на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

«Запоминание стихов»

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана

предлагаемая техника запоминания, которой мы хотим научить ребенка.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет -

И как будто пляшет!

Это чучело - оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке -

Пусть боятся галки! (И. Михайлова)

Инструкция:

а) прочитай внимательно первую строчку стихотворения.

б) Попробуй зримо представить себе содержание этой строки в уме.

Постарайся нарисовать картинку яркой, почувствовать, как ты к ней

относишься: нравится тебе ее содержание или нет.

в) Перейди к следующей строчке. Прочитай ее вслух и представь в своем

воображении. Продолжай то же самое со всеми строчками. У ребенка в голове

должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в

стихотворении. Затем ребенок должен прочитать все стихотворение вслух без

остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) «Теперь, - говорим ребенку, - попробуй вспомнить стихотворение,

отталкиваясь от мысленных образов. Закрой глаза и воспроизведи те образы,

которые тебе запомнились. Опиши их своими словами».

д) проверь себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно,

подправь образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправь

также последовательность, в которой эти образы у тебя возникают.

е) Произнеся стихотворение, вслушайся в звучание слов. Обращай

внимание на ритм и рифму.

Каждый раз следует обсуждать заученное стихотворение, просить ребенка

делиться впечатлениями от самого текста.

/Упражнение развивает долговременную память, образное мышление,

воображение, речевую сферу./

Результаты контрольного среза представлены в таблице 9.

Таблица состоит из 6 столбцов. В ней зафиксированы результаты срезов

до формирующего эксперимента и после него. В 1, 3, 5 графах даны результаты

констатирующего среза. Во 2, 4, 6 графах зафиксированы результаты

контрольного среза. С помощью такой таблицы нам было легко проследить

изменения уровня развития таких познавательных процессов как внимание,

память, мышление, которые лежат в основе развития познавательной

активности.

Уровень развития познавательных процессов (внимание, память,

мышление) у учащихся экспериментальной группы до и после формирующего

эксперимента.

Таблица 9.

| | Внимание |Память | Мышление |

|ИМЯ | | | |

| |До |После |До |После |До |После |

|Вероника Е. | С|В |С |С | В|В |

|Алиса Т. | С|В |Н |С | В|В |

|Платон К. | Н|С |Н |С | Н|С |

|Антон Е. | В|В |С |В | С|С |

|Френк К. | С|С |Н |С | Н|С |

|Вика Р. | С|С |С |В | С|С |

|Марина К. | Н|С |Н |С | С|С |

|Аня С. | В|В |Н |С | С|С |

|Павел А. | С|В |В |В | |В |

| | | | | |В | |

|Дарья П. | С|В |Н |В | |С |

| | | | | |Н | |

|Катя К. | С|В |Н |С | |С |

| | | | | |С | |

|Саша П. | С|В |Н |С | |В |

| | | | | |В | |

|Дима К. | В|В |Н |С | |С |

| | | | | |С | |

|Настя Ж. | С|В |Н |С | |С |

| | | | | |Н | |

|Валя Ш. | С|В |С |В | |В |

| | | | | |С | |

|Женя К. | Н|С |Н |С | |С |

| | | | | |Н | |

|Алеша Б. | С|В |Н |С | |В |

| | | | | |С | |

|Роман С. | С|В |С |В | |В |

| | | | | |В | |

|Максим А. | С|В |Н |С | |В |

| | | | | |С | |

|Максим Х. | С|В |Н |В | |С |

| | | | | |Н | |

|Виталий А. | С|В |Н |С | |В |

| | | | | |В | |

|Даша П. | С|С |В |В | |С |

| | | | | |Н | |

|Ксюша О. | С|В |Н |С | |В |

| | | | | |С | |

|Ксюша Я. | Н|С |Н |Н | |В |

| | | | | |С | |

|Саша Г. | С|В |Н |С | |В |

| | | | | |В | |

|Рома Г. | С|В |Н |В | |В |

| | | | | |С | |

|Юля Т. | С|В |Н |В | |В |

| | | | | |В | |

Уровень развития познавательных процессов

у учащихся контрольной группы.

Таблица 10.

| |Внимание |память | мышление |

|Имя | | | |

| | до |После |до |После |до |После |

|Денис А. | |С |С |В |В |В |

| |Н | | | | | |

|Алена А. |В |В |С |С |Н |Н |

|Мелис А. |Н |В |Н |Н |С |С |

|Сергей Б. |Н |С |Н |С |Н |С |

|Ульяна Б. |С |В |Н |С |Н |Н |

|Сергей Б. |С |В |Н |С |Н |С |

|Денис В. |Н |С |Н |С |В |В |

|Юля В. |Н |С |С |В |В |В |

|Ольга Г. |С |В |С |В |Н |Н |

|Аня Д. |Н |С |В |В |Н |Н |

|Мария Е. |С |С |Н |С |С |С |

|Коля Е. |Н |С |Н |Н |С |С |

|Алексей М. |Н |Н |Н |С |С |С |

|Максим П. |Н |Н |Н |Н |Н |Н |

|Артем П. |Н |С |С |С |В |В |

|Ольга П. |Н |Н |Н |С |Н |С |

|Алексей П. |В |В |Н |Н |Н |С |

|Лиза С. |Н |С |Н |Н |Н |С |

|Валя С. |С |С |Н |Н |Н |С |

|Миша Т. |В |В |С |В |В |В |

|Раиль Т |Н |Н |Н |Н |Н |Н |

|Мария Т. |Н |Н |Н |С |Н |С |

|Павел Т. |Н |Н |Н |С |Н |С |

|Руслан Ш. |Н |С |Н |С |Н |Н |

|Сенада Я. |Н |С |Н |С |Н |Н |

|Сергей Я. |С |В |Н |С |В |В |

|Иван С. |В |В |В |В |В |В |

Условные обозначения:

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень.

Анализ таблиц 9 и 10 позволил сделать вывод, что уровень развития

познавательных процессов изменился у всех учащихся экспериментальной

группы, что нельзя сказать о детях, входящих в контрольную группу. Так,

например, у детей экспериментальной группы после проведения формирующего

эксперимента повысились показатели уровня развития таких познавательных

процессов как внимание, память и мышление. Констатирующий срез показал, что

высокий уровень был отмечен у 3 человек, а контрольный срез показал, что

таких детей стало больше, т. е. 20. Если у детей был низкий уровень

развития внимания, то с помощью специальных упражнений они его повысили до

среднего. Это Платон К., Марина К., Женя К., Ксюша Я.

Уровень развития памяти увеличился у 8 учащихся (при констатирующем

срезе 2 чел.). Низкий уровень развития кратковременной памяти было у 20

человек, после формирующего эксперимента остался 1 человек. (Ксюша Я.).

Рассмотрим теперь такой показатель познавательных процессов, как

мышление. До формирующего эксперимента высокий показатель имели 8 детей,

после их стало 14. Некоторые дети, например, Антон Е., Вика Р., Марина К.,

Аня С., Катя К., Дима К. остались на прежнем уровне – среднем.

Констатирующий срез не выявил не одного ребенка, у которого все три

показателя были бы высокими. После эксперимента число таких детей оказалось

равное 4. Число детей, не имеющих низкого уровня хотя бы одного из

показателей при констатирующем срезе, было равно 3. Контрольный срез

обнаружил 20 таких детей.

Таким образом, можно говорить о том, что включенность младшего

школьника в СДО стимулирует развитие познавательной активности, является

средством ее развития и средой оптимизирующей развитие такой активности.

Контрольная группа все это время продолжала работать в своем

традиционном режиме. Это время тоже работало на них, но результаты мы

обнаружили иные: более высокий уровень внимания показало 9 человек (было 4

чел.), показатель уровня развития памяти изменился у 12 детей ( был низкий

уровень стал средний уровень) и уровень развития мышления остался без

изменений.

Выводы по 3 главе.

1. По результатам констатирующего эксперимента очевидно различие в

развитии познавательных процессов у детей включенных в систему

дополнительного образования и не включенных в нее.

2. По результатам формирующего эксперимента замечены координальные

изменения в развитии памяти, внимания, мышления у детей

экспериментальной группы, что позволяет предположить успешность

выбранной программы по развитию познавательных процессов у младших

школьников.

3. По истечению времени формирующего эксперимента диагностика развития

познавательных процессов в контрольной группе показала

незначительное улучшение памяти, внимания и мышления у учащихся, не

включенных в систему дополнительного образования.

4. Сравнивая выводы 2 и 3 отчетливо видно, что занятия в учреждении

дополнительного образования, направленные на развитие познавательных

процессов, стимулирует развитие познавательной активности, тогда как

в условиях общеобразовательных учреждений ребенок за тоже время

достигает только незначительного изменения в развитии познавательных

процессов.

Заключение

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых

возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные

изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние

не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего

школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных

и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть

психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно

овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их

познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.