на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учебное пособие: Актуальные вопросы хозяйственного права

Подведомственность и подсудность хозяйственных споров

Круг дел, разрешение которых отнесено к компетенции определенного органа называется подведомственностью этого органа. Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами (ст. 39 ХПК). Заявление, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу.

Ст. 40 ХПК устанавливает, что по письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда.

Ст. 41–46 ХПК установлены различные категории дел, которые рассматривают хозяйственные суды, а именно:

- споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений;

- споры возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственных (экономических) споров и иных дел;

- дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов);

- дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;

- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

- дела об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа.

Установив, что рассмотрение данного конкретного спора отнесено к компетенции хозяйственных судов, необходимо выяснить какой именно хозяйственный суд вправе разрешить данный спор. Круг дел, разрешение которых отнесено к компетенции конкретного хозяйственного суда именуется подсудностью. Выделяют родовую подсудность (которая разграничивает компетенцию между звеньями судебной системы и территориальную, которая разграничивает компетенцию между судами одного уровня).

Родовая подсудность регламентируется ст. 48 ХПК, которая установила, что дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются по первой инстанции хозяйственными судами областей и приравненными к ним судами, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции:

- дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

- дела, связанные с государственными секретами;

- иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.

Ст. 49 ХПК определяет общие правила территориальной подсудности дел:

- иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика;

- иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица;

- встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

Ст. 50 ХПК устанавливает случаи, когда возможна территориальная подсудность по выбору истца. Выбор между несколькими хозяйственными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Ст. 51 ХПК закрепляет исключительную подсудность. В этих случаях истец вправе обратится только в тот суд, который указан в законе. Например:

- иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

- иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.

- заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту нахождения должника.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем. В исковом заявлении должны быть указаны:

- наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;

- полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты;

- цена иска, если иск подлежит оценке;

- обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

- доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

- требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

- сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

- перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Исковое заявление может содержать: заявления об обеспечении иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству; иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.

В исковом заявлении прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, обратившихся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, в целях защиты государственных или общественных интересов, интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, должны содержаться обоснование, в чем заключается государственный или общественный интерес; указание, какое право нарушено; ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд в целях защиты интересов других лиц, не имеющих доли государственной собственности, к исковому заявлению прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление такого иска.

К исковому заявлению прилагаются копии искового заявления в количестве экземпляров, равном числу ответчиков, а также документы, подтверждающие:

- уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

- соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

- обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

- государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус;

- полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска.

К исковому заявлению о понуждении заключить, изменить договор прилагается проект договора. К заявлению об оспаривании ненормативного правового акта прилагается его текст.

Ответчик вправе до принятия хозяйственным судом первой инстанции судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его вместе с первоначальным иском. Встречный иск принимается хозяйственным судом, если:

- встречное требование направлено к зачету первоначального требования;

- удовлетворение встречного иска исключает в целом или части удовлетворение первоначального иска;

- между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь, и их совместное рассмотрение приведет к правильному и более быстрому разрешению спора.

Участники хозяйственного процесса

Всех участников хозяйственного процесса разделяют на несколько групп. К первой относят хозяйственные суды и их должностных лиц – судей, секретарей суда, судебных исполнителей. Вторую группу составляют названные в ст. 54 ХПК лица, участвующие в деле:

- стороны;

- заявители и заинтересованные лица - в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); об экономической несостоятельности (банкротстве); по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении, а также в иных случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах;

- третьи лица;

- прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

Третью группу составляют лица, содействующие осуществлению правосудия. Это свидетели, эксперты, переводчики, специалисты.

Ст. 55 ХПК определяет права и обязанности лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, имеют право:

- в порядке, установленном хозяйственным судом, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать за свой счет копии этих материалов;

- заявлять отводы;

- представлять доказательства, знакомиться до начала судебного разбирательства с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств;

- с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;

- заявлять ходатайства, подавать заявления;

- давать хозяйственному суду в письменной и устной форме объяснения;

- приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела;

- знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против их ходатайств, доводов;

- получать копии судебных постановлений, принимаемых в виде отдельного документа;

- обжаловать судебные постановления;

- знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;

- осуществлять иные процессуальные права, предоставленные им ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

Сторонами в соответствии со ст. 58 ХПК в хозяйственном процессе являются истец и ответчик. Истцами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, которые предъявили иск в целях защиты своих законных интересов или в целях защиты интересов которых иск предъявлен. Ответчиками являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, к которым предъявлен иск. Стороны пользуются равными процессуальными правами.

При рассмотрении дела в хозяйственном суде первой инстанции до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований путем подачи письменного заявления. На любой стадии процесса стороны могут закончить дело мировым соглашением.

Доказательства и доказывание

Хозяйственный суд исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. Доказательствами по делу в соответствии со ст. 83 ХПК являются полученные в соответствии с ним и иными законодательными актами сведения, на основании которых хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. К средствам доказывания относятся:

- письменные и вещественные доказательства;

- звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;

- объяснения лиц, участвующих в деле;

- заключения специалистов;

- заключения экспертов;

- показания свидетелей;

- заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.

Сведения, полученные с нарушением порядка, установленного ХПК, не являются доказательствами и не имеют юридической силы.

Решение хозяйственного суда

При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решение. Решение хозяйственного суда принимается именем Республики Беларусь. Решение хозяйственного суда должно быть законным и обоснованным. Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании. Решение принимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей. В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело. При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей. Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.