Основаниями возникновения
АПО являются юридические факты –
действия (результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей
воли).
Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ
коммерческие организации, физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и
апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в) объекты
(право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше сознание и через
сознание – единственным объектом АПО является поведение людей].
2. Понятие и виды
государственных служащих
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,
установленном законом, обязанности по государственной должности государственной
службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального
бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Признаки госслужащего: а)
гражданин РФ; б) замещает государственную должность в государственном органе
(работа в ГУП и КП не является государственной); в) замещает в таком органе должность
государственной службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной
должностью; д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет
средств бюджета.
Существует несколько
классификаций государственных
служащих, ключевым является деление в зависимости от характера полномочий:
должностные лица, оперативный состав (функциональные работники) и
вспомогательный состав.
Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в
пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия
(издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать
регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не
совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников
и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования
(руководители многих структурных подразделений органов управления). Должностные
лица, совершающие юридические действия властного характера, связанные с
управлением людьми, наделяются для этого разными по объему и характеру
полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители
государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые
принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения
и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам:
а) представители
административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять
юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры
административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении
(главные санитарные врачи, работники милиции и др.);
б) особую группу должностных
лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но
уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия нотариусы.
Оперативный состав
(функциональные работники) - это государственные
служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного
органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных
органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных
функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в
качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют
им выполнять работу, связанную с подготовкой решений, проработкой вопросов,
требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты
и др.
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные
служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные
должности, а также руководители учреждений и организаций; к оперативному
составу – занимающие младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3
класса). Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных
категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.).
Отдельные служащие этой категории уполномочены, на основе
специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические последствия
(например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки
нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение лекарств).
Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность
которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия,
влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права
определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц,
оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими
служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих
данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение
(регистрация поступающих жалоб).
Билет 6
1. Источники
административного права
Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся
административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто
административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых
актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права
(административного и уголовного, административного и гражданского). Источники
АП можно поделить на несколько типов:
1) Законодательные акты
федеральных органов:
1. Конституция (Основной
закон) РФ - Определяет основы формирования и дает понятие об
административно-правовом законодательстве и формировании административных
органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);
2. Кодексы РФ;
3. Федеральные конституционные
законы РФ;
4. Федеральные законы РФ;
5. Декларации, положения,
постановления и другие акты Федерального Собрания РФ.
2) Подзаконные федеральные
акты:
1. Указы, распоряжения
Президента РФ («Указ о системе федеральных органах исполнительной власти»,
«Указ о структуре органов исполнительной власти», Указами президента
утверждаются положения о министерствах);
2. Постановления, распоряжения
Правительства РФ (ключевой вид источников административного права – «О
лицензировании отдельных видов деятельности» от 24.12.94 г., Постановлениями
утверждаются положения о министерствах, подчиняющихся правительству, а также
правила и положения, являющиеся административными источниками);
3. Приказы, постановления
министерств и других центральных федеральных органов;
4. Приказы, постановления,
инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей
федеральных предприятий, учреждений.
3) Законодательные акты субъектов
РФ:
1. Конституции, уставы
субъектов РФ;
2. Законы субъектов РФ.
4) Подзаконные акты субъектов
Федерации:
1. Указы, распоряжения
Президентов (губернаторов);
2. Постановления, распоряжения
правительств субъектов РФ;
3. Приказы, постановления
министерств субъектов РФ;
4. Приказы, постановления иных
органов субъектов РФ, руководителей предприятий, учреждений субъектов РФ.
5) Акты местного
самоуправления.
6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):
1. Кодексы и законодательство
СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.);
2. Указы Президиума Верховного
Совета СССР («О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от
12.04.68 г., «Об утверждении Положения об административном надзоре органов
милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и
др.);
3. Постановления и
распоряжения Совета Министров СССР;
4. Приказы, постановления,
инструкции министерств, государственных комитетов и других центральных органов
СССР.
7) Международные акты, которые
в соответствии со ст. 15 КРФ «Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью
ее правовой системы». Международными актами регулируются, некоторые вопросы
безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.
2. Понятие государственной
службы
Государственная служба -
профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению
исполнения полномочий государственных органов. Это центральный институт АП.
В РФ правовой основой
государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ РСФСР; ФЗ «Об основах
государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ; Указ Президента РФ «О
государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. № 32; Указ Президента РФ «О
реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от
11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03.98 г.
№ 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О
федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1.
Виды государственной службы (в
зависимости от нескольких критериев): Принцип федерализма - вся
государственная служба делится на: а) федеральную государственную службу
(ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов РФ. В совместном ведении РФ и
субъектов находится только кадры судебных и правоохранительных органов
(утверждение судей - прерогатива президента РФ); Принцип разделения властей:
служба в органах представительной, исполнительной и судебной власти; Иногда
ГС делят на: гражданскую и милитаризованную.
Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть до
государственных предприятий.
Госслужба строится на
принципах: 1) правовые: а) принцип
верховенства КРФ и ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими
должностных обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и
гражданина; в) принцип единства системы государственной власти и разграничения
предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения
властей; д) принцип равного доступа к государственной службе. 2)
организационные: а) принцип обязательности решений для государственных
служащих, принятых вышестоящими органами; б) принцип единства основных
требований предъявляемых к госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции
госслужащих; г) принцип гласности; д) принцип ответственности за принимаемые
решения и неисполнение служебных обязанностей; е) принцип внепартийности
госслужащих, отделение религиозных объединений от государства; ж) принцип
стабильности кадров государственных служащих.
Каждое государство
заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен, поэтому во всех системах
есть деление на политических служащих (которые следуют судьбе своей
политической деятельности) и карьерных (стабильный круг служащих, не меняются
при перемене власти).
Билет 7
1. Граждане как субъекты
административного права
Для характеристики
административно-правового статуса физических лиц важны такие понятия, как
административная правоспособность и административная дееспособность.
Вступить в АПО может лишь
лицо, обладающее административной правоспособностью. Исходя из определения правоспособности
вообще как способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную
правоспособность (АПС) можно
определить, как способность гражданина иметь административные права и нести
административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина и
прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают
равным объёмом прав и обязанностей: «Государство гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности».
В отличие от АПС, административная
дееспособность (АДС - способность граждан приобретать административные
права и обязанности), не может быть одинакова у всех. Во-первых, она возникает
с 18, а в некоторых случаях с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет
граждане не обладают ДС, в т.ч. и административной. Во-вторых, естественно, что
ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими
заболеваниями и т.д.). Кроме того, определённые права могут быть приобретены
гражданами в процессе реализации своих конституционных прав: особой
дееспособностью обладают охотники, водители транспорта.
Правоспособность – это, прежде
всего, права российских
граждан: право на участие в управлении государством как непосредственно, так и
через своих представителей; право граждан на объединение (закон об общественных
объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);
политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);
право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями
и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно
лишь по решению судебных органов); право на неприкосновенность жилища; право на
передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое
ограничение); право иметь доступ, передавать и производить информацию
(ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);
право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и
должностными лицами за счёт казны.
Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон;
защищать отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о.
баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.
Иностранные граждане и
апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за некоторыми
ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на
государственную службу и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|