на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Компьютерные технологии при изучении темы "Молекулярные перегруппировки"
p align="left">- системное раскрытие содержания данной темы;

- усвоение основных понятий по данному разделу;

- формирование у учащихся экологических и мировоззренческих знаний.

-ознакомление с основными особенностями каждой перегруппировки

Основные задачи изучения темы «Молекулярные перегруппировки»:

- грамотное и доступное преподнесение материала по теме;

- обобщение и закрепление знаний учащихся;

- умение наблюдать химические явления;

- развитие интеллектуальных способностей и формирование абстрактного мышления. [4]

3. Дидактические подходы при изучении темы «Молекулярные перегруппировки»

Дидактика - область педагогики, разрабатывающая общую теорию образования и обучения и занимающаяся содержанием образования, закономерностями процесса обучения, методами, средствами и организационными формами обучения. [6]

В дидактике, как и в теории обучения и образования, исследуются закономерности учебного процесса, протекающего в условиях учебно-воспитательного учреждения под руководством преподавателя; пути повышения эффективности средств и методов обучения, а также те организационные формы, в которых протекает обучение. Дидактика отвечает на вопросы: Чему учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? [7].

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения. В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: Педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса[1]. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры, тестовые задание и др.

Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. С развитием информационных технологий большими темпами идет становление системы дистанционного образования - обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик. Чтобы раскрыть специфику учебной работы по каждому предмету из дидактики стали формироваться такие особые педагогические дисциплины, которые называются частными методиками. В случае химии, частная дисциплина, занимающаяся раскрытием специфики данного предмета называется методика преподавания химии, которая разрабатывает дидактические подходы к изучению отдельных тем химии(8).

Рассмотрим наиболее часто используемые дидактические подходы при изучении темы «Молекулярные перегруппировки».

В последнее время большой популярностью стали пользоваться в химическом образовании тесты и тестовые задания. Важным качеством тестов и тестовых заданий является их технологичность, то есть возможность с помощью тестов быстро и объективно выявить знания, оценить их качество, а также выявить пробелы и недостатки.

Широко используются для дидактических целей таблицы, схемы, диаграммы и графики. Таблицы и схемы используют на любом дидактическом этапе урока - для изучения нового материала, при совершенствовании и закреплении знаний, а также при проверке знаний.

На таблице может быть изображена графическая модель кристаллической решетки, или молекулы, справочная таблица, производственная установка. Таблицы и схемы в любой момент могут быть представлены учащимся и в этом их главная ценность. [7]

Из вышеизложенного, не трудно сделать вывод, что использование различных дидактических подходов, при изучении органической химии, облегчает процесс восприятия и воспроизведения учебного материала.

4. Психолого-педагогические подходы при изучении темы «Молекулярные перегруппировки»

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний(9). Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.

Методика отбора и изучения понятий школьного курса химии строится с опорой на психологию и дидактику. Развивающее обучение и развивающий характер научных понятий как дидактических единиц стали общепризнанными. Это потребовало большего учета человеческого фактора, усиления межсубъектных отношений между учителем и учащимися в процессе формирования научных понятий, для чего важно знать индивидуально-личностный характер и механизм их усвоения каждым учеником, внутреннюю структуру понятийной деятельности и способностей учащихся. [9]

Усвоение понятий и развитие психики учащихся в обучении - классическая проблема педагогической психологии. Подлинное усвоение понятий в химии, как и в психологии должно рассматриваться как свободная и творческая оперирование ими. Оно достигается управлением умственной деятельности учащихся. Это предполагает обязательную опору учителя предметника на педагогическую психологию, на ее учение о мышлении в понятиях, основы которых, заложили основоположники советской психологии Л.С. Выгодский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн. [9,10]

В осуществлении всеобщего обучения и всестороннего развития личности необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности учащихся и типологию их обучаемости, поскольку индивидуальное мышление именно через понятия как продукты общественно - исторического развития приобретает социальное значение. Т. е. необходимо уделить внимание взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова, что предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учитель- ученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни. Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.

Развивающее обучение и педагогика сотрудничества дают большой выигрыш в формировании необходимой для общества личности ученика, но и проигрыш в учебном времени. Поэтому психологи решают вопрос об интенсификации развивающего обучения и умственной деятельности, учитывая при этом, что интенсивное развитие мышления - характерная особенность школьного возраста. К важным факторам интенсификации психологии относят структурирование материала, свертывание действий, способность мыслить свернутыми структурами. [8]

В условиях интенсивного развития общества и его системы образования особое значение приобретает проблема интенсификации обучения. В последнее время выявлены научные предпосылки и некоторые факторы интенсификации обучения.

Л.В. Занков разработал принципы обучения, направленные на достижение общего развития школьников, а именно:

-Принцип обучения на высоком уровне трудности.

-Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

-Принцип обучения быстрым темпом.

-Принцип систематической, целенаправленной работы над общим развитием всех учащихся, в том числе слабых.

Заключая этот вопрос, следует отметить, что использовать достижения педагогической психологии в обучении химии следует с обязательной поправкой на специфику предмета, на особенности химического познания.(10)

5. Применение электронно-дидактических средств в обучении химии

XXI век - век бурного роста информационных технологий. Информация играет решающую роль в решении многих проблем, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека [11].

В связи с этим применение современных информационных технологий стало неотъемлемой частью учебного процесса во многих высших и средних образовательных учреждениях. Потенциал, который предоставляют современные технологии для образования, невозможно переоценить. Информационное обеспечение обучающихся и педагогов, возможность свободного доступа к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации -- необходимое условие свободного развития личности.

Психолого-педагогическим аспектам этого вопроса посвящены работы Андреева А. А., Габай Т. В., Ляудис В. Я., Марахович Н. В., Машбиц Е. И., Скибицкого Э. Г., Филиппова Е. А., Фокина Ю. Г., Холиной Л. И., Цикина В. А. и других(12)

Новейшие технологии, имеют следующие преимущества:

-способствуют повышению мотивации обучения;

-являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

-повышают информативность, интенсивность, результативность образования;

-способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.

Все более заметное место в научно-методическом обеспечении курса органической химии начинают занимать электронно-дидактические средства. Если «электронные учебники» первого поколения выполняли в основном информационные и иллюстративные функции, то современные «электронные учебники» являются уже средствами обучающего и контролирующего типов. [13.]

Обучающая часть включает набор упражнений, проектируемые проблемные ситуации, прогнозируемые ответы и возможные затруднения учащихся, комментарии и рекомендации по поиску правильных ответов.

Успешность усвоения материала обучающей части проверяется ее контролирующим фрагментом, в котором в качестве контрольно измерительных материалов использованы также тестовые задания в закрытой форме с множественным выбором ответа.

Электронный учебник является многоуровневым. Первый - низший - базовый уровень содержит основные понятия, определения и иллюстрации определений и понятий. Второй - основной уровень - должен содержать подробное изложение всех вопросов учебной программы курса. Наконец, третий уровень включает углубленное изложение отдельных вопросов для студентов, которые желают расширить свои знания в данном вопросе. При этом обучаемый сам выбирает уровень сложности изложения учебного материала.

Рассмотрим некоторые особенности структуры электронного учебника:

Изложение материалов в учебнике должно быть таковым, чтобы выделить различные по важности части учебного материала, т.е. определения, схемы, выводы, рисунки, таблицы и т.д. Все это реализуется в режиме гипертекста.

Необходимо в динамическом режиме иллюстрировать учебный материал конкретными примерами с помощью средств мультипликации и видеотехники.

Материал в учебнике должен излагаться «прерывисто». Каждый раздел учебника должен завершаться контрольными вопросами, с помощью которых реализуется обратная связь в процессе обучения.

Необходимо использовать проблемное изложение учебного материала, при котором обучаемый самостоятельно выбирает из предложенных вариантов направление решения учебной проблемы. При этом он как бы становится соавтором учебника

В настоящее время разработана и широко используется блочная структура электронного учебника. Информационный блок (основной) содержит изложенный в сжатой форме учебный материал (основные понятия, определения, модели молекул, графики, схемы превращений). Каждый раздел информационного блока заканчивается контрольными вопросами, которые фиксируют переход от данного раздела учебного материала, а также позволяют обучаемому выяснить насколько глубоко он усвоил материал. В результате функционирует постоянная обратная связь обучаемого с компьютером.

В режиме диалога обучаемого с компьютером функционирует блок «Упражнения». Здесь учащийся может закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.