на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

индивидуализации учебной работы и проблемы диагностики этих особенностей.

Прежде всего сюда относится комплексное свойство – уровень умственного

развития учащегося. Н.А. Менчинская в своём определении охватывает этим

понятием как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания

(обученность). Обучаемость или способность к учению, представляет собой

понятие, характеризующее умственные способности учащегося, т.е.

“способность достигать в более короткий срок более высокого уровня

усвоения”. Критериями

определения способности к учению являются скорость усвоения, гибкость

процесса мышления и связь конкретных и отвлечённых компонентов в мышлении.

.[19]

Скорость усвоения – это комплексное явление, существенный показатель

которого не столько скорость запоминания, сколько темп обобщений. Скорость

усвоения исследовала З.И. Калмыкова, которая использовала для обозначения

этого явления термин “темп продвижения”. Его критерии: 1) количество

знаний, необходимых для возникновения обобщений, и 2) экономность мышления.

К ним добавляется ещё самостоятельность: чем ниже темп продвижения, тем

больше учащиеся нуждаются в помощи.

З.И. Калмыковой была, разработана стратегия диагностики способности,

учится (“обучаемости”). Калмыкова считает “обучаемость” – способность

учится – ключевым звеном в системе предпосылок развития в условиях

школьного обучения.

Способность учится (“обучаемость”) определяется Калмыковой как

“совокупность тех интеллектуальных свойств человека (или тех особенностей

мышления), от которых при наличии и относительном равенстве других

необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к

учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности”.

Под продуктивностью учения Калмыкова понимает ту сторону умственного

развития, которая позволяет самостоятельно открывать новые значения, и

особенно в этом направлении должна быть нацелена диагностическая стратегия

познавания учебных способностей. Что касается совокупности тех

интеллектуальных свойств, которые формируют способность учиться, то

Калмыкова вычленяет пять её основных параметров:

1) Обобщённость мыслительной деятельности – её направленность на

абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале. Калмыкова

считает, что именно эта особенность по отношению к четырём последующим

имеет ключевое значение, формирует ядро “обучаемости”. .[13]

В.В. Давыдов высказывает мнение, что готовность обобщать существенные

признаки анализируемых ситуаций является характеризующим признаком

теоретического мышления, гарантирующего более глубокие познания

окружающей действительности и заключающегося в основах формирования

человеческих понятий; [7]

2) Осознанность мыслительной деятельности, определяемая соотношением её

практической и словесно – логической сторон. Несколько упрощённо она

заключается в способности точно с точки зрения речи выразить логические

отношения, которыми руководствуется практическая деятельность, ведущая к

решению данной проблемы. Высокую ступень сознательности мыслительных

операций характеризует адекватное словесное выражение хода решения

проблемы и т.п. Можно также говорить, что параметр осознанности

мыслительной деятельности тесно связан с развитием способностей правильно

самооценить ход и результат учебной деятельности.

3) Гибкость мыслительной деятельности – третий из компонентов, формирующий

совокупность интеллектуальных свойств, определённых как способность

учиться. Она проявляется также в оригинальности подхода к анализу

ситуации, помогает преодолеть стереотипы в мыслительных приёмах, изменять

творческие поиски. Гибкость мышления может конкретно проявляться, на

пример, в усовершенствовании способов решения, в повышении уровня

обобщённости самостоятельно полученных выводов и т.п. У детей с

пониженными способностями учиться, подвижность мышления понижена, её

место занимает, как правило, обратное свойство – инертность мышления.

4) Устойчивость мыслительной деятельности – особенность способности

учиться, которая может мнимо показаться в несоединимом противоречии с

предшествующей особенностью. Однако в действительности они диалектически

связаны. Постоянство мышления является необходимой предпосылкой

формирования сложных понятий (когда определённые понятия включает

комплексную, относительно постоянную структуру целого ряда других

подчинённых понятий) и познавательных систем.

5) Самостоятельность мышления. Важным показателем развития этой особенности

мы можем считать чувствительность (восприимчивость) к

помощи. Решение проблем всегда протекает (особенно в школе) не в социальном

вакууме, а в контексте обучения, в контексте образования и воспитания, в

котором решающую роль играет учитель. И учитель продолжает мыслительную

деятельность детей посредством заданий, задач, далее стимулирует

соответствующей мотивацией, но также и контролирует, направляет, руководит,

оценивает. Важное место здесь занимает готовность учителя оказывать

соответствующую меру помощи, однако таким образом, чтобы благодаря ей

школьник не был лишён возможности работать самостоятельно. Совсем наоборот:

надлежащая помощь должна быть условием для самостоятельной дальнейшей

работы. Чем больше чувствительность ребёнка к помощи, т.е. чем лучше сумеет

ребёнок использовать минимальную, но необходимую помощь, оказываемую ему

учителем для продолжения собственной самостоятельной работы, тем больше

возможностей для развития у него способности учиться.

Вышеприведённые пять особенностей интеллекта (или умственной

деятельности) достаточно характеризуют структуру способности учиться

(“обучаться”).

Понятию обучаемости по существу близко понятие общих умственных

способностей, под которыми обычно понимается комплекс способностей,

требуемых для осуществления учащимися учебной деятельности. Сюда относятся

способность запоминать материал, способность проведения логических

операций, а также способность творческого мышления.

С умственными способностями тесно связано способность учащихся

самостоятельно, усваивать знания, предполагающая наличие у них

соответствующих интеллектуальных умений. Последние представляют собой

приёмы умственного труда, которые получили название умение умственного

труда, или учебные умения.

Учебные умения нагляднее всего проявляются в самостоятельной работе

учащихся с учебным материалом: при восприятии и обработке нового материала,

при выделении из него существенного, связывание нового материала с

пройденным, при обобщении учебного материала, повторении и его применении.

Таким образом, они связаны со всей учебно-познавательной деятельностью

учащихся в процессе обучения. [13]

Кроме умственных способностей и учебных умений уровень умственного

развития учащегося определяют также и знания, умения и навыки, или

обученность. Умственные способности представляют собой потенциальные

возможности, предпосылки для учения, знания же являются содержательной

базой для реализации способностей.

Школьные программы построены так, что всё последующее опирается на

уже пройденное, усвоенное. Проверка выполнения программных требований

осуществляется на различных уровнях системы народного образования. Одной из

целей этой проверки является обеспечение более или менее одинакового

минимального уровня усвоения основного материала программы.

Уровень знаний учащихся, разумеется, определяется не только теми

знаниями, который они усвоили в школе на основании учебных программ. У них

немало таких знаний, которые они приобрели не в школе, в том числе и знаний

по таким предметам и тем разделам программы, которые они в школе ещё не

проходили. Это предварительные знания, которые учащиеся черпали из разных

источников информации – литературы, личного опыта, средств массовой

коммуникации и т.д. Учащийся с широкими и глубокими предварительными

знаниями усваивают учебный материал значительно легче, чем те, которые

такими знаниями не обладают.

При обучении следует испытывать ещё одну категорию знаний – это те

программные знания, которые приобретены при изучении других предметов и

которые нужны при изучении данного предмета.

Таким образом, учитель должен учитывать большие различия между

учащимися в следующих видах знаний:

1) программные знания:

а) в области данного предмета;

б) в области других предметов;

2) внепрограммные или предварительные знания.

Важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной

деятельности, является учебная мотивация, которая определяется как

“направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности”.

Отсюда вытекает необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся в

сфере мотивации. А.К. Маркова классифицирует их по познавательным и

социальным признакам. Познавательные мотивы подразделяются ею на широкие

познавательные интересы и мотивы самообразования. Социальные же мотивы

делятся на широкие социальные мотивы (которые базируются на общественной

полезности и чувстве долга) и более узкие социальные, или позиционные

(престиж, одобрение сверстников и мотивы социального сотрудничества). Все

эти мотивы у каждого индивида составляют сложный динамический комплекс,

знание которого необходимо для учёта и корректирования мотивации. С точки

зрения индивидуализации, из этого комплекса выделяются интересы, которые по

определению Г.И. Щукиной, являются “мощным побудителем активности

личности”. Она показывает, что познавательный интерес: 1) может быть

средством обучения, 2) выступать в качестве мотива, 3) на белее высоком

уровне становится свойством личности. [38] В учебной работе мы в первую

очередь имеем дело с формированием познавательных интересов. Познавательные

интересы в процессе обучения необходимо учитывать с двух точек зрения: 1)

побуждение интереса к учебной работе для повышения мотивации к активной

работе; 2) учёт уже сложившихся, индивидуализированных интересов и

формирование новых.

Интересы имеют индивидуальный характер. Это качество содержится уже в

самом понятии интереса.

Из всего сказанного выше можно сделать следующие обобщения. К

особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при

индивидуализации учебной работы, относятся:

1) обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные

способности;

2) учебные умения;

3) обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных

знаний и навыков;

4) познавательные интересы (на фоне общей мотивации).

Учёт названных показателей при индивидуализации обучения важен для

всех учащихся. В отдельных случаях к этим особенностям при индивидуальном

подходе к детям добавляются такие факторы, которые в отношении данного

ребёнка оказывают специфические влияния на его учебную деятельность.

При индивидуализации за основу иногда брались и качества которые не

были непосредственно связаны с уровнем умственного развития ученика. [20]

Наиболее характерными видами деятельности учащихся при обучении

является образование условных связей и их систем на речевом и

ориентировочном подкреплении, которые находят отражение в показателях

свойств уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения по

динамичности. В связи с этим была разработана методика получения

показателей свойств уравновешенности процессов возбуждения и торможения

семилетних детей на основе энцефалографического изучения. По результатам

проведённых исследований был сделан вывод о том, что семилетние дети,

поступающие в школу, составляют три условные группы: в первую группу вошли

ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения; во

вторую группу – учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над

торможением; в третью группу – школьники с уравновешенными процессами

возбуждения и торможения. Свойства первых процессов возбуждения и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.