на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профессиональное обучение

при расчете издержек важно учесть все составляющие их компоненты – оплата

услуг преподавателей, консалтинговых и тренинговых фирм, расходы на аренду

учебных помещений, приобретение учебных материалов и оборудования,

командировки, питание и проживание, а также издержки, связанные с

отсутствием на своих рабочих местах сотрудников, проходящих и

осуществляющих обучение. Стоит отметить, что на практике точно рассчитать

расходы на организацию и проведение обучения совсем не просто, поскольку

существующие модели определения стоимости и нормирования затрат на обучения

очень сложны.

Результаты профессионального обучения, в свою очередь, могут быть

выражены в виде:

. роста прибыли;

. роста объемов продаж;

. роста производительности труда работников;

. увеличения потенциала сотрудников и всего предприятия в целом;

. снижения затрат на обеспечение функционирования предприятия и т.д.

2. Основные факторы, влияющие на эффективность профессионального обучения

Для того чтобы оценить эффективность профессионального обучения и

добиться ее увеличения, прежде всего, необходимо знать, от чего зависит

успешность профессионального обучения, каковы факторы, определяющие его

эффективность. На мой взгляд, основными из таких факторов являются:

> адекватность программ обучения настоящим и будущим потребностям

организации;

> правильная формулировка целей обучения;

> используемые формы обучения;

> используемые методы обучения;

> степень учета особенностей взрослых при проведении обучения;

> мотивация персонала к обучению.

Ниже мы рассмотрим более подробно перечисленные факторы эффективности

профессионального обучения.

2.1. Процесс определения потребностей организации в обучении

В современных организациях профессиональное обучение должно

представлять собой комплексный непрерывный процесс, состоящий из ряда

этапов (см. Приложение 1). Первой и ключевой стадией этого процесса

является определение потребностей организации в профессиональном обучении,

т.е. выявление несоответствия между профессиональными знаниями и навыками,

которыми должен обладать персонал организации для достижения ее целей, и

теми компетенциями, которыми он обладает в действительности. При этом

необходимо ответить на два основных вопроса:

[pic] КОГО учить (сколько и каких работников);

[pic] ЧЕМУ учить (какие знания и навыки развивать).

Другими словами, нужно определить целевую группу и тематику обучения.

Целевой группой обучения могут быть:

[pic] рядовые сотрудники, в т.ч. специалисты;

[pic] линейные менеджеры;

[pic] менеджеры среднего звена;

[pic] высшее руководство.

Что касается тематики обучения, то в настоящие время тренинговые

компании, функционирующие на российском рынке образовательных услуг,

предлагают достаточно широкий выбор обучающих программ. В качестве примера

приведу список программ, предлагаемых компанией «Training Strategies»:

. Искусство эффективных продаж (базовый курс).

. Искусство эффективных продаж. Техника SPIN (продвинутый курс).

. Телемаркетинг (искусство продаж по телефону).

. Построение команды. Работа в команде.

. Руководство и лидерство

. Управление временем. Управление стрессом.

. Искусство ведения переговоров.

. Эффективная презентация.

. Эффективная работа с клиентом.

. Эффективный секретарь. Телефонный этикет.

. Эффективный менеджмент.

. Эффективное деловое общение.

. Комплексное управление качеством.

. Делегирование полномочий.

. Наставничество (консультирование и обучение).

. Решение проблем и принятие решений.

. Проведение интервью и набор персонала.

. Оценка персонала.

. Управление проектом.

. Искусство убеждения.

. Организация и проведение собраний.

. Управление конфликтом.

. Коммуникация в организации.

. Деловая переписка (отчеты, коммерческие предложения, деловые письма).

. Развитие и творческого мышления.

. Маркетинг для немаркетологов.

. Финансы для нефинансистов.

. Тренинг тренеров.

. Стратегический менеджмент.

Помимо целевой группы и тематики обучения, не менее важным является

определение уровня проблем, решить которые призвано обучение.

Индивидуальный уровень относится к потребностям, связанным с навыками

отдельных сотрудников организации. Для решения проблем этого уровня

достаточно обучить конкретных людей, развить их навыки, например работы

секретаря, навыки презентации, основы личной эффективности.

Системный уровень относится к потребностям, которые не ограничиваются

обученностью отдельных сотрудников и связаны с взаимодействием внутри

компании, например, управление конфликтами, решение проблем и т.п.

Стратегический уровень связан с потребностями, которые не

ограничиваются ни обученностью отдельных сотрудников, ни взаимодействием в

компании, но относятся к стратегии развития организации, ее положению в

социально-экономической среде, например, развитие корпоративной культуры,

стратегическое планирование.

Необходимо отметить, что тематика обучения связана с уровнем проблем,

который определяется потребностями организации. В то же время при одной и

той же тематике обучения его уровень может быть различным в зависимости от

особенностей компании. Учет уровня проблем организации является ключом к

успеху обучения, игнорирование данного фактора может свести до нуля его

эффективность. Проиллюстрируем это примером [20]. Руководство компании

приняло решение провести тренинг по маркетингу для совета директоров,

включающий изучение инструментов анализа рынка, основ составления

маркетингового плана. После проведения тренинга оказалось, что

маркетинговая функция в компании не изменилась, и руководство было

разочаровано тренингом. Причина неудачи обучения заключалась в том, что его

программа была ситуативной, оснащала участников индивидуальными навыками и

не работала на стратегическое решение задач всей организации. Этого можно

было избежать, если бы с самого начала был задан четко стратегический

характер тренинга.

С целью диагностики потребностей в обучении западные предприятия с

помощью консультантов создают и внедряют у себя так называемую

корпоративную модель компетенций, в которой профилирование должностей

строго привязано к стратегии развития компании. То есть сначала

разрабатывается стратегия, создается образ желаемого будущего и лишь затем

выявляются компетенции, необходимые для достижения этого будущего. У

большинства же российских предприятий пока нет формализованной стратегии и

средств на консультантов. Поэтому для них диагностика потребности в

обучении приобретает критическое значение с точки зрения эффективности

обучения при экономичном расходовании средств предприятия.

Примерная схема анализа потребностей в обучении приведена на рисунке 2

[20]. Ключевой момент в этом процессе – определение расхождений между

реальной и необходимой результативностью и их источников. В данном случае

можно использовать так называемый «критерий увольнения», который

заключается в следующем. Анализируя каждого конкретного работника или их

группу (например, целый отдел), нужно ответить на вопрос: «Сможет ли он

(она, они) выполнять то, что не выполняет, под угрозой увольнения?» Если

ответ отрицательный, то причина расхождений кроется либо в факторах среды

(распределение функций, оборудование, условия труда, структура

организации), либо в уровне знаний и навыков (часто и в том и в другом) и,

скорее всего, действительно необходимо обучение. Если же ответ

положительный, источник – в системе мотивации и требуется решение, не

связанное с обучением, например: обновление оборудования, совершенствование

условий труда, пересмотр системы мотивации, развитие коммуникаций,

изменение стиля руководства, перераспределение обязанностей, перемещение

или увольнение сотрудника и т.д. Часто оказывается, что такие решения

срабатыают наиболее эффективно, когда они сопровождаются обучением.

Рис. 2. Схема анализа потребностей организации в профессиональном

обучении

Важно отметить, что для адекватного определением потребностей в

обучении в процессе должны принимать участие совместно служба управления

персоналом (отдел человеческих ресурсов), сам сотрудник и его

непосредственный руководитель (линейный менеджер). Каждая из сторон

выражает свое мнение по данному вопросу, определяемое спецификой,

положением в организации, ролью в процессе профессионального обучения.

Схематично эти взаимосвязи представлены на рисунке 3 [19] .

Рис. 3. Схема взаимодействия участников процесса профессионального

обучения при определении потребностей в нем.

При определении потребностей организации в обучении кадров важно

понимать, под воздействием каких факторов эти потребности складываются.

Этими факторами могут быть:

[pic] динамика внешней среды (потребители, поставщики, партнеры,

конкуренты, государство);

[pic] развитие техники и технологии, влекущее за собой появление

новой продукции, услуг и методов производства;

[pic] изменение стратегии развития организации;

[pic] создание новой организационной структуры;

[pic] освоение новых видов деятельности.

На практике могут использоваться следующие методы определения

потребности в обучении:

1) аттестация и подготовка индивидуального плана развития

В процессе аттестации (или специальной беседы по планированию обучения)

сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального

развития. В результате составляется план индивидуального развития, который

передается в службу управления персоналом, где специалисты оценивают его с

точки зрения реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям

организации в целом, ее финансовым возможностям и вносят в него необходимые

корректировки. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся

частью программы профессионального развития персонала фирмы.

2) тестирование

В результате психологического и профессионального тестирования каждого

сотрудника организации выявляется степень развития у него тех или иных

профессиональных знаний, умений и навыков, а также его потенциал. Сравнение

результатов такого тестирования и портретов «идеального» работника

позволяет определить направления обучения.

3) оценка информации о работниках, имеющейся в службе управления

персоналом:

- возраст,

- стаж работы,

- профессиональный опыт,

- базовое образование,

- принимал ли работник ранее участие в программах обучения или

повышения квалификации,

- уровень способностей

- психологические особенности и т.д.

4) анализ краткосрочных и долгосрочных планов организации и отдельных

подразделений и определение того, какой уровень квалификации и

профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реализации.

5) наблюдение за работой персонала на рабочих местах – «полевые

исследования»

Данный метод позволяет получить очень ценную информацию, которая

впоследствии становится основой разработки программы обучения. Эта

информация включает типичные ситуации работы данной категории сотрудников,

наиболее характерные трудности, возникающие в их работе, их собственную

оценку необходимых навыков. В результате конкретная программа обучения

будет сосредоточена на типичных рабочих задачах, которые обычно решают

сотрудники данного конкретного предприятия.

6) анализ источников проблем, мешающих эффективности работы:

- недостаточное качество продукции, услуг, обслуживания;

- невыполнение планов работ;

- уровни брака и отходов;

- нарушение техники безопасности;

- неоправданно большие потери времени в результате болезней,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.