на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профессиональное обучение

> Информирование, т.е. компактное изложение большого объема информации,

например, о свойствах нового продукта, об истории компании и т.д. Такой

просмотр может заменить лекцию, демонстрацию слайдов, выступления

приглашенных экспертов, экскурсии, посещение цехов и лабораторий. К

достоинствам информационного видеопросмотра относят наглядность,

информационную емкость, насыщенность. Однако длительный показ может

вызвать у слушателей быстрое утомление. Поэтому рекомендуется разбивать

просмотр на части, а промежутки между ними посвятить обсуждению,

ответам на вопросы, пояснениям и т.д.

> Видеопросмотр может использоваться и для постановки проблемы, а поиск

правильных решений проводиться без видеоматериалов, например, в

групповой дискуссии.

> Развитие умений и навыков осуществляется через просмотр заранее

подготовленных видеозаписей. Данный метод может являться вариантом

метода конкретных ситуаций и целесообразен в случаях, когда кейс

представляет собой динамичные, живые сцены, которые описывать словами

невозможно и бессмысленно. Кроме того, учебные фильмы могут

представлять собой совокупность сюжетов, в которых демонстрируются

возможные варианты поведения в различных ситуациях. При этом в начале,

в процессе и в конце просмотра происходит обсуждение и анализ сюжетов,

выявление неэффективных действий, их причин и методов устранения. Стоит

отметить, что подобные учебные фильмы в России пока отсутствуют,

поэтому некоторые тренинговые компании используют переводные западные

видеофильмы.

Видеообратная связь

В ходе обучения с использованием данного метода материалом для

просмотра и анализа становится видеозапись действий самих участников, что

помогает им перейти от непосредственно прожитого опыта к его осмыслению,

анализу, рефлексии, пересмотру.

2.4. Учет особенностей обучения взрослых

Профессиональное обучение персонала – обучение взрослых. Между тем, его

участники и организаторы нередко по инерции придерживаются давних школьно-

студенческих представлений об обучении, в результате чего в значительно

степени страдает его эффективность. Поэтому при составлении программ

обучения, выборе его форм и методов обязательно должны учитываться

возрастные особенности обучающихся[16]. К их числу относятся:

. Потребность в обосновании (смысле). Известно, что взрослые

учащиеся очень внимательно относятся к обоснованию того, зачем

нужно изучать данный курс или раздел. Они также интересуются тем,

что будет, если они не освоят данный материал. Потребность в

обосновании тесно связана с заинтересованностью обучающихся.

Факторы, влияющие на нее представлены на рисунке 6.

Рис. 4. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения

. Назревшая необходимость. При профессиональном обучении даже

указание руководства не всегда убеждает сотрудников в

необходимости обучения. Поэтому рекомендуется начало обучения

посвятить освящению ситуации в организации и вытекающим из нее

требованиям к квалификации персонала. Значимость обучения, как для

организации, так и лично для обучающихся, помогают повысить

следующие шаги:

[pic] вступительное слово представителя высшего руководства перед

началом учебной программы;

[pic] присутствие представителей высшего руководства на завершающих

этапах учебной программы;

[pic] торжественное завершение учебы – вручение дипломов, поздравления

высших руководителей;

[pic] создание условий для того, чтобы знания и навыки, полученные в

ходе обучения, были востребованы в работе организации (например,

изменение практики подготовки планов, или регламента проведения

совещаний).

. Практическая направленность. Одна из особенностей взрослых –

внимание к конкретным жизненным задачам и плохое восприятие

отвлеченных, абстрактных тем. Они приступают к обучению с желанием

научиться, как на конкретном рабочем месте для получения

конкретного результата нужно осуществлять конкретные действия,

включенные в конкретный рабочий контекст. Вместо этого им, как

правило, предлагается общий подход и общая модель. Путь

преодоления данного противоречия лежит в тематической связи теории

с типичными ситуациями и потребностями фирмы. Некоторые

консалтинговые и тренинговые фирмы, учитывая этот недостаток,

перед началом обучения проводят небольшие исследования,

позволяющие собрать информацию о специфике и особенностях данной

организации, отдела или конкретной должности. Кроме того,

устранению недостатка практической направленности служит

использование в процессе обучения групповых обсуждений и задания,

прорабатываемые в малых группах.

. Потребность в самостоятельности. Способность самостоятельно

принимать решения, нести за них ответственность – основная черта

поведения и самосознания взрослого человека. Поэтому при обучении

взрослых важно давать им возможность активно участвовать в учебном

процессе, самим формулировать свои задачи, делать выводы.

. Жизненный опыт. Жизненный опыт взрослой аудитории по содержанию и

объему значительно превосходит опыт школьников или студентов.

Зачастую он в каких-то отношениях даже превосходит опыт

обучающего. Поэтому опыт участников целесообразно использовать как

опору для изложения материала, фона для иллюстраций, а также

максимально широко использовать методы активного обучения,

требующие высокой степени активности и личной включенности

обучающихся в учебный процесс (анализ конкретных ситуаций, деловые

игры, тренинговые упражнения и т.д.)

Учет двух последних факторов нашел отражение в интерактивных методах

обучения, основанных на осознании и анализе обучающимися собственного

опыта.

Следует также отметить, что принципами эффективного обучения людей всех

возрастных групп являются повторение, помогающее новому закрепиться в

памяти и превращающие приобретенные навыки в привычку, и обратная связь,

наличие которой позволяет слушателям скорректировать свое поведение для

достижения более высоких результатов обучения. Формами обратной связи могут

являться: оценки, подведение итогов соревнований между участниками,

определение процента выполнения задания и т.д.

2.5. Мотивация сотрудников к обучению

Как показывают исследования, эффективность профессионального обучения

на 80% зависит от ее подготовки и на 20% от желания и способности

обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае

отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию».

Поэтому служба управления персоналом должна уделить особое внимание

мотивации сотрудников к обучению и созданию соответствующего отношения к

нему.

Перечислим факторы, которые могут мотивировать сотрудников на активное

участие в программе профессионального обучения:

[pic] стремление сохранить работу, остаться в занимаемой

должности;

[pic] желание получить повышение или занять другую должность;

[pic] заинтересованность в увеличении заработной платы;

[pic] интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и

навыками;

[pic] желание установить контакты с другими участниками

программы.

В организациях, для которых профессиональное обучение является

ценностью, вероятность проведения эффективного обучения гораздо выше, чем в

компаниях, где этому аспекту не уделяют должного внимания. Причиной тому,

прежде всего, отношение к обучению со стороны руководства и его

сотрудников, заложенное в корпоративной культуре. Эти отношения имеют два

аспекта:

> Степень активной заинтересованности руководства в обучении, т.е.

его готовность прилагать собственные усилия, чтобы сделать

обучение более эффективным;

> Степень значимости обучения для участников-сотрудников организации,

т.е. восприятие тренинга как важного, значимого для собственного

профессионального роста.

Результаты сочетания этих двух факторов представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Зависимость эффективности обучения от отношения участников и

руководства.

Проиллюстрируем важность отношения руководства к обучению примером

[20]. В кризисных условиях августа 1998 г. небольшая российская фирма

решила провести т.н. «сессию стратегического планирования» (сами участники

назвали это мероприятие «чрезвычайный перекур»). Руководство предупредило

сотрудников: «Это учеба не для расширения кругозора, а для выживания».

Приглашенный тренер-консультант начал с инвентаризации проблем компании,

привел примеры из международного опыта по организации перемен в условиях

кризиса, предложил инструментарий для стратегического анализа. Участники

сопоставили примеры со своей ситуацией, отметили то, что можно взять на

вооружение, провели анализ проблем и составили план первоочередных

действий. В конце занятия сотрудники отмечали: «Мы даже не могли

представить, что такой короткий тренинг может дать такие важные

результаты».

В приведенном примере эффективность учебного занятия определило

отношение к нему руководства, понимание его значимости для выживания фирмы,

нацеленность участников на результат.

Мнения большинства опытных экспертов в области профессионального

обучения сводятся к тому, что из всех заинтересованных сторон обучения

(руководство организации, обучаемые, обучающие) ведущее место отводится

действиям руководства до и после обучения. Поддержка обучения со стороны

высшего руководства выражается в таких действиях, как:

. включение обучения в план работы организации;

. предварительная оценка и уточнение потребностей в обучении;

. своевременное оповещение сотрудников и их непосредственных

руководителей об обучении;

. участие в открытии и завершении учебной программы;

. ознакомление с результатами обучения и их обсуждение и т.д.

Приведу несколько примеров мотивации к обучению из российской практики

в виде высказываний представителей российских предприятий [26]. Менеджер по

связям с общественностью компании «Procter&Gamble» Н. Колмакова: «Для того

чтобы добиться карьерного роста в нашей компании, нужно совершенствоваться

самому. Procter&Gamble проводит множество тренингов среди своих

сотрудников. Поощряется каждый, кто находит на них время и не боится

осваивать новое. Но особый авторитет зарабатывают сотрудники фирмы, которые

сами берут на себя роль тренеров и обучают других». Заместитель

генерального директора аудиторской компании ЗАО «Артур Андерсен» М.

Кисляков: «Для успешного продвижения по карьерной лестнице необходимо не

только показывать отличные результаты в работе, но и соответствовать

определенным требованиям. Например, проходить ежегодное обучение… Чтобы

занять у нас позицию менеджера, необходимо поулчить аттестаты аудиторов у

Центробанка и Минфина… Приветствуется, когда наши работники учатся в

аспирантуре».

3. Оценка эффективности профессионального обучения

Оценка эффективности профессионального обучения является важнейшим

моментом управления развитием персонала. Поскольку затраты на обучение

рассматриваются как капиталовложения в человеческий ресурс, они должны

принести организации отдачу в виде повышения эффективности ее деятельности,

роста прибыли, более полной реализации ее целей. Расходы материальных,

временных и человеческих ресурсов, связанные с подготовкой и реализацией

профессионального обучения, оправданы лишь тогда, когда обучение устраняет

тот дефицит знаний и навыков, который был выявлен в результате анализа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.