на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учебное пособие: Актуальные вопросы хозяйственного права

Продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

В соответствии с нормами декрета Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" в редакции от 28 марта 2007 г. № 1 продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.

Орган приватизации свободен в выборе способа приватизации и условий продажи объекта. При этом орган приватизации не может отстранить от участия в конкурсе, аукционе субъектов приватизации, своевременно подавших заявление на приобретение объекта. Разгосударствления и приватизация объектов государственной собственности осуществляется в форме безвозмездной передачи и в форме продажи.

Целью безвозмездной передачи части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь является обеспечение социального равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике. Доля государственной собственности, безвозмездно передаваемая гражданам Республики Беларусь в процессе приватизации, определяется (на период безвозмездной приватизации) Президентом Республики Беларусь. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами:

- жилищной квотой, для приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, на основании Закона Республики Беларусь "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь";

- квотой на имущество, для приобретения приватизируемых государственных предприятий, на основании Закона Республики Беларусь "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь".

Гражданин имеет право объединить квоты для их реализации. В этих случаях для объединения квот используются коэффициенты их эквивалентного перевода, устанавливаемые Советом Министров Республики Беларусь.

Не использованные по целевому назначению квоты могут быть направлены на другие цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо погашаются государством. Срок обращения именных приватизационных чеков постоянно продлевается, их судьба дискутируется.

Тема 13. Правовые основы налоговой системы

Налоговая система – это совокупность взаимосвязанных обязательных платежей в виде налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Также к налоговой системе можно отнести совокупность способов налогового контроля и ответственности за налоговое законодательство.

Ориентированная на рыночную экономику налоговая система действует в Республике Беларусь с 1992 г. Тогда был введен в действие Закон Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" от 20 декабря 1991 г. В 1996 г. после множества изменений в налоговой системе началась разработка единого акта по вопросам налогообложения – Налогового кодекса. На сегодняшний день принята Общая часть. После введения в действие всего Налогового кодекса он станет единственным актом, которым установлены действующие в республике налоги и заменит собой отдельные законы по каждому из налогов.

Налоговые органы Республики Беларусь представляют собой центральный аппарат Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, а также территориальные инспекции по областям, районам, городам и районам в городах. Их основные задачи – реализация государственной политики и управление в сфере налогообложения, а также контроль.

Ст. 6 Налогового Кодекса от 19 декабря 2002 г. (НК) установила, что Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК и таможенным законодательством.

Источники правового регулирования налоговой системы Республики Беларусь

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает:

- НК и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Взимание налогов предусмотрено Конституцией.

Важное значение имеет деление налогов на прямые (подоходно-имущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, косвенные – в процессе их расходования. Косвенные налоги уплачиваются потребителем при покупке товаров и услуг и потому не зависят от прибыльности предприятий и выступают наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет. Негативным фактором является то, что косвенные налоги становятся значимым ценообразующим фактором и как результат могут оказать нежелательное давление на рыночную конъюнктуру. Косвенными налогами в Республике Беларусь являются акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС).

Выделяют закрепленные налоги и регулирующие доходные источники. Закрепленные налоги на длительный период закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. Акцизы, НДС, налог на прибыль – являются регулирующими источниками. Распределение сумм этих налогов между бюджетами осуществляется ежегодно при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

По степени компетенции органов власти различного уровня в области установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы;

подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

Возможны и иные основания для классификации налогов.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) в соответствии со ст. 13 НК признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы.

Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь; граждане либо подданные иностранного государства; лица без гражданства (подданства).

Плательщик имеет право:

- получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

- представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных НК и иными актами налогового законодательства;

- на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном НК;

- присутствовать при проведении налоговой проверки;

- получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

- на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и иными актами налогового законодательства.

Плательщик обязан:

- уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

- стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных НК;

- вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

- вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

- представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (далее - таможенные платежи), и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

- подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются в срок, установленный п. 6 ст. 78 НК;

- выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

- сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет: об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке (для белорусских организаций - о счетах в Республике Беларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций - о счетах в Республике Беларусь и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь) - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов; об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь; об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации; об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.