Предмет исследования:
взаимосвязь мотивации
трудовой деятельности сотрудников автосалона с их направленностью личности.
Гипотеза: мы
предполагаем, что
¾
для сотрудников
автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность
личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество;
¾
для сотрудников автосалона
с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на
собственные интересы.
Задачи:
1.
Изучить мотивацию
трудовой деятельности у сотрудников автосалона;
2.
Изучить общую
направленность личности у сотрудников автосалона:
3.
Изучить
интерактивную направленность личности у сотрудников автосалона;
4.
Изучить
эмоциональную направленность личности у сотрудников автосалона;
5.
Выявить
взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности у
сотрудников автосалона;
Методики исследования:
1.
Мотивация
трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
2.
Методика
«Направленность личности» Б. Басса
3.
Диагностика
интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П.
Фетискина)
4.
Диагностика
эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонова в модификации Е.Р.
Гореловой)
Методики исследования
1.
Мотивация трудовой
деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) [44].
Методика может
применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том
числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена
концепция о внутренней и внешней мотивации.
Методика состоит из 7
утверждений, которые необходимо оценить по 5-тибальной системе. (Приложение 1)
Подсчитываются показатели
внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной
(ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 +
оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 +
оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З +
оценка п. 4)/2
Показателем выраженности
каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том
числе возможно и дробное)
На основании полученных
результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный
комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации:
ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным,
мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ>ВПМ>ВОМ и
ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным
комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ
Между этими комплексами
заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные
комплексы.
При интерпретации следует
учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно
один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
2. Методика «Направленность личности» Б. Басса[37]
Методика «Направленность личности» была опубликована в 1967
году Б. Бассом. Опросник состоит из 27 утверждений к которым необходимо выбрать
два варианта ответа: вариант, который лучше всего отражает точку зрения
испытуемого и вариант, который наименее ценен. Обработка методики ведется по
ключу. За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в
рубрике «меньше всего» - 0 баллов. Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой
направленности – от 54 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0
(если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).
Методика позволяет выявить следующие типы направленности: на
себя, на дело, на общение
3. Диагностика
интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н. П.
Фетискина) [37].
Методика предназначена
для изучения вектора интерактивной направленности и личной социализации.
Испытуемому предлагается опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами
«а», «в» и «с». Ему следует выбрать тот ответ, который в большей степени
соответствует его мнению и наиболее ценен для него.
Методика предполагает
определение трех видов направленности: ориентации на личные (эгоистические)
интересы; ориентации на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми;
маргинальной ориентации.
Обработка и интерпретация
результатов производится с помощью ключа. Ответы, совпадающие с ключом,
оцениваются в 1 балл, а несовпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим
подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании
той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству
баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида
направленности можно говорить исходя из следующих показателей: 24 балла и выше
– высокий уровень; 14-23 балла – средний уровень; 13 баллов и менее – низкий
уровень
4. Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И.
Додонова в модификации Гореловой ) [34]
Методика состоит из 50 утверждений, степень согласия с
которыми оценивается по четырехбалльной шкале: «безусловно да» - 2 балла; «пожалуй,
да» - 1 балл; «пожалуй, нет» - 0 баллов; «безусловно нет»- минус 2 балла.
В результате обработки определяется выраженность следующих
типов направленности: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, праксическая,
пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная.
2.2
Описание полученных
данных
Результаты исследования
мотивации профессиональной деятельности у сотрудников автосалона представлены в
таблице 1 и в приложении 5.
Таблица 1 Результаты
исследования мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона (по методике
К. Замфир в модификации А. Реана)
|
Тип мотивации труда |
Внутренняя |
Внешняя положительная |
Внешняя отрицательная |
Кол-во человек |
18 |
16 |
14 |
% |
38 |
33 |
28 |
Как мы видим из таблицы
1, 38% сотрудников имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные
сотрудники ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и
личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому
характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя
мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе
человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
33% сотрудников автосалона
имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности
ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по
службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают
нужным приложить свои усилия.
Отрицательная внешняя
мотивация характерна для 28% сотрудников автосалона, то есть мотивами их
деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций
негативного характера.
Результаты исследования
представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели
выраженности мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона.
В результате обработки данных по методике «Направленность »
Б.Басса мы получили результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 Результаты исследования направленности личности у
сотрудников автосалона (по методике «Направленность» Б. Басса)
|
На себя |
На общение |
На дело |
Кол-во чел. |
19 |
14 |
15 |
% |
40 |
29 |
31 |
Из таблицы 2 мы видим, что среди сотрудников автосалона 40%
имеют направленность на себя. Им свойственна ориентация на прямое
вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников,
агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству,
раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
31% сотрудников автосалона имеют ведущей направленность на
дело, то есть данные сотрудники заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся
к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им
свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое
полезно для достижения общей цели.
У 29% сотрудников автосалона ведущей направленностью является
направленность на общение. Характерными для сотрудников с данной ведущей направленностью является
стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на
совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы,
потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Результаты изучения направленности личности с помощью
методики «Направленность» Б. Баса представлены на рисунке 2
Рис.2 Показатели
выраженности направленности личности у сотрудников автосалона.
Результаты исследования
интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице
3.
Таблица 3 Результаты
исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона (по
методике Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)
Направленность |
Уровень выраженности |
высокий |
средний |
низкий |
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
на личные интересы |
22 |
46 |
22 |
46 |
4 |
8 |
на взаимодействие |
25 |
52 |
22 |
46 |
1 |
2 |
маргинальная ориентация |
5 |
10 |
12 |
25 |
31 |
65 |
Анализ результатов исследования
интерактивной направленности личности показал, что у 46% сотрудников автосалона
имеют высокую направленность на личные интересы, у стольких же она выражена на
среднем уровне, лишь у 8% на низком уровне. При выраженной данной
направленности у сотрудников преобладают мотивы собственного благополучия, во
взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных
потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего
игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и
обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|