на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую

следующим требованиям:

. быть единой для всех групп учащихся;

. показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е.

учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

. наглядно представлять возможности коллективной работы с различными

группами учащихся;

. представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп

учащихся.

ГЛАВА II

Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и внутриклассной

дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром младших

школьников

Экспериментально – опытная работа проходила в 1 «В» классе школы №23

г.Сысерти в течение 1998 – 1999 учебного года с включением 21-го

учащегося.

1. Характеристика когнитивных и аффективных качеств учащихся на

констатирующем этапе эксперимента

Цель: определение стартового уровня когнитивных и аффективных качеств

учащихся.

Программа по “ознакомлению с окружающим миром” выделена из программы

по природоведению и представлена самостоятельным разделом. Это вызвано тем,

что названные два курса, хотя между ними и существует непосредственная

связь, существенно отличаются друг от друга. Действительно, природоведение

– курс более узкий по своему содержанию; основная идея курса “Ознакомление

с окружающим миром” – показать учащимся в доступной для их возраста форме

единство и взаимосвязь природы, общества и человека. Природа и общество

рассматриваются в курсе в их неразрывном, органичном единстве, на

конкретном материале показывается эстетическое, практическое,

оздоровительное, познавательное значение природы для людей, раскрываются

доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и

общественной жизни; систематизируются имеющиеся и формируются новые

представления о явлениях природы.[4]

Вопросы, составляющие содержание программы сгруппированы в теме: “Что

нас окружает”, “Дом и школа”, “Наш город”, “Родная страна”.

Для формирующего эксперимента нами была выбрана тема “Что нас

окружает”, т.к. именно эта тема непосредственно связана с природоведением.

Для изучения эффективности применения методики обучения предмету

“Ознакомление с окружающим миром” в малых группах сотрудничества, а также

для выявления влияния использования данной методики на формирование знаний

и умений учащихся по предмету были проведены следующие этапы

экспериментально – исследовательской работы:

1. Определение стартового уровня когнитивных и аффективных качеств

учащихся.

2. Разработка и внедрение дифференцированных заданий.

3. Разработка и внедрение методики внутриклассной индивидуализированной

самостоятельной работы в малых группах сотрудничества.

4. Определение итогового уровня когнитивных и аффективных качеств

учащихся.

Для создания системы целенаправленного педагогического воздействия

была применена система мониторинга, которая имела следующую структуру:

1. Мониторинг уровня сформированности знаний по предмету.

2. Мониторинг отношения ребёнка к изучаемому предмету.

При исследовании уровня сформированности знаний по предмету были

определены следующие параметры.

Полнота знаний –объём, количество знаний, мера соответствия знаний

эталону и программе школы.

Полнота познания – мера познавательного отношения к изучению материала

и решению учебных задач, определяемая качеством и количеством задаваемых

вопросов в процессе выработки истинного знания.

Понимание – степень осмыслённости в усвоении знания, умения

последовательно решать учебные задачи.

Доказательность – способность обосновывать истинность своего

утверждения, умения аргументировано решать учебные задачи и устанавливать

причинно-следственные связи между явлениями.

Гибкость знаний – способность высказывать широкие многообразные идеи,

умения оперировать знаниями в новых условиях, умения менять направление

анализа, находить новые способы решения учебных задач.

Практическое применение знаний – система способов деятельности,

основанная на базе выработанных знаний.

При исследовании уровня развития мышления были определены такие

параметры, основанные на вычленении ряда важнейших мыслительных операций.

Анализ – способность к мысленному расчленению предмета, явления или

понятия и выделения его отдельных частей, признаков, свойств.

Сравнение – способность к установлению сходства и различия между

предметами или явлениями и выявлению на этой основе общих понятий,

объединяющих эти предметы или явления, от фактов к их отождествлению в

свойствах, от мысли об индивидуальности к мысли об общем.

Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи.

Скорость протекания мыслительных процессов – способность высказывать

максимальное количество идей и решений учебных задач за минимальный срок.

При изучении отношения к изучаемому предмету определялись такие

параметры:

1) Степень интереса к изучаемому предмету ;

2) Эмоциональные отношения к предмету;

3) Мотивация учения.

На основании выделенных параметров были разработаны диагностирующие

тесты по каждому из трёх показателей. Разработанные тесты приведены в

таблицах данных ниже.

Уровни сформированности исследуемых показателей определения по

суммарным баллам каждого показателя. Выделяется всего пять уровней: низкий,

ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Низкий уровень для исследуемых показателей. Показатель: “Уровень

знаний по предмету”. Низкий уровень характеризуется слабым знанием и даже

полным отсутствием знаний, непонимание и неумение осмыслить

природоведческий материал, неумение устанавливать причинно следственные

связи, негибкостью в применении и использовании имеющихся сведений,

пассивность в работе.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Низкий уровень

характеризуется не владением или очень слабым развитием мыслительных

операций, неумением анализировать, устанавливать сходство и различие,

отсутствием обобщённого взгляда на вещи и явления, неспособностью к

вариативному мышлению, медлительностью протекания умственных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Низкий уровень характеризуется

отрицательным отношением и отсутствием интереса к предмету,

несформированность и отсутствием учебной мотивации, эмоциональным барьером.

Уровень Ниже среднего для исследуемых показателей. Показатель:

“Уровень знаний по предмету”.

Имеются некоторые отрывочные знания по предмету, но ребёнок не может

ими оперировать, ориентируется на несущественные признаки в установлении

причинно – следственных связей. Ребёнок может осуществить “близкий” перенос

в пределах к природоведческой деятельности.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Слабое владение мыслительными

операциями, отдельные попытки анализа, синтеза, оперирование конкретными

единичными знаниями, абстрагирование на несущественное основание,

удовлетворительная скорость протекания мыслительных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Безразличие и отсутствие интереса

к предмету, отсутствие эмоционального барьера, потенциальная возможность

улучшить эмоциональный контакт, узко –социальная мотивация учения.

Средний уровень для исследуемых показателей.

Показатель: “Отношение к предмету”. Присутствует природоведческие

знания, но удовлетворительные (до половины требуемого объёма). Слабое

владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями. Умение

аргументировать свою точку зрения на несущественном уровне, случайное

оперирование причинно-следственными связями. Внешняя активность и

исполнительская деятельность в работе.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Удовлетворительное владение

мыслительными операциями, умение делать несущественном уровне. Не обладает

оригинальностью мышления. Средняя скорость протекания мыслительных

процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Средний уровень характеризуется

потенциальным интересом к предмету. Ребёнок занимает эмоционально-

отзывчивою позицию, но не стремится выразить своё отношение к природе в

творческой деятельности. Широкая познавательная мотивация, интерес к новым

занимательным фактам, явлениям.

Уровень выше среднего для исследуемых показателей.

Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Хорошие знания в

соответствии с требуемым объёмом, возможны некоторые ошибки, владение

смыслом, оперирование знаниями с переносом с конкретного на обобщённое,

опора на существенное в аргументации и установлении причинно-следственных

связей. Активная исполнительская и творческая деятельность.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Хорошо владеет мыслительными

операциями анализа, синтеза, сравнения. Легко производит первичное

обобщение, абстрагируется на существенном основании. Высокая скорость

протекания мыслительных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Ребёнок проявляет устойчивый

интерес к предмету, склонность к природоведческой деятельности,

положительное отношение к учению, любознательность. Учебно-познавательная

мотивация, ориентация на усвоении способов добывания знаний,

самостоятельная познавательная деятельность.

Высокий уровень для изучаемых показателей.

Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Высокий уровень предполагает

высокие знания, осмысленное и последовательное усвоение материала. Ребёнок

умеет устанавливать причинно - следственные связи, выделить существенно,

осуществляет “дальний” перенос в пределах эмпирического и теоретического

знания. Устойчиво активен, инициативен, самостоятелен в творческой и

исполнительской деятельности.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Высокий уровень

характеризуется отличным владением мыслительными операциями анализа,

синтеза, сравнения. Ребёнок способен произвести обобщения на уровне понятий

эмпирического и теоретического характера. Свободно абстрагирует на

существенном основании, проявляет оригинальность мышления умственных

процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Осознанная устойчивая

познавательная природоведческая направленность, повышенный интерес к

предмету, эмоциональная предрасположенность к нему. Мотивы самообразования,

направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания

знаний, инициативный, творческий подход. [9]

На первом этапе, при определении стартового уровня когнитивных и

аффективных качеств учащихся, были предложены диагностические задания в

письменном виде, также практиковали протокольные записи ответов учащихся на

уроках и при индивидуальных беседах.

Отработав полученные результаты, нами были составлены соответствующие

таблицы.

Количественные характеристики

Таблица №1

Диагностический показатель: “Уровень сформированности знаний по

предмету”.

| |Б А Л Л Ы | | | |

|1. Гужавина Лариса |3 |3 |2 |8 |Ср. |3 |

|2. Гуляев Артём |2 |2 |2 |6 |Н.ср |2 |

|3. Дмитриева Катя |5 |5 |4 |14 |В. |5 |

|4. Добрычева Ксюша |2 |3 |2 |7 |Ср. |3 |

|5. Егоров Артём |3 |4 |4 |11 |В.ср |4 |

|6. Ермолаев Женя |4 |5 |4 |13 |В. |5 |

|7. Залесов Алёша |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 |

|8. Ибель Оля |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 |

|9. Колиберская Ирина |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 |

|10. Мансуров Эдик |5 |5 |4 |14 |В. |5 |

|11. Марянина Люба |2 |4 |2 |8 |Ср. |3 |

|12. Небогатиков Лёня |2 |4 |2 |8 |Ср. |3 |

|13. Пинягина Катя |4 |4 |3 |11 |В.ср |4 |

|14. Поскрекова Яна |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.