Их правовой статус
регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от 24.06.81 г. «О правовом
положении иностранных граждан в СССР», «Правила пребывания иностранных граждан
в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.
Основные конституционные права
и обязанности составляют фундамент административно-правового статуса, в первую
очередь, российских граждан.
2. Порядок наложения
административных взысканий
Данный порядок регулируется
главой 4 КобАП РСФСР «Наложение административного взыскания». Эта глава
закрепляет общие правила (принципы) АВ: законность, целесообразность и
своевременность (оперативность) воздействия, сложение взысканий, налагаемых за
совокупность нарушений
Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен
состав проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в
индивидуализации кары и экономии репрессии.
Обстоятельства, смягчающие
ответственность: чистосердечное
раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения
или добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение
правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых
обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной
женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является открытым.
Перечень отягчающих
обстоятельств (закрыт): продолжение
противоправного деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в
течение 1 года совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение
несовершеннолетнего в ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН
в условиях стихийного бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.
КобАП предусматривает
альтернативы АО: при малозначительности правонарушения виновный может быть
освобожден от АО; лицо может быть освобождено от АО с передачей материалов на
рассмотрение общественности; материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и
т.д. передаются их командирам для привлечения к дисциплинарной ответственности;
дела лиц до 18 лет передаются в комиссии по делам несовершеннолетних.
Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не
начато. Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности) действий
АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К - конечный
момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38 КобАП АВ
может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения
правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения правонарушения,
конец срока - день, когда вынесено постановление о наложении взыскания. Имеется
2 исключения: а) при неоконченном длящемся правонарушении срок исчисляется со
дня обнаружения; б) при отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии
признаков проступка - не позже 1 месяца со дня, следующего за днем отказа.
Наложение взысканий за
множественность проступков: Признаки:
а) наличие нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все
противоправные деяния совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет
свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.
Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к
ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после
привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная
совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких
составов нарушений. Реальная совокупность - система составов,
выполненными разными действиями, разновременно.
Билет 8
1. Иностранцы и лица без
гражданства как субъекты административного права
По общему правилу они
пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на
граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности, т.к. гражданство является
важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие
или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Ч.3
ст.62 КРФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ
правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных ФЗ или МНД РФ».
Основной формой закрепления
особенностей правового статуса иностранцев и апатридов является действующее
законодательство РФ, а основной сферой, где они устанавливаются, является сфера
отношений граждан с ИВ.
Все особенности АП статуса
иностранных граждан и апатридов можно разделить по кругу лиц, на которых они
распространяются, на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на
территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством
установлены следующие общие особенности ДС: а) они не могут быть
государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ,
командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции; б) они не
допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; в) на них не
распространяется воинская обязанность; г) их административная
деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут
привлекать только иностранцев и апатридов, только к ним может применяться такое
административное взыскание, как выдворение); д) иностранные граждане и апатриды
(за исключением граждан стран, с которыми заключены соглашения о безвизовом
въезде и выезде) могут въезжать в РФ при наличии разрешения (визы); е) они
проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов
(видов на жительство, заграничных паспортов и др.); ж) для них могут быть
установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это
необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка,
защиты прав и законных интересов граждан; з) по территории, открытой для
иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом
ОВД или принимающей их организации, по прибытии в пункт назначения они должны
зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей
их российской организации; и) иностранные граждане могут приобретать
гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств
представительств государств, гражданами которых они являются, при условии
вывоза ими оружия из РФ в течение 5 дней со дня приобретения; к) выезд из РФ им
может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных
законодательством (интересы государственной безопасности, привлечение к УО).
В настоящее время правовое
положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется Законами РФ «О
гражданстве РФ» от 28.11.91 г., Законом СССР «О правовом положении иностранных
граждан в СССР» от 24.06.81 г., утвержденными Кабинетом Министров СССР 26.04.91
г. «Правилами пребывания иностранных граждан в СССР», и рядом других российских
и союзных актов.
Групповые особенности АП
положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими
обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба,
служебные дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т.д.
По времени пребывания на
территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно
поделить на: постоянно проживающих; временно пребывающих; проезжающих через
территорию РФ транзитом.
Для постоянного проживания требуется разрешение ОВД
субъекта РФ. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по
прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта РФ, а
при его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации
ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ст.19 Закона РФ
«О гражданстве РФ» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не
имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Временно
прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в
пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на
регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы,
члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе.
2. Судебное обжалование
неправомерных действий должностных лиц, нарушающих права граждан
Процедуры обжалования бывают 2
видов: судебное обжалование или специальная жалоба.
Судебное обжалование: Судебный порядок обжалования основывается на
положениях КРФ (ст.63) и считается наиболее демократичным и надежным: судьи
свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают
необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,
процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления
истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои
интересы как равноправная сторона.
Ключевое значение имеет закон
РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан» № 4866-1 от 27.04.93 г.
Обжалуются действия, в
результате которых: а) нарушены права и свободы; б) созданы препятствия
осуществления гражданином его прав и свобод; в) на гражданина была незаконно
возложена обязанность; г) гражданин был незаконно привлечен к ответственности;
д) гражданин вправе обжаловать бездействие государственных органов и т.д. если
возникли те же последствия. Закон устанавливает альтернативу (ст.4):
Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему ГО или ОМСУ.
По усмотрению гражданина
жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по местонахождению
органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Есть
специфика для военнослужащих: они также имеют право обратиться в порядке
подчиненности; также вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия и
решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права
и свободы. Но в отличие от общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по
просьбе военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить действие
обжалуемого решения.
Сроки обращения с жалобой: Для обращения – 3 месяца со дня, когда гражданину
стало известно о нарушении его права или 1 месяц, со дня получения гражданином
письменного уведомления об отказе вышестоящего органа. Пропущенные сроки могут
быть восстановлены судом. Уважительные причины для восстановления сроков:
любые обстоятельства затруднившие получение информации об обжалуемых действиях
и решениях и их последствиях.
Процессуальная обязанность
документально доказать законность обжалуемых действий или решений возлагается
законом на ГО, ОМСУ, общественные организации и должностные лица. Гражданин
освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий
решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав (защита личных
интересов). Суд может признать обжалуемое действие или бездействие незаконным и
обязать удовлетворить требования гражданина, отменить применяемые к нему меры
ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив
обоснованность жалобы, суд определяет ответственность тех субъектов, действия
которых привели к нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются в
порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает законным,
он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно на всей
территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после вступления в
законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не
позднее чем в месячный срок.
Специальная жалоба: Признаки специальной жалобы: наличие специальных
норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для
обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права
обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности;
специальные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения специальной жалобы
устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством. Например, глава 22 КобАП
определяет порядок обжалования и опротестования АПН.
Особенности и отличия от общей
жалобы: а) СЖ может быть подана только лицом привлеченным к ответственности,
потерпевшим или адвокатом; б) может быть только письменной; в) адресатом СЖ
выступают вышестоящие органы; г) СЖ должна быть направлена адресату в течение
10 дней со дня вынесения постановления о наложении АВ; д) подача в
установленный срок СЖ приостанавливает исполнение постановления о наложении АВ;
е) СЖ подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3
суток направить ее вместе с делом по подведомственности; ж) СЖ рассматривается
уполномоченным органом в 10-тидневный срок.
Билет 9
1. Способы обеспечения
законности в сфере деятельности исполнительной власти
Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с
субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных
интересов личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию
гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма. Такой
режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он
имеет в сфере деятельности ИВ. Принцип законности в АП состоит из двух
взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять
инициативу для обеспечения выполнения закона.
Реализация законности
предполагает наличие системы её гарантий. Среди них различают:
1) Общие условия
(предпосылки): а) политические предпосылки: режим демократии, гласности,
реального разделения властей, существования независимых СМИ и партий,
децентрализации государственных структур); б) экономические предпосылки:
уровень благосостояния населения, фактическую гарантированность экономической
свободы граждан и организаций, существование рынков товаров, капитала, труда);
в) организационные условия: организационная структура ИВ, квалификация
служащих, эффективность системы подготовки кадров); г) идеологические условия:
своевременно осуществляемое убеждение и умело организованное поощрение,
правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на
признании абсолютной ценности основных прав человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|