на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Административное право

Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического развития и торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ), Министерство ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и Федеральной служба России по валютному и экспортному контролю). Положение о Министерстве ЭРиТ РФ не принято.

Билет 3

1. Система административного права

АП – целостная система правовых норм и институтов, объединенные общим предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы (общих и специальных) и в целом отрасль создает специфический (административно-правовой) режим регулирования, который строится на обязывание как способе правового регулирования.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по административному праву.

В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; …».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется Положением о Министерстве иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Положением о консульском учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от 05.11.98 г.).

Билет 4

1. Нормы административного права

Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций, а так же внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере деятельности других органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых средств, с помощью которых государство воздействует на общественно-правовые отношения (законы, НПА, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и правосознание).

Функции административно-правовой нормы: а) АПН обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН определяют вариант должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН предназначены для эффективного функционирования органов исполнительной власти; г) АПН обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной власти; д) АПН несут двойную нагрузку и бывают: правоисполнительными (устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не законодательными органами) и правоустановительными (устанавливаются законодательными органами и охраняются своими санкциями – КобАП).

Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций: а) в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на нормы материальные и процессуальные (в АП, в отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве самостоятельной части); б) в зависимости от содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти, общественным объединениям; г) в зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные, субъектов федерации и органов местного самоуправления; д) по характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые.

Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение (не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно, все граждане их соблюдают), исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны выполнять, под угрозой принуждения).

Структура Административно-правовой номы: гипотеза, диспозиция и санкция. Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов: а) при установлении определённых норм в одной статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких правовых норм выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким (правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте устанавливается несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций (Правила пользования транспортом); г) отсылочная - санкция изложена в другом нормативном акте (АПН содержит дисциплинарные санкции).

Действие нормы во времени: Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС” № 5-ФЗ 14.06.94 г.: НПА вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не оговорено; Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов ПРФ, Правительства РФ, НПА ФОИВ” № 763 от 23.05.96 г.: подлежат  обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме содержащих государственную тайну).

Прекращение действия нормы: а) отмена (издается акта, отменяющего действие нормы); б) фактическая замена (принятие новой нормы, заменяющей старую); в) истечение срока (срочная норма). Пределы прекращения действия старой нормы: переживание нормы - старая норма продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы; немедленное прекращение - прекращает действия на все отношения ей регулируемые, с даты утраты ею юридической силы; досрочное прекращение - прекращает действия на правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, доказательства, участники, сроки

Производство по делам об АПН тесно связано с гражданским процессом, т.к. жалоба на постановление о привлечении к АО рассматривает по ГПК.

Доказательства: Ими в производстве по АПН являются фактические данные, информация, которые устанавливаются основания дела. Доказательства могут быть использованы в производстве, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Доказательства делят на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного процесса доказательства делятся в зависимости от источника сведений: показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства; вещественные доказательствава и документы (материальные носители информации); непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки.

Участники производства по делам об АПН: компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела; субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к ответственности); лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты и т.д.).

Сроки производства об АПН: а) размер срока - в большинстве случаев КобАП четко устанавливается сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст. 238 КобАП); б) с какого момента течет срок - начало течения срока обычно связано с каким-нибудь юридическим фактом (получение повестки), когда срок исчисляется днями и больше, его течение начинается с 00.00, административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под стражу; в) правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в которое должны быть совершены определенные действия, если действие не завершено, в порядке исключения восстанавливают сроки (ст. 268).

Общие и специальные сроки (ст. 257 КобАП): дела об АПН рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2 и 3 части статьи устанавливают специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на: а) процессуальные (совершение строго определенных процессуальных действий); б) давностные сроки (привлечение к АО, исполнение постановления, погашение наложенного взыскания) если давность истекает, дело прекращают; в) принудительные сроки (время осуществления отдельных мер административного принуждения), устанавливаются законом или иным НПА.

Подведомственность дел по АП: Различают: а) общую  подведомственность;  б) специальную подведомственность; в) видовую подведомственность (органа, который рассматривает дело (инспекция и т.д.)); г) территориальная подведомственность (конкретно орган данного вида либо по месту совершения ПН, либо по месту жительства гражданина); д) должностная подведомственность (ДЛ конкретного органа).

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления (при ускоренных производствах все стадии “сливаются” в один процесс).

Дела об АП рассматриваются Административными комиссиями при местных администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными, городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами государственных инспекций. Принятие постановления: Дается окончательная оценка, определяется мера воздействия: о наложении административного взыскания либо о прекращении делопроизводства. Решение - юридический властный акт оформленный в соответствии с требованием закона и содержащий определенные реквизиты (наименование органа и должностного лица принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания)).

Билет 5

1. Административно-правовые отношения

АПО - это отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а также некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные нормами административного права. Все правовые отношения, в т.ч. и АПО, переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего они вторичны по отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы и определяют права и обязанности субъектов АПО, которые должны быть взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не могут быть только права, а у другой – лишь обязанности.

Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются публично-правовым характером (государство и его органы); в) Один из субъектов АПО обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция реализации закона); д) АПО, как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно; е) в АПО ответственность наступает не перед другой стороной, как в гражданском праве, а перед государством в целом.

Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом, отношения  между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура, законодательные органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по сфере действия их подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные отношения; в) по выполняемым функциям эти отношения могут быть классифицированы на материальные и процессуальные; г) исходя из положения субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные (административно-правовой договор).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.