на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

эпизодически.

Исходя из этого, мы считаем возможным отождествление понятий

“индивидуализация” и “внутренняя дифференциация”.

Основная цель осуществление индивидуализации и дифференциации в

обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в

усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально

возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей

каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким

образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление

развивающего обучения. [10]

В самом общем плане, цель обучения – это всегда развитие ребёнка.

А.С. Выготский различал два уровня в развитии ребёнка:

1) актуальный, уже сформировавшийся уровень;

2) зона ближайшего развития.

Развивающим является только то обучение, которое опирается на зону

ближайшего развития учащихся. Из концепции, согласно которого развитие

происходит через обучение, вытекает и основная проблема дидактики – какой

способ обучения развивает в большой (меньшей) степени? [7]

Две наиболее известные попытки изменить систему обучения в целях

повышения его развивающей роли были в шестидесятых годах осуществлены под

руководством Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконена. Они были направлены на

реформирование начального образования.

Исходным тезисом Л.В. Занкова было положение о том, что знания сами

по себе ещё не обеспечивают развития, хотя являются его предпосылкой, и что

развитие необходимо осуществлять целенаправленно на основе комплексной

развивающей дидактической системы. [10]

Д.Б. Эльконин исходил из предположения, что возможности

стимулирования умственного развития таятся, прежде всего, в формировании

содержания учебного материала. Повышение теоретического уровня учебного

материала влечёт за собой и рост умственных способностей учащихся.[2]

Эксперименты Е.Н. Кабановой-Меллер показали, что лишь изменение

содержания не влияет на умственное развитие учащихся, необходимо специально

формировать соответствующие, умственные операции или действия. .[11]

Эксперименты Н.А. Менчинской и её лаборатории (В.И. Зыкова, З.Н.

Калмыкова и др.) показали, что развитие можно ускорить. Это достигается

отбором соответствующего учебного материала и формированием рациональных

умений самостоятельной работы. .[13]

Инге Унт в своих исследованиях доказала, что оптимально развивающим

может быть лишь такое обучение, которое развивает учащегося с уже

достигнутого уровня. .[34]

Таким образом, существуют самые разнообразные точки зрения. Но общий

анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме,

позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:

1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть

развивающим лишь в том случае, если оно буде приспособлено к уровню

развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации

учебной работы);

2) необходимость из достигнутого уровня влечёт за собой требование

выявления этого уровня у каждого ученика;

3) развивающее обучение не ведёт к нивелировке учащихся по уровню

развития. Из этого следует, что индивидуализация необходима не только

как исходный момент, но должна сохранятся в течении всего периода

обучения;

4) развитие умственных способностей предполагает специальные средства,

развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной

трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного

труда.

Для того, чтобы обучение проявило развивающий эффект, развиваемый

субъект должен быть включён в активную деятельность, в общении. .[7]

Активность используется в двух основных значениях:

1) активность как состояние, связанное с выполнением какого-либо акта

общения или действия;

2) активность как свойство личности.

Формирование активности как свойства личности возможно лишь через

побуждение активности как состояния.

Выделяется три степени активности:

1) репродуцирующая;

2) интерпретирующая;

3) творческая.

Формирование творческой активности – высшая цель активизации учащихся.

Необходимо учитывать, однако, что условием формированием творческой

активности является предшествующая ей и её сопровождающая репродуцирующая и

интерпретирующая активность. .[24]

В свете вышеизложенного понимании теории индивидуализации и

дифференциации обучения становятся совершенно отчётливо видны цели

индивидуализации в обучении.

В дидактике обычно различают три категории целей обучения: обучающие

(образовательные), развивающие, воспитывающие.

Под обучающими целями подразумевают содержательную сторону

образования, т.е. предметные знания, умения, навыки; под развивающими

целями – операционную сторону учебной деятельности, т.е. развитие

умственных способностей и формирование умений учебного труда. Воспитывающие

цели охватывают все те возможности, которые предоставляет учебная работа

для воспитания.

Итак, сформулируем цели индивидуализации в свете выше изложенной

трактовки.

Обучающая цель – средствами индивидуализации или внутренней

дифференциации усовершенствовать знания, умение и навыки учащихся,

содействовать реализации учебных программ, повышением уровня знаний,

умением и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом,

уменьшать его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от

уровня своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся исходя из

интересов и специфики способностей.

Развивающая цель – формировать и развивать логическое мышление,

креативность и умения учебного труда при опоре на зону ближайшего развития.

Воспитывающая цель – воспитание личности в широком значении этого

понятия. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и

специфических способностей ребёнка; при этом учитель должен не только

стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать

новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у

детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и

отношение к учебной работе.

Целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и

дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека,

который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. .[1]

1.3 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся

Ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос,

как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого

отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных

задач индивидуализации учебной работы.

Необходимость реализации принципа индивидуального подхода связано с

объективно существенными противоречиями между общими для всех обучающихся в

том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными

возможностями каждого ребёнка; между коллективной формой учебного процесса

и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей и

т.п. Такого же рода объективные противоречия существуют между целями,

содержанием, формами воспитания и индивидуальными склонностями,

способностями, интересами ребёнка.

В практической деятельности эти противоречия выражаются в том, что на

пример, запланированный учителем материал на урок – учебная “доза” – для

одних детей может оказаться недостаточной, для других непомерно большой,

для третьих оптимальной.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке

оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он

слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная

задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а

для других она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают

после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы

разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп

овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка

зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных

возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в

том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности,

наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем

постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных

противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых

стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей

каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой

практической задачи связано с последовательной реализацией

дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. .[37]

Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом

индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем

по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным

исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика.

Систематическое изучение ребёнка целесообразно начинать с изучения

семейных условий (родители: отец, мать, их занятия, интересы,

взаимоотношения; бабушка, дедушка, их авторитет; другие дети в семье;

культурно – бытовые условия жизни ребёнка: общие условия, наличие “своего”

уголка, столика, примерный режим дня, книги и журналы в доме, телевизор;

история развития ребёнка: чем болел, как развивался, чем интересуется, как

относится к домашним, обязанности в доме, состояние здоровья ко времени

поступления в школу).

Следующий раздел в системе изучения ученика отражает примерный уровень

общего умственного развития и степень готовности к учению: особенности

внимания и восприятия, речь ученика и его словарный запас, уровень умения

чтения, счёта, письма, навыки самостоятельности, интерес к школе и учению,

овладение приёмами поведения школьника, отношение к товарищами и положение

в коллективе.

Первичное изучение ученика, поступающего в школу, и первоклассника

проводится обычно методами опроса родителей, беседы с ними на дому,

наблюдения культурно-бытовых условий, изучение медицинской карты, а также

методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за

ним в процессе обучения и воспитания. Результаты первичного изучения

являются основой для выработки педагогических мер воздействия на ученика.

Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для

изучения школьников 2 и 3 классов предлагается иной план наблюдений:

1. особенности умственного развития:

а) внимания, памяти, мыслительных процессов;

б) усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;

в) речь, начитанность, общий кругозор.

2. Знания ученика и его отношения к учению:

а) качество знаний по предметам;

б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать,

организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться

сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность

выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;

в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение

к оценке учителем и товарищами;

г) прилежание, интерес к учебной работе.

3. Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность,

настойчивость, стремление достигнуть результата.

Методы изучения учащихся 1-3 классов следующие: наблюдение за ними в

процессе обучения и воспитания, анализ результатов их учебной деятельности

(ответов, самостоятельных, контрольных и практических работ, поделок),

беседы с родителями, с учащимися.

Естественно, результаты изучения школьников, проводимого

преимущественно методами бесед, носят приблизительный, относительно-

объективный характер. .[25]

Рассмотрим особенности, которые следует учитывать в первую очередь при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.