обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов местного самоуправления; целевое
дотирование населения; проведение муниципальных выборов и местных
референдумов и др.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов
отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов
связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-
коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство
территорий, новое строительство. Также в последние годы широко практикуется
передача различных ведомственных объектов в мун. собственность, что ведет к
увеличению бюджетных расходов. Следует отметить, что структура расходов
отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйств и
подведомственности его органам власти различных территориальных
образований. Так, городским органам подчинена значительная часть
предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта,
поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих
бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных,
поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-
культурные учреждениях, в этих бюджетах подавляющая часть расходов
приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно
составляет порядка 60-80% расходов.
21. Финансы страховой сферы
Страхование как экономическая категория представляет собой систему форм
и методов по поводу формирования и использования ден.средств в результате
непредвиденных, неблагоприятных явлений, стихийных бедствий, техногенных
аварий и катастроф. Страховой фонд – это сумма зарезервированных
материальных благ в натуральном и ден.выражении. Формы страхового фонда: 1)
Резервный – образуется за счет общегосударственных финансов как в ден., так
и в натуральной формах. Средства фонда используют при крупных стихийных
бедствиях, авариях, повлекших за собой большие разрушения и человеческие
жертвы. 2)Фонд самострахования – образуется в ден. или натуральной форме,
однако предпочтение отдается натуральной форме. Средства фонда используются
при временных затруднениях хоз.субъекта и нестабильности экономики. 3)Фонд
страховщика – образуется только в ден. единицах, расходование средств
осуществляется в соответствии с направлением деятельности фонда.
Формы и виды страхования: 1)По форме организации – государственное,
акционерное, взаимное. 2)По отраслям страхования – имущественное, личное,
страхование ответственности, страхование экономических рисков. 3)По способу
вовлечения в страхование – добровольное, обязательное. 4)По ориентации
страховых интересов – ориентированное на запросы предпринимательских
структур, на запросы семьи и человека. Страховой рынок – это особая
социально-экономическая среда, определенная сферой экономических отношений,
где объектом купли-продажи выступает страхования защита, формируя спрос и
предложение на нее. Участниками страхового рынка выступают: продавец
(страховые или перестаховочные компании); покупатель (физ. или юр.лица);
посредники (страховые агенты и страховые брокеры). Социальное страхование.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов,
из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных
или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне
материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на
общественные процессы, государство во многих странах создает системы
обязательного государственного социального страхования, дающие возможность
значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым
обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. К основным
принципам обязательного социального страхования относятся: устойчивость
обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе
эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; государственное
регулирование системы обязательного социального страхования; обязательность
уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов
обязательного социального страхования; ответственность за целевое
использование средств обязательного социального страхования. В России
государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя
фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального
страхования.
При страховании ответственности объектом защиты являются не заранее
определенные какие-либо имущественные блага, а благосостояние в целом.
страхование ответственности — страхование ущерба. Под ответственностью
понимается обязательство возмещения ущерба, причиненного одним лицом
другому лицу. Это обязательство возникает только при наличии определенных
действий (бездействия) или упущений, при которых будут нарушены какие-либо
блага другого лица. Страхование ответственности предназначено для
компенсации любого ущерба, нанесенного застрахованным третьему лицу. Ущерб
может быть физическим, моральным, финансовым, материальным. К физическому
ущербу относятся смерть, инвалидность физическая и умственная, временная
нетрудоспособность, затраты по уходу, моральный ущерб. Материальным ущербом
считается полное повреждение или частичное уничтожение, порча, незаконное
расходование имущества или вещей. Финансовый ущерб — это лишение будущих
доходов, возможной прибыли, права пользования чем-либо. Моральный вред
может заключаться в нарушении деловой репутации, авторских прав,
разглашении тайны частной жизни, врачебной тайны, временном ограничении
каких-либо прав.
Личное страхование – это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни
человека, его трудоспособности и здоровью. Классификация личного
страхования: 1)по объёму риска – страхование на случай дожития и на случай
не дееспособности. 2)По виду страхования – страхование жизни и страхование
от несчастных случаев. 3)По количеству лиц, указанных в договоре –
индивидуальное и коллективное. 4)По длительности страхового возмещения –
кратко-, средне- и долгосрочное. 5)По форме выплаты страхового обеспечения
– с единовременной выплатой и с выплатой в форме ренты. 6)По форме уплаты
страховых премий – с уплатой единовременных премий, ежегодная и
ежемесячная.
22. Финансовая политика государства в современных условиях
хозяйствования
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием
у него необходимых у него ресурсов. В ходе мобилизации денежных средств и
их использования возникают финансовые отношения между государством,
налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения
строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и
осуществляемой органами власти.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и
мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых
отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в
области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в
бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление
финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных
инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется в ходе работ,
производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их
использованию.
Финансово-бюджетная политика государства определяется ежегодно в
Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном
уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Политика
реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-
кредитного регулирования, контрольно-счетных органов
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и
потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового
планирования.
Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном
уровнях обеспечивается системой финансовых планов. В систему фин. планов
входят:
-перспективные фин. планы;
-сводные фин. балансы, составляемые на общегосударственном и
территориальном уровнях управления.
Перспективное планирование на всех уровнях осуществляется в целях:
*обеспечения координации экономического и социального развития и
финансовой политики;
*прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для
обеспечения планируемых мероприятий;
*прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
*определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей
прогноза экономического и социального развития государства. В нем
содержаться данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и
финансированию расходных статей бюджета.
Сводный финансовый баланс –это баланс финансовых ресурсов, созданных и
использованных в государстве или на определенной территории. Сводный фин.
баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и
предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Сводный фин. баланс государства разрабатывается в Министерстве
экономики РФ с участием Минфина РФ на основе макроэкономических
показателей.
Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлено
рядом факторов:
1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий
территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их
территории по экономическому и социальному развитию;
2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ.
Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий необходимы координация и
концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и
предприятий;
3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов:
финансовых планов хозяйственных предприятий, территориального бюджета,
внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы
распределения и перераспределения национального дохода, созданного и
использованного на данной территории. Это позволяет иметь более полную
картину образования и использования всех финансовых ресурсов
административно-территориальной единицы.
Основная задача территориального сводного финансового баланса -
определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и
использованных в регионе.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
*достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
*точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и
необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной
программой;
*сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в
регионе;
*повысить качество бюджетного планирования;
*скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных
органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
*концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый
конкретный период направлениях экономического и социального развития
территории;
*изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий,
намеченных территориальными программами;
*наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые
государством для развития производства, социальной и производственной
инфраструктуры в регионе;
*осуществлять контроль за мобилизацией и использованием финансовых
ресурсов;
*активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной
программы;
*добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|