В случае отказа плательщика
(иного обязанного лица) от подписания акта налоговой проверки в нем делается соответствующая
отметка.
Отказ плательщика (иного обязанного
лица) от подписания акта налоговой проверки влечет ответственность, предусмотренную
законодательством.
Тема 14. Правовые основы
инвестиционной деятельности
Отношения, связанные с осуществлением
инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным
Кодексом (далее – ИК) от 22 июня 2001 г., иными актами законодательства Республики
Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными
договорами с Республикой Беларусь.
Под инвестициями понимаются
любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты
интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или
ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого
результата.
Под инвестиционной деятельностью
понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ,
услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения
иного значимого результата.
Под инвестором понимается
лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими
лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные
единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность
в установленных формах.
Инвестор имеет права, несет
обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций. Инвесторы в целях определения
особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо
иностранные инвесторы. Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
- иностранные государства
и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
- международные организации;
- иностранные юридические
лица;
- иностранные организации,
не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств;
- иностранные граждане;
- физические лица (граждане
Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами
Республики Беларусь.
Особенности регулирования
деятельности иностранных инвесторов определяются Инвестиционным Кодексом, иными
актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами
Республики Беларусь.
Объектами инвестиционной деятельности
являются:
- недвижимое имущество, в
том числе предприятие как имущественный комплекс;
- ценные бумаги;
- интеллектуальная собственность.
Законодательными актами Республики
Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь,
что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов. Законодательными
актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых
запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением
Республики Беларусь.
Инвестиционная деятельность
в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах, установленных ст. 5 ИК:
- создание юридического лица;
- приобретение имущества или
имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи
увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на
объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных
средств.
Источниками инвестиций, если
иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:
- собственные средства инвесторов,
включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других
обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном
фонде юридического лица;
- заемные и привлеченные средства,
включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей
(участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.
В целях стимулирования деятельности
инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов
на территории Республики Беларусь осуществляется государственное регулирование инвестиционной
деятельности.
Государство гарантирует инвестору
право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные
законным способом, и защищает эти права. Государство гарантирует равенство прав,
предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении
инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав
и законных интересов инвесторов. Государство гарантирует стабильность прав инвестора,
установленных ИК, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению.
Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными
актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения
объектами и результатами инвестиционной деятельности.
Инвестор вправе самостоятельно
распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной
деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики
Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Под реинвестированием
понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории
Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.
Иностранному инвестору гарантируется
после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными
актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь
прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления
инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации
инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.
Государство гарантирует защиту
инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции
не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут
быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция
возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного
или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией
и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации
стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и
других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются ИК и
законами Республики Беларусь.
ИК устанавливает, что инвесторы
имеют право получить государственную поддержку с целью стимулирования привлечения
инвестиций в экономику Республики Беларусь. Государственная поддержка инвестиционной
деятельности оказывается в виде предоставления:
- гарантий Правительства Республики
Беларусь;
- централизованных инвестиционных
ресурсов.
Государственная поддержка
инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов,
а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. С целью подготовки заключения
для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов проводится
государственная комплексная экспертиз. Ее проводит Министерство экономики Республики
Беларусь в случаях реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных
кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики
Беларусь; использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; участия
государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем
их учреждения.
В соответствии со ст. 37 ИК
в целях создания и развития на территории Республики Беларусь производств, основанных
на новых и высоких технологиях, организациям, внедряющим такие технологии, может
быть оказана государственная поддержка. Вид, размер и сроки государственной поддержки
для каждой организации, внедряющей новые и высокие технологии, устанавливаются решением
Президента Республики Беларусь.
В целях оказания государственной
поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение
для экономики Республики Беларусь, с инвестором может быть заключен инвестиционный
договор. Сторонами в инвестиционном договоре выступают:
- с одной стороны - Республика
Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского
органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству
Республики Беларусь);
- с другой стороны - национальные
или (и) иностранные инвесторы.
Инвестиционный договор в качестве
обязательных условий должен включать в себя указание на:
- срок действия инвестиционного
договора;
- объект и объем инвестиционной
деятельности;
- права и обязанности инвестора,
в том числе по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности;
- дополнительные правовые
гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия
договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и иных
условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения
данного инвестиционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных
документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
- ответственность сторон за
несоблюдение условий инвестиционного договора;
- порядок и орган рассмотрения
споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из
инвестиционного договора и другие условия.
В инвестиционном договоре
с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ государства от судебного
иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения
судебного и (или) арбитражного решения (ст. 46 ИК).
Предложения инвестора по содержанию
инвестиционного договора рассматриваются Правительством Республики Беларусь либо
уполномоченным им республиканским органом государственного управления (государственной
организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь) в порядке, установленном
Правительством Республики Беларусь. Инвестиционный договор подписывается на основании
решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики
Беларусь. Инвестиционный договор регистрируется в государственном реестре инвестиционных
договоров. Порядок ведения указанного реестра определяется Правительством Республики
Беларусь.
Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой
Беларусь с национальными инвесторами, о передаче на возмездной основе на определенный
срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности,
на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования
имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.
Объектами концессии могут
являться:
- право на осуществление отдельных
видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики
Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики
Беларусь;
- недра, воды, леса, земли,
а также объекты (в том числе предприятия как имущественные комплексы в целом либо
их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности
государства, - в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.
По одному концессионному договору
концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов. Сторонами
в концессионном договоре выступают:
- с одной стороны - Республика
Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского
органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству
Республики Беларусь) (концессионный орган);
- с другой стороны - национальные
инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические
лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных
единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов, или
(и) иностранные инвесторы (концессионеры).
Концессионер, как правило,
определяется посредством проведения конкурсов или аукционов. Если концессионным
предложением не предусмотрено иное, конкурсы и аукционы проводятся публично и гласно.
Всем участвующим в конкурсах и аукционах обеспечиваются равные права и возможности.
По решению Правительства Республики Беларусь конкурсы и аукционы на заключение концессионных
договоров в отношении отдельных объектов могут проводиться только среди национальных
или только среди иностранных инвесторов. Заключение концессионных договоров без
проведения конкурса или аукциона допускается лишь:
- в случаях, когда поступила
единственная заявка;
- по решению Президента Республики
Беларусь, когда в целях государственной безопасности или интересов обороны Республики
Беларусь требуется заключение концессионного договора путем прямых переговоров с
определенным инвестором.
Конкурс или аукцион для заключения
концессионного договора проводится уполномоченным Правительством Республики Беларусь
республиканским органом государственного управления (государственной организацией,
подчиненной Правительству Республики Беларусь) (далее - концессионный орган).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|