Реферат: Административное право
ВОПРОСЫ
Для подготовки к экзамену по курсу «Административное
право»
Билет 1:
1.
Исполнительная власть и государственное управление
2.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1.
Предмет и метод административного права
2.
Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1.
Система административного права
2.
Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1.
Нормы административного права
2.
Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1.
Административно-правовые отношения
2.
Понятие и виды государственных служащих
Билет 6:
1.
Источники административного права
2.
Понятие государственной службы
Билет 7:
1.
Граждане, как субъекты административного права
2.
Порядок наложения административных взысканий
Билет 8:
1.
Иностранцы и лица без гражданства, как субъекты административного права
2.
Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих права
граждан
Билет 9:
1.
Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти
2.
Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
Билет 10:
1.
Понятие и виды органов исполнительной власти
2.
Прохождение государственной службы
Билет 11:
1.
Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
2.
Понятие и виды методов управления
Билет 12:
1.
Система федеральных органов исполнительной власти
2.
Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти
Билет 13:
1.
Администрация Президента РФ
2.
Правовые акт управления
Билет 14:
1.
Правительство РФ
2.
Пресечение по административному праву
Билет 15:
1.
Аппарат Правительства РФ
2.
Принуждение по административному праву
Билет 16:
1.
Система органов исполнительной власти республик в составе РФ
2.
Виды административных взысканий
Билет 17:
1.
Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ
2.
Способы замещения государственных должностей
Билет 18:
1.
Административно-правовой статус общественных объединений
2.
Государственная должность
Билет 19:
1.
Основы правового положения государственного служащего
2.
Административный договор
Билет 20:
1.
Формы управления
2.
Административно-предупредительные меры
Билет 21:
1.
Виды правовых актов управления
2.
Административный проступок
Билет 22:
1.
Понятие и особенности административной ответственности
2.
Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства
Билет 23:
1.
Система административного права
2. Субъекты исполнительной
власти и их полномочия в сфере административно-политической деятельности
Билет 24:
1.
Принципы административного права
2.
Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере
Билет 25:
1.
Административный процесс
2.
Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления
наукой
Билет 26:
1.
Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере социальной
защиты населения, труда и занятости
2.
Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления
здравоохранением и образованием
Билет 1
1. Исполнительная власть и
государственное управление
В соответствии с принципом
разделения властей, единая государственная власть организационно и
институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви –
законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются
высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и
противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако
среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за
лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную
власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Исполнительная власть должна
быть подзаконной. Её главное предназначение – исполнение законов, их
реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила –
чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. Всё это составляет
объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти
как раз органами исполнительной власти. Поэтому в демократическом
государстве формирование и порядок деятельности административной
(исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы
юридическими нормами. Административное законодательство является правовой
основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой
активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной
власти.
В законодательстве и
юридической литературе как очень близкие используются понятия: исполнительная
власть, государственное управление, государственная администрация,
административная власть. Эти понятия связаны с властной деятельностью, которая
осуществляется под руководством более высокой власти (парламента, монарха и
т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление – это деятельность,
администрация – основной субъект этой деятельности, власть – главный способ её
(деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде
всего, раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная
администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и
«исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность
и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия
связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака:
управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность
служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую,
исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую
(исполнительно-распорядительную, административную) власть.
2. Стадии производства по
делам об административных правонарушениях
Под стадией следует понимать
такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его
общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие
особенности.
Производство состоит из 4
частей (стадий), а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных
действий:
1)Административное расследование
(формальные моменты процедуры): а)
возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в) процессуальное
оформление результатов расследования; г) направление материалов для
рассмотрения по подведомственности.
2)Рассмотрение дела (сбор и
анализ информации): а) подготовка дела
к рассмотрению и слушанию;
анализ собранных материалов,
обстоятельств дела; б) принятие постановления; в) доведение постановления до
сведения.
3)Пересмотр постановления
(проделанная работа фиксируется в документе): а) обжалование (опротестовывание) решения; б) проверка законности
постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.
4)Исполнение постановления:
(материалам дается ход): а) обращение
постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание исполнения
(дела).
Билет 2
1. Предмет и метод
административного права
АП – самостоятельная отрасль
правовой системы РФ, которая опутывает человека с момента его рождения вплоть
до его смерти на протяжении всей жизни. В советское время право
систематизировалось по предмету и методу, на Западе в развитых странах
первоначальное деление права имело иной характер (от римских юристов – на
частное и публичное). В СССР всё право считалось публичным. Сейчас нами перенят
западный способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному
и только следующая ступень деления права (внутри подсистемы публичного права)
по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных
общественных отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это
управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе
формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает
сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отношения.
Признаки управленческих
отношений: а) управление рассматривается как функция всех систем, в
т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает взаимодействие элементов в
системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы); в) наличие
2-х элементов – субъекта и объекта управления; г) управление может
быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают внутри- и
внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в управлении
(социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г) властные
полномочия субъекта управления; д)
наличие специального субъекта – органа
государства, осуществляющего управленческую деятельность.
В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни
общества, и не было органов власти – только органы управления. В РФ нет органов
государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются
управлением. Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское
время основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то
сейчас, основной охраняемый приоритет – наши права, и гражданин вправе
предъявить иск даже государству в случае ущемления его прав). Изменились
экономические отношения, появились различные формы собственности: т.о.,
поменялся субъект управления, сократилась сфера управления, поменялось
содержание управления и появились новые правовые отношения.
АП – отрасль права,
регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной
власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные
управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства. Предмет
правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек –
существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление.
Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует
человеческое общество. Управление предполагает доминирование, преобладание
одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически
оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового
метода.
Главные признаки метода
АП: а) юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия
субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны
другой, которое может быть а) линейным («начальник – подчиненный»), б)
функциональным («инспектор – контролируемый»); б) юридические факты: АП
отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними
волеизъявлениями; в) права и обязанности субъектов административных
правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон; г)
защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников,
споры между ними решаются: в административном порядке ( управляющим субъектом)
или в судебном порядке.
В АП возникает
административно-правовой режим регулирования. Правовой режим ориентирован на
способы правового регулирования: дозволение (гражданское право), запрещение
(уголовное право), обязывание (АП строится на нём).
2. Субъекты исполнительной
власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности
Общая компетенция: Статья 71
КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся: … к) внешняя политика и
международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской
Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской
Федерации; …».
Полномочия Президента РФ:
Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство
внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает
международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные
грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем
дипломатических представителей».
Полномочия Правительства РФ:
Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской Федерации: … д) осуществляет меры
по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней
политики Российской Федерации; …».
Разграничение компетенции:
Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся: … о) координация международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение
международных договоров Российской Федерации».
Смысл государственного
управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от 13.10.95 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|