Механизмы функционирования
органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от
14.03.95 г.) и Министерство экономического развития и торговли РФ (переданы
функции Министерства РФ по делам СНГ), Министерство ЭРиТ РФ (переданы функции
Министерство торговли РФ и Федеральной служба России по валютному и экспортному
контролю). Положение о Министерстве ЭРиТ РФ не принято.
Билет 3
1. Система
административного права
АП – целостная система правовых
норм и институтов, объединенные общим предметом, целью, принципами и методом
регулирования, согласованные друг с другом, опирающиеся на единые определения,
использующие единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм
разной юридической силы (общих и специальных) и в целом отрасль создает
специфический (административно-правовой) режим регулирования, который строится
на обязывание как способе правового регулирования.
Система АП делится на общую и
особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная
состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности
исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять
групп институтов (подотраслей): а) регулирующих административно-правовые
статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б) регулирующих основы
организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного
управления); в) регулирующих административно-правовой статус негосударственных
организаций; г) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;
д) регулирующих принуждение по административному праву.
В особенной части АП четыре
подотрасли, объединяющие нормы:
а) регулирующие обеспечение безопасности
граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; б)
регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной
администрации; в) регулирующие ее социально-культурную деятельность; г)
регулирующие деятельность государственной администрации по организации и
осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами
(внешних связей).
АП – одна из самых сложных
отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и
разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет
ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная
администрация.
Вокруг АП группируются
финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи
отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в
которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
2. Субъекты исполнительной
власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Общая компетенция: Статья 71
КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся: … к) внешняя политика и
международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской
Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской
Федерации; …».
Полномочия Президента РФ:
Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство
внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает
международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные
грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем
дипломатических представителей».
Полномочия Правительства РФ:
Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской Федерации: … д) осуществляет меры
по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней
политики Российской Федерации; …».
Разграничение компетенции:
Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся: … о) координация международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение
международных договоров Российской Федерации».
Смысл государственного
управления в сфере ВЭД регулируется Положением о Министерстве иностранных дел
РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Положением о консульском
учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от 05.11.98 г.).
Билет 4
1. Нормы административного
права
Административно-правовая
норма – это правило поведения, устанавливаемое
и охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере функционирования
исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций, а так же
внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере деятельности других
органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма
правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм
правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых средств, с
помощью которых государство воздействует на общественно-правовые отношения
(законы, НПА, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и
правосознание).
Функции
административно-правовой нормы: а) АПН
обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН
определяют вариант должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН
предназначены для эффективного функционирования органов исполнительной власти;
г) АПН обеспечивают прочный правовой режим в деятельности
органов исполнительной власти; д)
АПН несут двойную нагрузку и бывают:
правоисполнительными (устанавливаются самими субъектами исполнительной власти,
а не законодательными органами) и правоустановительными (устанавливаются
законодательными органами и охраняются своими санкциями – КобАП).
Виды
административно-правовой нормы:
Существует несколько классификаций: а) в зависимости от их
функционального назначения нормы подразделяются на нормы материальные и
процессуальные (в АП, в отличие от гражданского, процессуальные нормы не
обособлены, кроме норм применения взысканий, а значит, они ещё не
сформировались в качестве самостоятельной части); б) в зависимости от
содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие,
стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата их
делят на нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти,
общественным объединениям; г) в зависимости от территориальной принадлежности – на
федеральные, субъектов федерации и органов местного самоуправления; д) по
характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые.
Реализация
административно-правовых норм:
Существует 3 формы: соблюдение (не требует вмешательства государства –
соблюдение незаметно, все граждане их соблюдают), исполнение (знают и
исполняют) и применение (знают и обязаны выполнять, под угрозой принуждения).
Структура
Административно-правовой номы:
гипотеза, диспозиция и санкция. Надо иметь в виду, что административно-правовая
норма – это не есть статья нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм
в статьях нормативных актов: а) при установлении определённых норм в одной
статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких
правовых норм выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к
нескольким (правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте
устанавливается несколько правил, за нарушение которых устанавливается
несколько санкций (Правила пользования транспортом); г) отсылочная - санкция
изложена в другом нормативном акте (АПН содержит дисциплинарные санкции).
Действие нормы во времени: Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “О
порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС” № 5-ФЗ
14.06.94 г.: НПА вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное
не оговорено; Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу
актов ПРФ, Правительства РФ, НПА ФОИВ” № 763 от 23.05.96 г.: подлежат
обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме содержащих государственную
тайну).
Прекращение действия нормы: а) отмена (издается акта, отменяющего действие
нормы); б) фактическая замена (принятие новой нормы, заменяющей старую); в)
истечение срока (срочная норма). Пределы прекращения действия старой нормы: переживание
нормы - старая норма продолжает регулировать отношения, которые возникли на
ее основе и после вступления в силу новой нормы; немедленное прекращение
- прекращает действия на все отношения ей регулируемые, с даты утраты ею
юридической силы; досрочное прекращение - прекращает действия на
правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.
2. Производство по делам об
административных правонарушениях: понятие, доказательства, участники, сроки
Производство по делам об АПН
тесно связано с гражданским процессом, т.к. жалоба на постановление о
привлечении к АО рассматривает по ГПК.
Доказательства: Ими в производстве по АПН являются фактические
данные, информация, которые устанавливаются основания дела. Доказательства
могут быть использованы в производстве, если они получены в порядке и из
источников, предусмотренных законом. Доказательства делят на прямые и
косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного процесса
доказательства делятся в зависимости от источника сведений: показания или
объяснения различных лиц, чаще участников производства; вещественные
доказательствава и документы (материальные носители информации);
непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные
проступки.
Участники производства по делам об АПН: компетентные органы и должностные
лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы,
определяющие движение и судьбу дела; субъекты, имеющие личный интерес в деле
(потерпевший, привлекаемый к ответственности); лица и органы, содействующие
осуществлению производства (свидетели, эксперты и т.д.).
Сроки производства об АПН: а) размер срока - в большинстве случаев КобАП четко
устанавливается сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные
сроки (ст. 238 КобАП); б) с какого момента течет срок - начало течения срока
обычно связано с каким-нибудь юридическим фактом (получение повестки), когда
срок исчисляется днями и больше, его течение начинается с 00.00,
административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под
стражу; в) правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в
которое должны быть совершены определенные действия, если действие не завершено,
в порядке исключения восстанавливают сроки (ст. 268).
Общие и специальные сроки (ст. 257 КобАП): дела об АПН рассматриваются в
15-дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2 и 3
части статьи устанавливают специальные сроки.
По юридическому значению сроки
делятся на: а) процессуальные (совершение строго определенных процессуальных
действий); б) давностные сроки (привлечение к АО, исполнение постановления,
погашение наложенного взыскания) если давность истекает, дело прекращают; в)
принудительные сроки (время осуществления отдельных мер административного
принуждения), устанавливаются законом или иным НПА.
Подведомственность дел по
АП: Различают: а) общую
подведомственность; б) специальную подведомственность; в) видовую подведомственность
(органа, который рассматривает дело (инспекция и т.д.)); г) территориальная
подведомственность (конкретно орган данного вида либо по месту совершения ПН,
либо по месту жительства гражданина); д) должностная подведомственность (ДЛ
конкретного органа).
Стадии производства по
делам: расследование дела;
рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления (при
ускоренных производствах все стадии “сливаются” в один процесс).
Дела об АП рассматриваются Административными комиссиями при местных
администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,
городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам
несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами государственных
инспекций. Принятие постановления: Дается окончательная оценка,
определяется мера воздействия: о наложении административного взыскания либо о
прекращении делопроизводства. Решение - юридический властный акт оформленный в
соответствии с требованием закона и содержащий определенные реквизиты
(наименование органа и должностного лица принявшего акт; время и место
принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права,
предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания)).
Билет 5
1. Административно-правовые
отношения
АПО - это отношения,
возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу
выполнения её задач и функций, а также некоторые внутриорганизационные
отношения в других органах, урегулированные нормами административного права.
Все правовые отношения, в т.ч. и АПО, переводят нормы права в реальную
действительность, в силу чего они вторичны по отношению к нормам права, т.к.
они реализуют действия правовой нормы и определяют права и обязанности
субъектов АПО, которые должны быть взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не
могут быть только права, а у другой – лишь обязанности.
Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются
публично-правовым характером (государство и его органы); в) Один
из субъектов АПО обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда
являются организационными отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция
реализации закона); д) АПО, как правило, возникают по велению одной из сторон,
согласие второй стороны необязательно; е) в АПО
ответственность наступает не перед другой стороной, как в гражданском праве, а
перед государством в целом.
Виды административных
правоотношений: а) по субъектам
отношений их подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим
органом, отношения между органами ИВ и негосударственными объединениями,
отношения между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура, законодательные
органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по сфере действия их
подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные отношения; в) по выполняемым
функциям эти отношения могут быть классифицированы на материальные и
процессуальные; г) исходя из положения субъектов правоотношений выделяют
вертикальные и горизонтальные (административно-правовой договор).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|