- жилищный фонд социального
использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и
нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях
договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания
муниципального жилищного фонда;
- пассажирский транспорт и другое
имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах
поселения;
- имущество, предназначенное для
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах
поселения;
- объекты, а также пожарное
оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по
тушению пожаров;
- имущество библиотек поселения;
- имущество, предназначенное для
организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций
культуры;
- объекты культурного наследия
(памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного
значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- имущество, предназначенное для
развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;
- имущество, предназначенное для
организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для
обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
- имущество, предназначенное для
сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
- имущество, включая земельные
участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест
захоронения;
- имущество, предназначенное для
официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной
официальной информации;
- земельные участки, отнесенные к
муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
- пруды, обводненные карьеры на
территории поселения;
- леса, расположенные в границах
населенных пунктов поселения;
- имущество, предназначенное для
создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов местного значения на территории поселения;
- имущество, предназначенное для
организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
- имущество, предназначенное для
обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
В собственности муниципальных районов
могут находиться:
- имущество, предназначенное для
электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
- автомобильные дороги общего
пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные
сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за
исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных
инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество,
предназначенное для их обслуживания;
- пассажирский транспорт и другое
имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между
поселениями на территории муниципального района;
- имущество, предназначенное для
организации и осуществления экологического контроля;
- имущество, предназначенное для
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории
муниципального района;
- имущество, предназначенное для
организации охраны общественного порядка на территории муниципального района
муниципальной милицией;
- имущество, предназначенное для
обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления
дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
- имущество, предназначенное для
оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за
исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в
амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях,
медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- имущество, предназначенное для
утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- архивные фонды, в том числе кадастр
землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество,
предназначенное для хранения указанных фондов;
- имущество, включая земельные
участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района
межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
- имущество межпоселенческих
библиотек;
-имущество, необходимое для
официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной
официальной информации;
- земельные участки, отнесенные к
муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными
законами;
- пруды, обводненные карьеры,
расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной
территории муниципального района;
- имущество, предназначенное для
создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов местного значения на территории муниципального района;
- имущество, предназначенное для
обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по
организации досуга и услугами организаций культуры;
- имущество, предназначенное для
развития на территории муниципального района физической культуры и массового
спорта;
- имущество, предназначенное для
организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
- имущество, предназначенное для
обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
- объекты культурного наследия
(памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного
значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.[3]
Учитывая многообразие объектов
муниципальной собственности, целесообразным: представляется разделение
последних на отдельные группы, обладающие определенными родственными
признаками. Если в качестве такого признака принять, например, режим
функционирования объектов муниципальной собственности, то все объекты
собственности могут быть разделены на три группы:
во-первых, это объекты муниципальной
собственности, необходимые для реализации качественных функций собственника и
непосредственно управляемые им самим. Сюда относятся средства местных бюджетов
и внебюджетных фондов, а также иное муниципальное имущество, закрепленное во
владение, пользование и распоряжение за органами местного самоуправления, т.е.
муниципальная казна;
во-вторых, это
социально-экономическая система (хозяйство) муниципального образования, т.е.
унитарные муниципальные предприятия, которым имущество принадлежит на праве
хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ);
в-третьих, учреждения (образования,
культуры, здравоохранения), за которыми имущество закреплено на праве
оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).
В качестве признаков классификации
объектов муниципальной собственности могут выступать и другие основания,
например, их функциональное назначение (т.е. категория удовлетворяемых
общественных потребностей); характер выражения объектов муниципальной
собственности (стоимостной или вещественный); степень их доходности
(доходообразующие, самофинансируемые, бюджетообременительные) и т.п.
Наряду с объектами сложный,
многоуровневый характер имеют и субъекты муниципальной собственности. Согласно
Конституции Российской Федерации права владений, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью принадлежат населению муниципального образования
(ст. 130). Именно оно выступает в роли собственника первого уровня. В то же
время данные правомочия граждан в большей части лишь декларативны. В качестве
собственника муниципального имущества население муниципального образования
выступает более чем опосредованно. Оно лишь владеет муниципальной
собственностью, передавая право распоряжения и пользования ею в части издания
нормативных актов исключительно представительному органу местного
самоуправления, который осуществляет это право самостоятельно, в порядке,
установленном уставом муниципального образования[4].
Являясь формой общественной
собственности, она принципиально отличается от собственности частной. Первая
служит общему благу, вторая — удовлетворяет интересы одного лица или группы
лиц. Правда, в условиях социально ориентированной рыночной экономики частная
собственность не может игнорировать общественные интересы. Она должна
приспосабливаться к их обслуживанию.
Сложнее провести различие между
государственной и муниципальной собственностью как двумя видами общественной
собственности. Еще законодательство первых лет Советской власти признавало
муниципальную собственность в качестве разновидности государственной
собственности (ст. 52 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. в составе
государственной собственности выделяла национализированную и
муниципализированную собственность). Взгляд на муниципальную собственность как
на децентрализованную форму государственной собственности до сих пор остается
весьма распространенным в экономической науке.
Поскольку нынешняя Конституция России
не признает такого подхода, представляется целесообразным попытаться выявить
основные различия между государственной и муниципальной формами собственности.
В этом отношении весьма импонирует подход, предложенный Е.И. Колюшиным[5],
в соответствии с которым автор классифицирует данные различия по ряду признаков,
в общем виде сводя их к следующему:
- по субъектам: субъектами права
государственной собственности является народ РФ либо народ субъекта РФ и органы
государственной власти. Субъектами права муниципальной собственности являются
население муниципальных образований и органы местного самоуправления, которые
не относятся к органам государственной власти;
- по объектам: объектом права
государственной собственности может быть любое имущество, объектом права
муниципальной собственности, любое имущество, кроме того, которое может
находиться только в государственной собственности;
- по основаниям приобретения и
прекращения права собственности: некоторые основания приобретения права
государственной собственности (например, национализация, международный договор,
уступка территории) не могут быть основаниями приобретения и прекращения права
муниципальной собственности;
- по содержанию: едва ли можно провести
различия в содержании права владения и права пользования соответственно
государственной и муниципальной собственностью. Что же касается права
распоряжения, то в отношении части имущества, находящегося в муниципальной
собственности, названное право собственника ограничено органами государственной
власти. Например, государственные субвенции, являющиеся частью местного
бюджета, входят в муниципальную казну и, следовательно, — в муниципальную
собственность, но право распоряжения ими ограничено государственными органами и
требует целевого использования.
Из сказанного следует, что
муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом
характерных черт и признаков.
Отношения собственности являются
определяющими в любой системе общественных отношений. Соответственно и правовое
регулирование отношений собственности занимает ведущее место в иерархии
институтов гражданского права. Внутренне единые нормы института права
собственности обуславливают характер правового регулирования всех имущественных
отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования: обязательственных,
патентных, наследственных и др. Вместе с тем, институт права собственности
предстает как сложная структура, находящаяся в постоянном движении, изменении,
совершенствовании, вызываемыми развитием общественных потребностей. В последние
годы предпринимаются значительные усилия к тому, чтобы подвести под структуру
форм и отношений собственности законодательную основу. На федеральном и
республиканском уровнях принимаются законодательные акты об аренде и арендных
отношениях, о собственности, о земле и землепользовании, об иностранных
инвестициях. В число этих актов уже вошли Гражданский Кодекс РФ, закон об
интеллектуальной собственности. Хотя принятые российские законы во многом
несовершенны, они, без сомнения, дают первичную основу для развития структуры и
отношений собственности.
Основой для определения полномочий
органов местного самоуправления являются существующие правовые нормы.
Основополагающим документом служит Конституция Российской Федерации, которая
гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в пределах его полномочий
(ст.12) и в наиболее общем виде называет круг полномочий местного самоуправления
(ст.132). Положения Конституции РФ соответствуют Европейской Хартии о местном
самоуправлении, которая определяет исходные принципы установления полномочий,
органов местного самоуправления (ст.4).
Конституция Российской Федерации
закрепляет за органами местного самоуправления все права собственника:
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (ст.130), а
также гарантирует их самостоятельность в управлении муниципальной
собственностью.
Согласно статье 215 Гражданского
кодекса РФ[6], муниципальной
собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским,
сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Таким образом,
субъектами муниципальной собственности являются муниципальные образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|