|15. Рожко Ксюша |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 |
|16. Рожнова Кристина |3 |3 |2 |8 |Ср. |3 |
|17. Сырцова Полина |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 |
|18. Титов Вова |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 |
|19. Толпегин Данил |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 |
|20. Трукан Лена |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 |
|21. Шокина Ксюша |4 |5 |3 |12 |В.ср |4 |
|Общая сумма баллов |70 |83 |60 |213 | | |
Таким образом, в результате проведённых диагностик выявили следующие
уровни сформированности исследуемых показателей до формирующего
эксперимента.
| | |Количество учащихся |
|Показатель |Уровень |данного уровня |
| |Низкий |0 (0%) |
|Уровень сформированности | | |
|знаний по предмету | | |
| |Ниже среднего |5 (23,5%) |
| |Средний |7 (32,9%) |
| |Выше среднего |4 (18,8%) |
| |Высокий |5 (23,5%) |
| |Низкий |0 (0%) |
| | | |
|Развитие мышления | | |
| |Ниже среднего |5 (23,5%) |
| |Средний |9 (42,3%) |
| |Выше среднего |5 (23,5%) |
| |Высокий |2 (9,4%) |
| |Низкий |0 (0%) |
| | | |
|Отношение к предмету | | |
| |Ниже среднего |1 (4,7%) |
| |Средний |10 (47%) |
| |Выше среднего |7 (32,9%) |
| |Высокий |3 (14,1%) |
Определение диапазонов уровней сформированности исследуемого
показателя.
Для таблиц №1-3
|Уровень |Диапазон суммарного балла |Оценка |
|1 |1 –10 |Низкий |
|2 |11 – 15 |Ниже среднего |
|3 |16 – 20 |Средний |
|4 |21 – 25 |Выше среднего |
|5 |26 –30 |Высокий |
Для таблицы №3.
|Уровень |Диапазон суммарного балла |Оценка |
|1 |0 – 3 |Низкий |
|2 |4 – 6 |Ниже среднего |
|3 |7 – 9 |Средний |
|4 |10 – 12 |Выше среднего |
|5 |13 – 15 |Высокий |
Определение среднего арифметического балла для исследуемых показателей.
| | |Общая сумма |Среднее |
|Показатель |Параметр |баллов |арифметическое|
|1 |2 |3 |4 |
| |Полнота знаний |80 |3,8 |
|Уровень | | | |
|сформированн| | | |
|ости знаний | | | |
|по предмету | | | |
| |Полнота познания |78 |3,7 |
| |Понимание |75 |3,5 |
| |Доказательность |64 |3,0 |
| |Гибкость |76 |3,6 |
| |Практическое применение |80 |3,8 |
| |Суммарный балл по |459 |21,4 |
| |исследуемому показателю | | |
|1 |2 |3 |4 |
| |Анализ |75 |3,5 |
|Уровень | | | |
|развития | | | |
|мышления | | | |
| |Синтез |83 |3,9 |
| |Сравнение |76 |3,6 |
| |Обобщение |85 |4,0 |
| |Оригинальность |46 |2,0 |
| |Скорость протекания |57 |2,6 |
| |мыслительных процессов | | |
| |Суммарный балл по |422 |19,6 |
| |исследуемому показателю | | |
|Отношение к |Интерес к предмету |70 |3,3 |
|предмету | | | |
| |Эмоциональное отношение к |83 |3,9 |
| |предмету | | |
| |Мотивация учения |60 |2,7 |
| |Суммарный балл по |213 |9,9 |
| |исследуемому показателю | | |
Среднее арифметическое значение соответствует среднему уровню. При
исследовании первого показателя “Уровень сформированности знаний по
предмету” было установлено, что параметр “полнота знаний” имеет среднее
арифметическое значение 3,8 балла. Это говорит о том, что большинство в
классе имеют достаточно хорошие знания по предмету, приблизительно в
соответствии с требуемым объёмом. Причём, анализируя второй параметр
“полнота познания” со средним арифметическим значением 3,7 балла, можно
заключить, что знания эти достаточно разносторонни. Однако, вместе с этим
можно отметить достаточно слабое владение смыслом, низкий уровень умения
оперировать этими знаниями, т.к. среднее арифметическое значение параметра
“понимание” составляет только 3,5 балла. Гибкость, способность оперировать
знаниями в новых условиях, так же находится приблизительно на среднем
уровне развития (3,6 балла). Средний арифметический балл по параметру
“практическое применение знаний” на среднем уровне – 3,8 балла. Особенно
тревожное положение складывается с умением доказать, аргументировать своё
мнение. Значение среднего арифметического по данному показателю составило
всего 3,0 балла. Большинство детей производят аргументацию на
несущественном основании, произвольно меняя направление аргументации;
устанавливая прямые связи но допуская грубые ошибки в определении причины и
следствия. У 23,5% учащихся, т.е. почти у четверти класса уровень
сформированности знаний по предмету ниже среднего, у 32,95 – средний
уровень; но в целом класс достаточно “сильный”, подготовленный, т.к. 23,5%
учащихся имеют высокий уровень, а 18,8% уровень выше среднего, что является
положительной предпосылкой для дальнейшего развития.
Охарактеризуем состояние показателя “Уровень развития мышления”. У
большинства детей в классе уровень развития мышления средний (42,3%) или
даже ниже среднего (23,5%). Рассмотрим каждый исследуемый параметр.
1. Анализ; данный параметр по результатам диагностики указывает на то, что
у большинства детей сформированность операции анализа находится на среднем
уровне, у многих на уровне выше среднего, и даже на высоком; однако, нельзя
упускать и то что довольно большое число учащихся не умеют расчленить
предмет, явление или понятие и выделить его отдельные части, признаки,
свойства. Средний арифметический показатель – 3,5 балла.
2. Синтезом учащихся владеет намного лучше. Половина детей абстрагирует на
существенном основании на конкретном и обобщённом уровне, свободно
классифицирует по нескольким основаниям. Средний арифметический показатель
– 3,9 балла.
3. Так же на достаточно высоком уровне владеют обобщением. Более, чем у
трети класса диагностирован высокий уровень, и у стольких же уровень выше
среднего. Среднее арифметическое – 4,0 балла.
4. Умение сравнивать находится в основном на среднем уровне, т.е. дети
сравнивают в большинстве своём на несущественном основании. Среднее
арифметическое составляет 3,6 балла.
5. Большинство детей класса не обладает оригинальным мышлением, не могут
предложить какие – либо идеи, мышление стандартизировано. Средний
арифметический показатель по этому параметру очень низкий: всего 2 балла.
6. Скорость протекания мыслительных процессов находится в основном на
уровне среднем и ниже среднего. Средний арифметический показатель 2,6
балла.
Перейдём к рассмотрению показателя “Отношение к предмету”. В основном
по этому показателю отмечается средний уровень сформированности (у 47%
учащихся). Рассмотрим каждый диагностируемый параметр.
1. Интерес к предмету. У трети учащихся класса отмечается отсутствие
интереса к предмету, безразличие к нему, а у 4,7% даже резко отрицательное
отношение. Но большая часть детей либо испытывает потенциальный интерес к
предмету, либо имеют устойчивый интерес, склонность к природоведческой
деятельности. Среднее арифметическое – 3,3 балла.
2. Эмоциональное отношение к предмету. Дети положительно настроены по
отношению к предмету. У половины класса пробуждение положительных эмоций
пробуждается при первых же успехах в учении, но при этом они пассивны.
Треть класса обладает устойчивым положительным отношением к предмету,
эмоциональной предрасположенностью к нему. Средний арифметический балл –
3,9.
3. Мотивация учения. Мотивы учения у большинства детей узко-социальные:
стремление получить одобрение взрослых, занять определённую позицию в
классе, легко получить поощрение. У четверти класса присутствует широкие
познавательные мотивы учения, интерес к занимательным фактам и явлениям.
Средний арифметический балл – 2,7.
Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о
необходимости индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в
процессе ознакомления с окружающим миром.
2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной самостоятельной
работы учащихся
На основе полученных данных мы сформулировали конкретные задачи
формирующего эксперимента:
1. Средствами индивидуализации и внутриклассной дифференциации
усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать
реализации учебных программ, повышением уровня сформированности
знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким
образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е.
отставание от уровня своих возможностей);
2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону
ближайшего развития.
3. Повышать интерес к изучению природы и формировать учебно -
познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей
каждого ребёнка.
В соответствии с задачами формирующего эксперимента был разработана
содержательно технологическая модель индивидуализации процесса ознакомления
с окружающим миром и технология внутриклассной индивидуализированной
самостоятельной работы.[26]; [29] [9]
Суть проводимого эксперимента заключалась в том, что для работы на
уроке учащиеся были объединены в малые группы сотрудничества. Каждая группы
сотрудничества. Каждая группа включала в себя четырёх учеников. Давление на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|