет
ее социальную и нравственную ценность. Под направленностью понимается некоторое
психическое свойство, которое в общем виде задается как избирательное отношение
человека к действительности, влияющее на его жизнь и творчество, компонентами
которого являются идеалы, потребности, интересы. Направленность личности
сказывается в разнообразных мотивах поведения человека.
мотивация трудовой
направленность личность
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации
трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона
2.1
Организация и методы исследования
Исследование проводилось
на базе автосалона в январе – марте 2009 г.
Исследование поводилось в
несколько этапов:
На первом этапе нами была
определена проблема.
На втором этапе был сформулирован методологический аппарат:
цель, задачи, объект, предмет, были выдвинуты гипотезы.
На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. В
исследовании принимали участие 48 сотрудников автосалона. Выборку составили 21 женщин и 27 мужчин в возрасте от 22 до
40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]), со стажем работы от 3 до 5
лет.
Четвертый этап
исследования состоял в подборе диагностического инструментария для проведения исследования.
Пятый этап – проведение диагностического обследования
сотрудников автосалона Исследование проводилось отдельно с каждым респондентом.
На шестом этапе была
проведена обработка первичных данных. Нами были определены количественные
показатели выраженности мотивации труда и направленности личности сотрудников
автосалона, проведен статистический и корреляционный анализ данных
В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи
мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона.
Объект исследования:
мотивационная сфера сотрудников автосалона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|