До января 2006 года объемы твердого
топлива, необходимого для Муниципального учреждения социального обслуживания
«Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Чугуевского муниципального
района» предусматривались в топливном балансе Чугуевского муниципального
района, с января 2006 года руководитель данного учреждения столкнулся с трудностями
обеспечения учреждения топливом.
Воспитанники Детского дома №1,
которые выпускаются из данного учреждения, проживают в квартире из числа
муниципального жилищного фонда, ранее выделенной Детскому дому №1 для
временного размещения выпускников. С января 2006 года средства на содержание
данного жилого помещения в смете расходов Детского дома №1 не предусмотрены, а
поэтому возникают проблемы при заключении договоров на энергоснабжение (вода,
канализация, тепло) с эксплуатирующими организациями.
В ходе реализации национального
проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» комитетом по
управлению муниципальным имуществом совместно с другими структурными
подразделениями администрации Чугуевского муниципального района проведены
следующие мероприятия:
- Проведен аукцион по предоставлению
земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность
гражданам, изъявившим желание участвовать в программе «Социальное развитие села
до 2010 года».
- Сформированы и предоставлены в
Департамент сельского хозяйства Администрации Приморского края учетные дела граждан,
являющихся потенциальными участниками программы «Социальное развитие села до
2010 года». В число участников включены молодые специалисты, работники социальной
сферы.
- Проведены мероприятия по
формированию полного пакета документов (учетное дело) граждан, имеющих право на
получение субсидии на приобретение жилья, в части реализации подпрограммы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством» на 2004-2010 годы» и Закона
Приморского края от 26.06.2006 №389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями
ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории
Приморского края» в 2006 году.
- Сформирован и направлен для
дальнейшего рассмотрения в Администрацию Приморского края сводный список
граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» на 2004-2010 годы на 2007 год по Чугуевскому муниципальному
району. В данный список включены граждане, состоящие на учете в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующих категорий: граждане,
уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица; граждане,
подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и
приравненные к ним лица; граждане, признанные в установленном порядке
вынужденными переселенцами; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
- В соответствии с п.1 ст.5 Закона
Приморского края от 26.06.2006 №389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов,
инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края» сформированы
списки граждан, вставших на учет до 01 января 2005. Данные списки согласованы с
отделом социальной защиты населения по Чугуевскому муниципальному району
Департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края.
Основу учета
имущественного комплекса должны составлять Единый государственный Реестр
недвижимости - информационная система, представляющая собой совокупность
построенных на единых методологических и программно-технических принципах
государственных и муниципальных баз данных, содержащих перечни объектов учета и
данные о них. В едином государственном Реестре недвижимости составной частью
является должен составлять Реестр объектов недвижимости муниципальной
собственности. В настоящее время реестр объектов недвижимости приводится в
соответствие с рекомендациями по учету муниципального имущества и ведению
реестра муниципального имущества.[20]
В муниципальной собственности
Чугуевского муниципального района находится 11 муниципальных предприятий и 47
муниципальных учреждений, из них 42 образовательных учреждения. Муниципальное
имущество закрепляется за предприятиями в хозяйственное ведение, за
учреждениями на праве оперативного управления.
В 1998 – 2002 годах на территории
муниципального образования «Чугуевский район» были созданы муниципальные
унитарные предприятия лесозаготовительной отрасли с целью обеспечения топливом
бюджетных организаций и льготных категорий населения (учителя, медицинские
работники) с общим уставным фондом 240,8 тыс. рублей, такие как, МУП «Ясное»,
МУП «Ритм», МУП «Кокшаровка», МУ ТЗП.[21] На баланс
предприятий передано муниципальное имущество балансовой стоимостью 323,1 тыс.
рублей, в основном это машины и оборудование, эксплуатируемое с 80-х годов.
2.3 Структура выявления проблем по управлению муниципальной
собственностью
местное самоуправление муниципальная собственность
В существующей системе управления
недвижимостью в Чугуевском муниципальном районе имеется ряд нерешенных проблем:
- не сформирован полный Реестр
муниципальной недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение
собственности и, как следствие, влечет невозможность контроля реальных денежных
потоков, проведения достоверного анализа эффективности использования
недвижимости, прогноза поступления средств в районный бюджет;
- отсутствует система рыночной оценки
объектов и прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях
инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, не дополучению рентных
платежей;
- полномочия муниципального образования
как собственника недвижимости осуществляются различными органами
государственной и муниципальной власти, деятельность которых часто не
взаимоувязана едиными принципами и установленным порядком;
- права муниципального образования на
принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном
законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;
- слабо используется многовариантный
(фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы к использованию
недвижимости;
- огромное количество объектов
незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную
привлекательность, отсутствует информация об их количестве, стоимости,
возможности реализации, продолжения строительства.
Существующая система управления
муниципальными предприятиями неэффективна и требует кардинального
реформирования. Деятельность юридических лиц, созданных в форме муниципальных
предприятий, как правило, неэффективна. Отсутствуют четкие критерии
необходимости создания и функционирования организации в форме муниципальных
предприятий, низкая эффективность деятельности муниципальных предприятий
приводит к недополучению доходов в местный бюджет. Как правило, нельзя
разрешать учреждениям осуществлять предпринимательскую деятельность, а при наличии
таковой требуется более детальная нормативно-правовая регламентация и контроль
со стороны комитета по управлению муниципальным имуществом и отраслевых органов
управления администрации муниципального образования.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Цели и задачи
Политика администрации Чугуевского
муниципального района в сфере управления муниципальной собственностью должна
преследовать следующие цели:
- Увеличение доходов и сокращение
расходов бюджета Чугуевского муниципального района - за счет повышения
эффективности управления муниципальными предприятиями (учреждениями),
имущественными правами в коммерческих организациях, недвижимым и движимым
имуществом, земельными ресурсами, вовлечения в хозяйственный оборот объектов
незавершенных строительством.
- Оптимизация структуры собственности
для более полной реализации функций муниципальной власти, стимулирования
экономического и социального развития муниципального района, роста уровня и
качества жизни населения - за счет реструктуризации муниципального сектора
экономики, создания, реорганизации, ликвидации и приватизации предприятий и
учреждений, приобретения или продажи муниципальных долей в уставных
(акционерных) капиталах коммерческих организаций, приобретения или продажи
недвижимого имущества, формирования фондов отчуждаемой и не подлежащей
отчуждению земли (земельных участков).
- Обеспечение расширенного
воспроизводства муниципального имущества для развития муниципального сектора и
расширения возможностей выполнения администрацией района своих функций в
будущем, в первую очередь, повышения уровня жизни и расширения социальной
поддержки малоимущей части населения - за счет введения планов (программ)
развития муниципальной собственности и усиления контроля и стимулов к
эффективному использованию муниципального имущества для его пользователей
(управляющих, арендаторов).
- Развитие предпринимательства в
районе, снижение монополизации и повышение конкуренции - за счет введения в
хозяйственный оборот неиспользуемой муниципальной собственности, обеспечения
равноправного доступа, основанного на принципах конкуренции и состязательности,
к реализуемой (приватизируемой) и сдаваемой в аренду муниципальной
собственности.
Реализация указанных целей требует от
муниципальных органов управления решения следующих задач:
- полной инвентаризации объектов
муниципальной собственности, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном
управлении муниципальных предприятий и учреждений, долей в уставных капиталах
коммерческих организаций; сдаваемого в аренду и неиспользуемого недвижимого
имущества, земельных участков, принадлежащих Чугуевскому муниципальному району;
- повышения прозрачности управления
через совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности и создание
открытых для служебного пользования информационных баз данных, автоматизацию и
ускорение аналитических процедур, типизацию и повышение прозрачности уставов,
договоров и других документов, определяющих права администрации и руководителей
муниципальных предприятий (учреждений), арендаторов в отношении муниципального
имущества;
- обеспечения контроля за
использованием и сохранностью муниципального имущества, повышения
ответственности арендаторов и подотчетности руководителей муниципальных
предприятий и учреждений перед администрацией города как собственником
муниципального имущества (земли);
- введения обязательного
среднесрочного планирования финансовой и хозяйственной деятельности
муниципальных предприятий и учреждений, контроля и ответственности управляющих
(руководителей) за результаты работы;
- полного и своевременного участия
администрации района (через представителей) в управлении коммерческими
организациями, в уставных (акционерных) капиталах которых имеется доля района;
- оптимизации количества и размеров
объектов управления (муниципальных предприятий и учреждений, долей в уставных
капиталах коммерческих организаций, прав, вытекающих из участия в
некоммерческих организациях, недвижимого имущества, земельных участков) с
учетом их экономической эффективности и выполняемых социальных функций,
определения целей управления по каждому объекту (предприятию, учреждению)
муниципального имущества;
- совершенствования
нормативно-правовой базы управления муниципальным имуществом как через принятие
необходимых нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, так и
через внесение в качестве законодательной инициативы в органы государственной
власти законопроектов и предложений в отношении отмены, изменения, дополнения
существующих нормативно-правовых актов регионального и федерального уровня.
Основным принципом управления муниципальным имуществом
является формирование целостной системы управления, представляющей собой
неразрывное единство следующих элементов:
- регламентированный и прозрачный
порядок принятия управленческих решений администрацией района в отношении
объектов управления муниципальной собственности;
- контроль за объектами управления и
деятельностью управляющих (руководителей муниципальных предприятий и
учреждений, представителей интересов района в коммерческих организациях,
арендаторов);
- полное и оперативное информационное
обеспечение процесса управления (сбор необходимой информации о работе
управляющих и объектов управления, ее обработка и анализ).
Другими принципами управления
муниципальным имуществом района являются следующие.
- Принцип эффективности управления,
заключающийся в достижении цели управления при максимальной экономии ресурсов.
- Принцип безусловного приоритета
возмездного вида пользования и четкое определение исключительных случаев
предоставления недвижимости на безвозмездной основе.
- Принцип профессионализма,
подразумевающий конкурсный отбор по профессиональному признаку как управляющих
муниципальных предприятий и учреждений, так и кадров муниципальных служащих,
участвующих в управлении муниципальной собственностью.
- Принцип соотнесения затрат и
результатов, подразумевающий учет и максимизацию экономической отдачи и
социальной полезности муниципальной собственности одновременно.
Последний принцип подразумевает
использование критериев экономической (бюджетной) и социальной эффективности,
которые подлежат разработке.
Функционирование системы управления
муниципальной собственностью должно быть детально регламентировано
соответствующими нормативными и распорядительными актами органов местного
самоуправления в соответствии с целями, принципами и механизмами управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|