> Информирование, т.е. компактное изложение большого объема информации,
например, о свойствах нового продукта, об истории компании и т.д. Такой
просмотр может заменить лекцию, демонстрацию слайдов, выступления
приглашенных экспертов, экскурсии, посещение цехов и лабораторий. К
достоинствам информационного видеопросмотра относят наглядность,
информационную емкость, насыщенность. Однако длительный показ может
вызвать у слушателей быстрое утомление. Поэтому рекомендуется разбивать
просмотр на части, а промежутки между ними посвятить обсуждению,
ответам на вопросы, пояснениям и т.д.
> Видеопросмотр может использоваться и для постановки проблемы, а поиск
правильных решений проводиться без видеоматериалов, например, в
групповой дискуссии.
> Развитие умений и навыков осуществляется через просмотр заранее
подготовленных видеозаписей. Данный метод может являться вариантом
метода конкретных ситуаций и целесообразен в случаях, когда кейс
представляет собой динамичные, живые сцены, которые описывать словами
невозможно и бессмысленно. Кроме того, учебные фильмы могут
представлять собой совокупность сюжетов, в которых демонстрируются
возможные варианты поведения в различных ситуациях. При этом в начале,
в процессе и в конце просмотра происходит обсуждение и анализ сюжетов,
выявление неэффективных действий, их причин и методов устранения. Стоит
отметить, что подобные учебные фильмы в России пока отсутствуют,
поэтому некоторые тренинговые компании используют переводные западные
видеофильмы.
Видеообратная связь
В ходе обучения с использованием данного метода материалом для
просмотра и анализа становится видеозапись действий самих участников, что
помогает им перейти от непосредственно прожитого опыта к его осмыслению,
анализу, рефлексии, пересмотру.
2.4. Учет особенностей обучения взрослых
Профессиональное обучение персонала – обучение взрослых. Между тем, его
участники и организаторы нередко по инерции придерживаются давних школьно-
студенческих представлений об обучении, в результате чего в значительно
степени страдает его эффективность. Поэтому при составлении программ
обучения, выборе его форм и методов обязательно должны учитываться
возрастные особенности обучающихся[16]. К их числу относятся:
. Потребность в обосновании (смысле). Известно, что взрослые
учащиеся очень внимательно относятся к обоснованию того, зачем
нужно изучать данный курс или раздел. Они также интересуются тем,
что будет, если они не освоят данный материал. Потребность в
обосновании тесно связана с заинтересованностью обучающихся.
Факторы, влияющие на нее представлены на рисунке 6.
Рис. 4. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения
. Назревшая необходимость. При профессиональном обучении даже
указание руководства не всегда убеждает сотрудников в
необходимости обучения. Поэтому рекомендуется начало обучения
посвятить освящению ситуации в организации и вытекающим из нее
требованиям к квалификации персонала. Значимость обучения, как для
организации, так и лично для обучающихся, помогают повысить
следующие шаги:
[pic] вступительное слово представителя высшего руководства перед
началом учебной программы;
[pic] присутствие представителей высшего руководства на завершающих
этапах учебной программы;
[pic] торжественное завершение учебы – вручение дипломов, поздравления
высших руководителей;
[pic] создание условий для того, чтобы знания и навыки, полученные в
ходе обучения, были востребованы в работе организации (например,
изменение практики подготовки планов, или регламента проведения
совещаний).
. Практическая направленность. Одна из особенностей взрослых –
внимание к конкретным жизненным задачам и плохое восприятие
отвлеченных, абстрактных тем. Они приступают к обучению с желанием
научиться, как на конкретном рабочем месте для получения
конкретного результата нужно осуществлять конкретные действия,
включенные в конкретный рабочий контекст. Вместо этого им, как
правило, предлагается общий подход и общая модель. Путь
преодоления данного противоречия лежит в тематической связи теории
с типичными ситуациями и потребностями фирмы. Некоторые
консалтинговые и тренинговые фирмы, учитывая этот недостаток,
перед началом обучения проводят небольшие исследования,
позволяющие собрать информацию о специфике и особенностях данной
организации, отдела или конкретной должности. Кроме того,
устранению недостатка практической направленности служит
использование в процессе обучения групповых обсуждений и задания,
прорабатываемые в малых группах.
. Потребность в самостоятельности. Способность самостоятельно
принимать решения, нести за них ответственность – основная черта
поведения и самосознания взрослого человека. Поэтому при обучении
взрослых важно давать им возможность активно участвовать в учебном
процессе, самим формулировать свои задачи, делать выводы.
. Жизненный опыт. Жизненный опыт взрослой аудитории по содержанию и
объему значительно превосходит опыт школьников или студентов.
Зачастую он в каких-то отношениях даже превосходит опыт
обучающего. Поэтому опыт участников целесообразно использовать как
опору для изложения материала, фона для иллюстраций, а также
максимально широко использовать методы активного обучения,
требующие высокой степени активности и личной включенности
обучающихся в учебный процесс (анализ конкретных ситуаций, деловые
игры, тренинговые упражнения и т.д.)
Учет двух последних факторов нашел отражение в интерактивных методах
обучения, основанных на осознании и анализе обучающимися собственного
опыта.
Следует также отметить, что принципами эффективного обучения людей всех
возрастных групп являются повторение, помогающее новому закрепиться в
памяти и превращающие приобретенные навыки в привычку, и обратная связь,
наличие которой позволяет слушателям скорректировать свое поведение для
достижения более высоких результатов обучения. Формами обратной связи могут
являться: оценки, подведение итогов соревнований между участниками,
определение процента выполнения задания и т.д.
2.5. Мотивация сотрудников к обучению
Как показывают исследования, эффективность профессионального обучения
на 80% зависит от ее подготовки и на 20% от желания и способности
обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае
отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию».
Поэтому служба управления персоналом должна уделить особое внимание
мотивации сотрудников к обучению и созданию соответствующего отношения к
нему.
Перечислим факторы, которые могут мотивировать сотрудников на активное
участие в программе профессионального обучения:
[pic] стремление сохранить работу, остаться в занимаемой
должности;
[pic] желание получить повышение или занять другую должность;
[pic] заинтересованность в увеличении заработной платы;
[pic] интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и
навыками;
[pic] желание установить контакты с другими участниками
программы.
В организациях, для которых профессиональное обучение является
ценностью, вероятность проведения эффективного обучения гораздо выше, чем в
компаниях, где этому аспекту не уделяют должного внимания. Причиной тому,
прежде всего, отношение к обучению со стороны руководства и его
сотрудников, заложенное в корпоративной культуре. Эти отношения имеют два
аспекта:
> Степень активной заинтересованности руководства в обучении, т.е.
его готовность прилагать собственные усилия, чтобы сделать
обучение более эффективным;
> Степень значимости обучения для участников-сотрудников организации,
т.е. восприятие тренинга как важного, значимого для собственного
профессионального роста.
Результаты сочетания этих двух факторов представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Зависимость эффективности обучения от отношения участников и
руководства.
Проиллюстрируем важность отношения руководства к обучению примером
[20]. В кризисных условиях августа 1998 г. небольшая российская фирма
решила провести т.н. «сессию стратегического планирования» (сами участники
назвали это мероприятие «чрезвычайный перекур»). Руководство предупредило
сотрудников: «Это учеба не для расширения кругозора, а для выживания».
Приглашенный тренер-консультант начал с инвентаризации проблем компании,
привел примеры из международного опыта по организации перемен в условиях
кризиса, предложил инструментарий для стратегического анализа. Участники
сопоставили примеры со своей ситуацией, отметили то, что можно взять на
вооружение, провели анализ проблем и составили план первоочередных
действий. В конце занятия сотрудники отмечали: «Мы даже не могли
представить, что такой короткий тренинг может дать такие важные
результаты».
В приведенном примере эффективность учебного занятия определило
отношение к нему руководства, понимание его значимости для выживания фирмы,
нацеленность участников на результат.
Мнения большинства опытных экспертов в области профессионального
обучения сводятся к тому, что из всех заинтересованных сторон обучения
(руководство организации, обучаемые, обучающие) ведущее место отводится
действиям руководства до и после обучения. Поддержка обучения со стороны
высшего руководства выражается в таких действиях, как:
. включение обучения в план работы организации;
. предварительная оценка и уточнение потребностей в обучении;
. своевременное оповещение сотрудников и их непосредственных
руководителей об обучении;
. участие в открытии и завершении учебной программы;
. ознакомление с результатами обучения и их обсуждение и т.д.
Приведу несколько примеров мотивации к обучению из российской практики
в виде высказываний представителей российских предприятий [26]. Менеджер по
связям с общественностью компании «Procter&Gamble» Н. Колмакова: «Для того
чтобы добиться карьерного роста в нашей компании, нужно совершенствоваться
самому. Procter&Gamble проводит множество тренингов среди своих
сотрудников. Поощряется каждый, кто находит на них время и не боится
осваивать новое. Но особый авторитет зарабатывают сотрудники фирмы, которые
сами берут на себя роль тренеров и обучают других». Заместитель
генерального директора аудиторской компании ЗАО «Артур Андерсен» М.
Кисляков: «Для успешного продвижения по карьерной лестнице необходимо не
только показывать отличные результаты в работе, но и соответствовать
определенным требованиям. Например, проходить ежегодное обучение… Чтобы
занять у нас позицию менеджера, необходимо поулчить аттестаты аудиторов у
Центробанка и Минфина… Приветствуется, когда наши работники учатся в
аспирантуре».
3. Оценка эффективности профессионального обучения
Оценка эффективности профессионального обучения является важнейшим
моментом управления развитием персонала. Поскольку затраты на обучение
рассматриваются как капиталовложения в человеческий ресурс, они должны
принести организации отдачу в виде повышения эффективности ее деятельности,
роста прибыли, более полной реализации ее целей. Расходы материальных,
временных и человеческих ресурсов, связанные с подготовкой и реализацией
профессионального обучения, оправданы лишь тогда, когда обучение устраняет
тот дефицит знаний и навыков, который был выявлен в результате анализа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|