на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

3) выбрать систему работу с каждым из группы учащихся. Таких единых

типологий на сегодняшний день крайне мало. Новая наиболее полная

типология школьников, по-видимому, должна отвечать следующим требованиям:

а) критерии должны включать типичные индивидуальные различия,

свойственные учащимся любого уровня успеваемости и любой возрастной группы;

б) такие критерии должны быть и в совокупности достаточными;

в) эти критерии должны быть доступны, так как учителя не всегда вооружены

специальной аппаратурой и психологической подготовкой. [15]

Рассмотрим некоторые из существующих на сегодняшний день типологий и оценки

их с точки зрения изложенных выше критериев.

Типология В.И. Самохваловой разработана для учащихся первого класса.

Выделяемые критерии:

1) отношение к учению;

2) организация учебной работы;

3) усвоение знаний и навыков.

Данную классификацию нельзя признать полной, поскольку в ней не

учитываются способности детей, кроме того она не учитывает

психофизиологические возможности детей.

Другая классификация предложена А.А. Бударным. Он выделяет в качестве

критериев следующее:

1) уровень развития способностей к учению;

2) работоспособность (причём “высота” работоспособности определяется

психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением

учиться). Слишком широкая трактовка лишает типологию конкретности и

делает её малопригодной для практического использования. [5]

В типологии И.Э. Унт выделяются такие критерии как:

1) обученность;

2) обучаемость;

3) умение самостоятельной работы;

4) умение читать с пониманием и нужной скоростью текст;

5) специальные способности;

6) познавательные интересы;

7) отношение к труду. [34]

Классификация, несомненно, более полная, однако, выделение некоторых

критериев не оправдано. Например, не понятно, почему умение самостоятельной

работы и умение быстро читать не включены в обученность?

Существуют попытки разработать типологию школьников на основе

особенностей их центральной нервной системы. Она безусловно даёт интересный

материал для исследования психологических особенностей детей, но, в то же

время, её нельзя признать полной, так как в ней нет учёта других, не

психологических особенностей детей.

На наш взгляд, наиболее полной и доступной, а также отвечающей

требованиям к единой типологии, является на сегодняшний день классификация

Е.С. Рабунского, которая рассматривает следующие критерии для

дифференциации учащихся на учебные группы:

1) отношение к учению (познавательный интерес);

2) познавательные способности;

3) успеваемость (уровень знаний). [28]

Нам представляется целесообразным дать краткую характеристику

приведённых критериев.

Уровень познавательного интереса:

а) нулевой – отсутствие интереса к предмету, отрицательное или безразличное

отношение к нему, пробуждение положительных эмоций при занимательности, при

первых успехах в учении (такие учащиеся учатся, как правило по

принуждению);

б) потенциальный – положительное отношение к учению, любознательность,

желание и отдельные попытки преодолеть трудности в учебной деятельности; у

таких учеников зачастую недостаёт прилежания, и тогда возникает конфликт

между сравнительно глубоким познавательным интересом и “скучной

необходимостью” учить уроки;

в) действенный – осознанная устойчивая познавательная направленность

ученика, основанная на глубокой потребности самостоятельно добывать знания,

овладевать навыками и умением.

Вместе с тем нередко встречаются прилежные ученики, у которых нет

глубокого интереса к знаниям, т.к. невысок уровень их познавательной

самостоятельности. Таких учеников следует, видимо, тоже относить к данной

условной группе, ведь мотивы их учения действенны (а не потенциальны0, и

при оказании помощи со стороны учителя интерес этих ребят, как правило,

становится глубже, устойчивее.

Наличие интереса к учению определяется путём опроса ученика, бесед с

учителем, родителями, библиотекарем, соучениками, путём наблюдения на

уроках за работой ученика.

Уровень познавательной самостоятельности (то есть уровень готовности

школьника к самообразованию).

Это результат всей учебно-воспитательной работы в школе. В структуру

познавательной самостоятельности, очевидно, входят и знания, и навыки, и

умения, и способности, и организованность, и мотивы учения (ведущий из

которых – познавательный интерес), и научное мировоззрение, и высокие

моральные качества личности. Исходя из положений Л.С. Выготского о зонах

актуального и ближайшего развития, можно установить следующие три уровня

обучаемости:

а) низкий – беспомощность в решении любых познавательных задач, в том числе

типовых, при достаточной восприимчивости к помощи (вообще) из вне;

б) средний – быстрое и прочное усвоение разъяснённой операции, решение без

помощи из вне типовых задач, но затруднения в новых нетиповых, изменённых

познавательных ситуациях;

в) высокий – решение без помощи из вне любых познавательных задач,

доступных ученика, в том числе и нетиповых; с такими задачами ученик

справляется правилосообразно, без дискурсивно – логического обоснования.

приведённых критериев. [2]

Исходя из сказанного, можно условно выделить три уровня

организованности в учении:

1) низкий - ученик неорганизован, неаккуратен, “разбросан”, постоянно

нарушает режим дня, не умеет планировать “отстроенных заданий”, выполняет

их обычно в последний день работы, “штурмом”;

2) средний – ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы, умеет

планировать “отстроенные задания”, однако зачастую поверхностно, такие

планы не являются для ученика руководством к самостоятельной работе и

часто не выполняется, ученику необходим периодический контроль со стороны

учителя;

3) высокий – ученик организован, аккуратен, собран, систематически умело

планирует свою деятельность, в том числе и ““отстроенные задания”, строго

выполняют планы работ, но не бездумно, а творчески, уточняя, внося

необходимые коррективы.

Уровень успеваемости учащихся, соответствует качеству выполнения ими

учебных заданий. Учитель с помощью школьной отметки устанавливает уровень

знаний, умений и навыков учащихся согласно требованиям учебной программы,

а также в соответствии с известными учителю алгоритмами усвоения и

применения знаний, с его опытом творческого пути решения познавательных

задач. Пользуясь данными критериями можно условно выделить следующие

группы учащихся.

А. Сильные по успеваемости учащиеся

Эти учащиеся отличаются большей организованностью, устойчивыми

интересами к учению, нередко более высоким уровнем обучаемости, иногда

широким кругозором, высоким степенью умственного развития, в позновательной

деятельности иногда имеют недогрузку .

Первая группа. Учатся на “пять”. Уровень познавательной самостоятельности

высокий. Основное направление в индивидуальной работе – удовлетворение в

высокой познавательной потребности.

Вторая группа*. Учатся на “5” и “4”. Уровень познавательной

самостоятельности высокий (обучаемость, как правило, наиболее высокого

уровня; организованность среднего уровня – “со срывами”). Интерес к учению

потенциальный (чаще узкоизбирательный и относительно глубокий). Основное

направление индивидуальной работы – превращение потенциального интереса в

действенный.

Третья группа. Учатся на “4” и “5”. Уровень познавательной

самостоятельности средний. Интерес к учению действенный. Хорошо справляются

с типовыми познавательными задачами, но испытывают некоторые затруднения в

решении новых незнакомых задач. Очень старательны, с помощью из вне

довольно быстро осваивают новые знания и приёмы познавательной

деятельности. Основное направление индивидуальной работы – повышение уровня

обучаемости.

Четвёртая группа*. Учатся обычно на “4”. Уровень познавательной

самостоятельности низкий, интерес к учёбе не глубокий. Очень прилежны,

часами учат уроки, привыкая не к рациональным способам учения. Чрезвычайная

старательность нередко создаёт видимость благополучия. Однако их “терпение

и труд” часто формируют не разумные, не экономические способы

познавательной деятельности, нередко оборачивающиеся (интеллектуальной

пассивностью). Главное направление индивидуальной работы – переучивание,

“ломка” неверно сложившихся стереотипов самостоятельной деятельности,

формирование рациональных способов учения.

Б. Средние по успеваемости учащиеся

Наиболее обширная группа.

Первая группа. Учатся на “4” и “3”. Уровень познавательной

самостоятельности высокий (высокая обучаемость сочетается со средним

уровнем организованности). Интерес к учению потенциальный. Эта группа

учащихся отличается от второй группы сильных учеников несколько худшей

успеваемостью, более низким уровнем действенности интереса к учению

(интерес отличается эпизодичностью, неустойчивостью). Направление

индивидуальной работы – воспитание устойчивого интереса к учению,

формирование потребности в систематическом преодолении трудностей в

процессе позновательной деятельности.

Вторая группа. Учатся не ровно. Уровень познавательной самостоятельности

высокий (способные, “несобранные”, хотя изобретательны в организации

самостоятельной деятельности). Интерес к предмету отсутствует. Как правило,

эти ученики – за пределами школы активные и энергичные – отмалчиваются на

уроке, редко выполняют домашнее задание. Они вполне могли бы успевать на

“хорошо” и “отлично”, но школьные занятия представляются им нередко

скучным, малозначительным делом, подавляющим “свободу творчества”,

отталкивающим строгим казённым контролем и т.д. Основное направление

индивидуальной работы – пробуждение интереса к предмету.

Третья группа*. Уровень познавательной самостоятельности средний. Интерес к

учению не глубокий, но очень прилежны. Учатся на “три” и “четыре”.

Характеризуются добросовестностью, старательностью, стремлением к

пунктуальности, но страдают не достаточным умением учиться и, как

следствие, перегрузкой заданиями. Это группа отличается от третьей группы

сильных учеников более низкой обучаемостью, нередко более узким кругозором,

большим количеством ошибок в способах учения, худшими ответами на уроках и

более низкими отметками. Таким учащимся нередко свойственны замедленность,

скованность мыслей, реминисценция при воспроизведении недостаточное

развитие речи, неуверенность в своих силах. Основное направление

индивидуальной работы – обучение рациональным способам учения, расширение

умственного кругозора.

Четвёртая группа. Учатся посредственно. Уровень познавательной

самостоятельности средний. Интерес к учению потенциальный. Основное

направление работы – превращение потенциального интереса в действенный,

повышение уровня обучаемости.

Пятая группа*. Уровень познавательной самостоятельности средний. Интерес к

учебному предмету отсутствует. Нередко получают плохие отметки, хотя

четвертная оценка не бывает ниже “тройки”. Отличаются не аккуратностью,

неумением организовать своё время для самостоятельного учения, труда и

отдыха. Иногда они напускают на себя маску равнодушия, беспечности, хотя на

деле испытывают недовольство результатами своей деятельности (направляя его

часто по адресу взрослых). Имея возможность самостоятельно решать

познавательные типовые задачи, такие ученики к концу четверти обычно

прилагают немало усилий, чтобы исправить плохую отметку. Именно этим они,

прежде всего, отличаются от представителей первой группы слабоуспевающих

учеников, которые не редко не в силах исправить “двойку”. Основное

направление индивидуальной работы – пробуждение интереса к предмету,

повышение организованности в учении.

Шестая группа. Уровень познавательной самостоятельности низкий. Интерес к

учению направлен не столько на знания, сколько на процесс овладения ими.

Очень прилежны, но учатся на “три”. “терпение и труд” часто порождают не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.