к) по отношению к другим
субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными
(представительными) либо судебными органами;
л) по особенностям объекта
управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности
(государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные,
частные, индивидуальные объекты);
м) по юридическому содержанию:
дозволительные, запретительные либо предписывающие.
2.
Административно-предупредительные меры.
Административно-предупредительные
меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в
государственной деятельности. Меры подобного рода осуществляются в
принудительном порядке, т.е. в результате односторонней властной деятельности.
АПМ не связаны с совершением правонарушения, они предотвращают его совершения и
поэтому предшествуют применению иных мер принуждения. Они многообразны и
используются различными субъектами, имеющими компетенцию контрольно-надзорного
характера.
АПМ: контрольно-надзорные проверки; досмотр вещей и личный
досмотр; проверка документов; административное задержание; введение карантина;
прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;
освидетельствование медицинского состояния лиц; освидетельствование санитарного
состояние предприятий общепита; закрытие участков госграницы и т.д.
Билет 21
1. Виды правовых актов
управления.
Понятие правового акта
управления - основанное на законе
одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной
власти, направленное на установление административно-правовых норм или
возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в
целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.
Виды правовых актов
управления:
1) по юридическому содержанию:
нормативные или правоустановительные (содержат общие правила, не имеющие
конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, и рассчитаны на
многократное применение);
2) по кругу лиц: а) акты
общего значения: межведомственные акты и внутриведомственные; б) индивидуальные
правоприменительные акты - решения субъектов административной власти по конкретным
вопросам, обращенные к конкретным лицам (порождают, изменяют и прекращают
конкретные ПО); в) общие акты, которые содержат общие кратковременные
предписания либо общие требования (акт о переносе выходного дня); г) смешанные
акты, которые одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.
Индивидуальные акты могут
быть: правонаделительные, оперативно-распорядительные, правоохранительные или
юрисдикционные;
3) по субъектам, принимающим
акты: а) ОИВ и ДЛ (все субъекты ИВ); б) акты субъектов, которые не находятся в
составе исполнительной власти (Указы и распоряжения Президента РФ,
постановления судей по делам об административных правонарушениях, приказы
председателей судов и прокуроров, имеющих внутриаппаратное значение); в) акты
общественных организаций, которым делегированы властные полномочия;
4) по форме: письменные;
устные (приказы в военизированных организациях); иногда конклюдентные действия
(знаки дорожного движения, свисток инспектора ГИБДД, светофоры);
5) по функциональной роли: финансовые;
методические; кадровые и т.д.;
6) в зависимости от объема
полномочий субъекта власти: а)акты, которые принимаются на основе дискреционных
полномочий (на усмотрение субъекта власти, один вариант из многих); б) акты
принимаемые на основе альтернативных полномочий, в основном связаны с вопросом
АО (выбор одного из нескольких ограниченных вариантов); в) акты, принимаемые
при отсутствии возможности выбора (назначение пенсии);
7) в зависимости от срока
полномочий субъекта: постоянные полномочия; принимаемые на основе временных
полномочий; делегированных полномочий;
8) в зависимости от даты
начала действия: после официального опубликования; с даты, указанной в самом
акте; после государственной регистрации.
2. Административный
проступок.
Основанием административной
ответственности является
административное правонарушение (ст.10 КобАП), он же проступок, которым
признается посягательство на государственный или общественный порядок, права и
свободы граждан, на установленный порядок управления - противоправное,
виновное, умышленное действие (бездействие), за которое законодательством
предусмотрена ответственность.
Характерные черты проступка
(ПН): а) акт волевого поведения:
действие (активное нарушение), бездействие (пассивное невыполнение обязанностей);
б) антиобщественный (нарушение прав граждан, интересов общества и государства);
в) противоправен (совершение деяния, нарушающего нормы права (норма может быть
не только административная, но охраняемая административным законодательством);
г) виновность (умышленное или по неосторожности) обязательный признак АП; д) от
АО за неисполнение обязанности освобождают только действия вследствие
непреодолимой силы; е) иногда, в установленных случаях, для признания деяния
АПН необходимо наличие причинной связи (причинение вреда).
Юридический состав АПН: В законодательстве термин «состав АПН» нет, но
присутствуют все его элементы(О, С, ОС, СС). Объектом выступают
общественные отношения, урегулированные нормой права, и охраняемые мерами АО. Объективная
сторона - действие или бездействие, запрещенные АП (имеет значение место,
способ, системность, а также неоднократность АПН, повторность (совершение одним
и тем же лицом однородного правонарушения в течение года, за которое оно уже
подвергалась взысканием), длящееся АПН (действия или бездействия, сопряженные с
последующим невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под
угрозой административной ответственности)). Субъект АПН являются
физические лица: АО граждан, с учетом особенности их правого положения, профессиональных
функций, состояния здоровья и т.д. (ля разных категорий ответственность может
быть более жесткой или более мягкой). Более жесткая ответственность - для
должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли. По общему
правилу субъектом могут быть вменяемые лица, достигшие к моменту совершения
правонарушения 16-летнего возраста. Субъективная сторона - психическое
отношение субъекта к действию или бездействию, т.о. деяние может быть совершено
умышленно, в этом случае лицо, совершившее его, осознает противоправность
(ст.11 КобАП); деяние может быть совершено по неосторожности (лицо совершившее
не предвидело возможность вредных последствий, хотя могло и должно было их
предвидеть (ст.12)).
Форма вины чаще всего не обозначается, большинство АПН может быть
совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными признаками
могут быть факультативные признаки: мотив; цель и т.д.
Билет 22
1. Понятие и особенности
административной ответственности.
Административная ответственность
- вид юридической ответственности, которая выражается в применении должностным
лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
АО обладает рядом
характерных черт и особенностей: а)
имеет собственную нормативно-правовую основу (самостоятельный институт АП); б)
основанием возникновения является АПН (проступок); в) субъектом АО может быть
как физические лица, так и коллективные образования; г) за АПН предусмотрены
административные взыскания; д) взыскания применяются широким кругом
уполномоченных органов и должностных лиц; е) взыскания налагаются органами и
должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; ж) АВ не влечет
судимости или увольнения с работы; з) лицо, к которому применяется АВ,
считается имеющим такое взыскание в течение установленного срока; и) меры АО
применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство
по делам об административных правонарушениях.
Законодательная основа
административной ответственности:
Конституция РФ относит административное и административно-процессуальное
законодательство к совместному ведению РФ и субъектов, это значит, что
административные акты принимаются в соответствии с законом и не могут
противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон.
Ответственность за АПН наступает на основании законодательства, действующего во
время и по месту совершения правонарушения. Далее действует общее правило:
акты, смягчающие или отменяющие ответственность имеют обратную силу, а акты ее
отягчающие - не имеют.
Производство по делам об
административных правонарушениях
ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту
совершения правонарушения.
Ответственность делится на:
1) Ответственность физических
лиц, которая устанавливается КобАП ( делится на общую и особенную часть). В
общей - понятие, порядок наложения взыскания; в особенной - конкретные виды
правонарушений. Специфика КобАП в том, что в самом кодексе содержатся и
процессуальные нормы. Для ФЛ КобАП является основным источником административной
ответственности. КобАП - до 1990 года был единственный НПА устанавливающим АО
за АПН, с 1990 года появлялись новые акты (ТК РФ (более 100 статей), НК РФ,
акты субъектов РФ). Т.о., нормативная основа административного принуждения
децентрализована на сегодняшний день.
2) Ответственность
организаций: отдельного акта нет. Ответственность организаций наступает на
основании различных разрозненных актов.
Основанием АПН является административное правонарушение (ст.10
КобАП), он же проступок, которым признается посягательство на государственный
или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок
управления - противоправное, виновное, умышленное действие (бездействие), за
которое законодательством предусмотрена ответственность.
2. Субъекты исполнительной
власти и их полномочия в области народного хозяйства
Управление промышленностью: По ст.71 к ведению РФ относятся: федеральная
государственная собственность; установление основ федеральной политики
экономического развития; установление основ единого рынка; федеральные
энергетические системы; оборонное производство. Совместное ведение —
разграничение государственной собственности.
ФОИВ: Министерство по атомной энергии (Положение утверждено
постановлением Правительства РФ № 392 от 05.04.97 г.); Министерство топлива и
энергетики (Положение утверждено постановлением Правительства РФ № 166 от
27.01.96 г.), функции Министерство экономики переданы Министерству
промышленности, науки и технологий РФ (положение нет), Министерство экономического
развития и торговли РФ (положения нет), Министерство имущественных отношений РФ
(Положение о ГКИ утверждено постановлением Правительства РФ № 1190 от 04.12.95
г.), Горный и промышленный надзор (положения нет), Надзор по ядерной и
радиационной безопасности (положения нет).
Управление сельским
хозяйством:
Министерство сельского
хозяйства и продовольствия (Положение утверждено постановлением Правительства
РФ № 1090 от 11.09ю98 г.)
ФОИВ осуществляет управление в
агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении страны, а также в
установленных законом случаях, осуществляет координационные полномочия. Его
задачи: разработка и реализация мер по государственному регулированию
производства сырья, продовольствия; содействие формированию в агропромышленном
комплексе рыночных отношений; проведение аграрных преобразований; проведение
государственной политики, управления, контроля по охране животного мира;
проведение государственной политики в области обеспечения плодородия земель;
обеспечения связей с ФС и т.д. Министерство сельского хозяйства осуществляет
свои полномочия в связи с другими ФОИВ и местного самоуправления.
Управление транспортом: В Ведении РФ — федеральный транспорт, пути сообщения
и связь. Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти.
ФЗ «О федеральном
железнодорожном транспорте» от 25.08.95 г. № 153-ФЗ
Положение об МПС РФ
(утверждено постановлением Правительства РФ № 848 от 18.07.96 г.).
МПС - ФОИВ, на который
возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного
транспорта, а также регулирования в соответствии с законодательством РФ,
хозяйственной деятельности предприятий и учреждений федерального
железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного
процесса. Управление перевозками производится централизованно и относится к
исключительной компетенции МПС РФ. МПС отвечают за обеспечение безопасности в
отрасли, непосредственно руководят в сфере своей деятельности.
Задачи: проведение политики в области ж/д транспорта;
создание условий для устойчивой работы ж/д; организация работы по обеспечению
безопасности движения; эксплуатация транспортных средств; создание сферы услуг;
разработка предложений по подготовке ФЗ и иных нормативно-правовых актов;
разработка стандартов и норм, определяющих работу ж/д транспорта; разработка
предложений и реализация программ по комплексному развитию отрасли.
Министерство транспорта РФ
(Положение утверждено постановлением Правительства РФ № 501 от 26.04.97 г.).
Управление связью: закрепляются принципы государственного управления в
области связи.
ФЗ «О связи» от 16.02.95 г. №
15-ФЗ и ФЗ «О почтовой связи» от 17.07.99 г. № 176-ФЗ.
Билет 23
1. Система
административного права.
АП – целостная система
правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод
регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые
определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует
субординация норм разной юридической силы, общих и специальных, в целом же
отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования,
который строится на обязывании, как способе правового регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|