2. Понятие правового акта
управления.
Правовые акты управления -
основная юридическая форма реализации функций и задач исполнительной власти.
Правовые акты управления - самая большая по объему и разнообразию юридическая
база.
Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении
исполнительной власти и издают их субъекты исполнительной власти; б)
подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим законам
и находится в соответствующей иерархии управленческих актов, т.е. должен
соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт управления
определяет правила должного поведения в сфере государственного управления; г)
обязателен для адресатов, т.е. императивен; д) правовыми актами управления
устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права либо правоотношения; е)
акты управления издаются в форме письменного документа, принятого с соблюдением
специальных правил и процедур и оформления актов, регулируется нормами АП.
Понятие правового акта
управления - основанное на законе
одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной
власти, направленное на установление административно-правовых норм или
возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в
целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.
Для актов управления
характерна особенность - они
ограничиваются сферой управления, а в ряде случаев регулируют общественные
отношения, составляющие предмет других отраслей права.
Билет 14
1. Правительство РФ
Правительство - это
коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ государства и издающий правовые
акты от своего имени, один из основных институтов управления государством.
Прообразом правительства стал созданный Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат,
который обеспечивал управление государством во время отсутствия Императора. В
царствование Александра I появляются первые акты правительства. Появление
института правительства относится к 1906 году: учреждается высший орган
исполнительной власти, близкий к современному правительству. Совет Народных
Комиссаров (новое правительство) с 1917 года, появляется раздел о правительстве
в конституции. Современное российское правительство начинает складываться по
принятии Конституции 1978 года, (Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992
г.г.).
Деятельность правительства
регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ»
от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет
исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими:
Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной власти.
В состав правительства
входят (по КРФ): председатель,
заместители, федеральные министры. Из всего состава правительства особыми
полномочиями обладает председатель, который назначается Президентом с согласия
ГД, которая должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на
этот пост.
Две формы прекращения
деятельности Правительства - сложение полномочий, отставка.
Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту о
структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей
председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные
направления деятельности правительства и организует его работу; г) представляет
правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные
полномочия.
Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть
определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его
исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает проведение в
РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение
в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,
соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление федеральной
собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет
меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и
общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия
возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).
Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях
решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной
деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не
менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве
постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя,
заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД, обороны, безопасности,
внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей аппарата
Президента).
Основными актами
Правительства являются постановления и
распоряжения, которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента.
В случае противоречия постановления правительства могут быть отменены
президентом РФ.
Регламент заседаний
Правительства и Президиума: Заседания
проводятся не реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере
необходимости. Проект повестки заседания правительства и его президиума
формируется руководителем аппарата, по согласованию с замами председателя
правительства и представляется председателю правительства, за 5 дней
присылается участникам. На заседании участвуют члены правительства, другие
лица, которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание считается
правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют члены
президиума, приглашенные лица и заседания правомочны, если присутствует более
1/2. Заседания проводятся председателем или 1 заместителем. Решения -
большинством голосов присутствующих. Решение президиума - большинством голосов
от общего числа его членов. По вопросам, рассмотренным на заседании принимаются
постановления и распоряжения.
2. Пресечение по административному праву
Одним из видов
административного принуждения является административное пресечение. В АП
существует широкий круг пресекательных мер, а пресекательная деятельность
регулируется многими НПА различных отраслей права. Общий подход универсален
для юридической ответственности вообще, т.е. меры пресечения применяются на
основе факта правонарушения, без издания каких-либо письменных актов.
По цели воздействия меры пресечения
делятся на: а) общие - превентивное
задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами
прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие
незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б) специальные
(применяются только к гражданам) - средства физического воздействия,
использование технических средств (дубинок, наручников), применение
огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-247) -
применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам об
административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и т.д.).
Надзор за лицами,
освобожденными из мест ЛС:
Регламентируется «Положением об административном надзоре ОВД за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы» 1966 г.. Надзор устанавливается с
целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказание на них воздействия
и предупреждения совершения новых преступлений и устанавливается за
осужденными: рецидивистами; за особо тяжкие; судимых 2 и более раза за
умышленные преступления; за условно осужденными или условно досрочно
освобожденными.
Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по
вызову в ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о
перемене места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах;
персональные ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение
опр. пунктов; поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.
Принудительное лечение - эта мера административного принуждения применяется
при отсутствии ПН. Применяется в отношении алкоголиков, психических и иных
больных. Закон РСФСР от 02.06.82 г. «О психической помощи и гарантии граждан
при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование может быть произведено
без согласия лица и его законного представителя, если по имеющимся данным
обследуемый совершает действия, дающие основание предполагать наличие у него
тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: его опасность для
окружающих; беспомощность; существенный вред здоровью; если обследуемый
находится под диспансерным наблюдением в связи с психическим расстройством.
Допустима госпитализация в
стационар в недобровольном порядке, на что требуется постановление судьи. Лицо,
помещенное в стационар, подлежит освидетельствованию в течении 48 часов,
заключение в течении 24 часов направляются в суд для решения вопроса о
дальнейшем пребывании. В суде вопроса должен быть рассмотрен в течении 5 дней.
Гражданин имеет право участвовать в решении вопроса о госпитализации.
Билет 15
1. Аппарат Правительства
РФ.
Аппарат правительства РФ
создан для обеспечения деятельности правительства. Аппарат - это рабочий орган
правительства, осуществляющий следующие полномочия: а) прорабатывает и
докладывает председателю и заместителю поступающие документы и обращения; б)
готовит по этим документам аналитические справочные и другие материалы, а
также проекты поручений правительства; в) осуществляет подготовку внесенных в
установленном порядке проектов постановлений и распоряжений правительства; г)
готовит аналитические, справочные и иные материалы, необходимые для
рассмотрения вопросов; д) осуществляет организационное обеспечение заседаний
правительства и его президиума; е) обеспечивает проверку исполнения
министерствами, ведомствами и другими органами ИВ актов президента, относящихся
к сфере деятельности правительства и актов правительства; ж) изучает
фактическое положение дел и разрабатывает предложения по принятию необходимых
решений; з) работает с письмами и обращениями граждан; и) ведение делопроизводства,
соблюдение режима секретности и государственной тайны.
Аппарат возглавляет
руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го заместителя. В составе
аппарата есть секретариат председателя правительства, секретариаты заместителей
председателя правительства и отделы аппарата, которые наделены определенными
функциями.
2. Принуждение по
административному праву.
Методы управления можно подразделить на: убеждение (различные
разъяснительные, воспитательные и организационные меры, направленные на то,
чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя) и
принуждение (отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его
поведение).
По вопросам принуждения АП
закрепляет: административные санкции; санкции дисциплинарные;
общественно-правовые санкции (властные правомочия инспекторов).
Административное принуждение полностью регулируется нормами АП, ее
разновидность выступает административная ответственность.
Виды ответственности: АО граждан; АО организаций; дисциплинарная
ответственность по АП (членов административных коллективов – военнослужащие,
сотрудники МВД и т.д.); материальная ответственность по АП.
Понятие и виды
административно-правового принуждения:
Административное принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения,
вместе с тем, имеет ряд особенностей: меры АП применяются в связи с
антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые
административно-принудительными средствами; АП осуществляется в рамках внеслужебного
подчинения, при отсутствии организационного подчинения между сторонами;
множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию; АП
регулируется нормами АП.
Административно-правовое
принуждение - это особый вид
государственного принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной
власти установленных нормами АП принудительных мер в связи с не правовыми
действиями.
Роль административного
принуждения: а) именно субъекты
исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением
соответствующих правил (ОВД, ГИБДД); меры пресечения АП прекращают
антиобщественные действия и предотвращают наступление вредных последствий;
административно-принудительные средства применяются до совершения преступления,
оказывая воспитательное воздействие.
В АП науке авторы
классифицируют административное принуждение на виды: меры предупреждения; меры пресечения; меры взыскания
(наказания); восстановительные меры.
Билет 16
1. Система органов
исполнительной власти республики в составе РФ
В соответствии со ст.77 КРФ,
система государственной власти в субъектах устанавливается субъектами
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими
принципами организации представительных и исполнительных органов. Закона об
общих принципах не существует.
Существуют две системы
органов исполнительной власти: а)
составляющие с ФОИВ единую систему и решающие вопросы по совместным полномочиям
предметов ведения РФ; б) ОИВ субъектов РФ, образуемые по предметам
исключительного ведения субъектов.
В республиках существует
несколько разновидностей систем ИВ:
а) система ИВ, возглавляемая
главой республики (президентом), который одновременно является председателем
правительства (Бурятия, Коми);
б) СИВ, при которой
правительство республики является ИО государственной власти республики,
подчиняющимся президенту, который не является главой правительства
(Башкортостан, Татарстан), при этом Президент может назначить премьер-министра
(Башкортостан);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|