на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене

информацией, оказании помощи товарищу.

Выводы по первой главе.

В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких

познавательных процессов как мышление, внимания и памяти, недостаточная

сформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего

школьника.

1. После анализа литературы по данной проблеме мы остановились на

следующем определении познавательной активности. Где познавательную

активность мы определи как постоянно меняющееся свойство личности, которое

означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания,

творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в

осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой

непосредственной познавательной деятельности.

Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка

развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия

педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:

. Мнение каждого ребенка

. Чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность

Что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться,

активно действовать.

2. В современном обществе остро стоит проблема развития познавательной

активности, т. к. это влияет на личность в целом.

3. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте многие проблемы

обучения связаны с недостаточной сформированностью мышления, внимания и

памяти мы находим важным в создание коррекционной программы, направленной

на развитие познавательных процессов.

4. Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то

воздействие на память, внимание и мышление, будет отражаться на

познавательной активности младшего школьника.

Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект

современного образования.

§ 1. О становлении и развитии системы дополнительного образования.

В 1918 г. в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное

внешкольное детское учреждение – Станция юных любителей природы (с1920 г. –

Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева), положившая начало

государственной системе внешкольного образования детей.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного

преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему

дополнительного образования детей.

В системе образования России развивается подсистема дополнительного

образования детей. Учреждения дополнительного образования детей

располагают значительными возможностями для развития познавательной

мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на

четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой

импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по

принуждению педагогов и родителей.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно

выступает как мощное средство развития личности. В его процессе

неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что

благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного

достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного

образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к

творчеству.

В сфере дополнительного образования на основе общности интересов

ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс

формирования гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие

дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое

сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с

различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает

пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение

взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих

сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания

сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком

представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы

образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе

любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть

способами деятельности.

Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала

дополнительного образования стал периодом осмысления преимуществ этого вида

образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов «вторичности»

дополнительного образования по отношению к базовому; разработки технологии

его реализации; развитие практики планирования и организации

дополнительного образования; решение задач повышения его качества.

Развитие системы дополнительного образования осуществляется по

следующим направлениям:

- сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной

клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-

познавательной, практико-ориентированной деятельности;

- разработка концептуальных основ дополнительного образования детей с

учетом своеобразия этого процесса в различных образовательных

учреждениях и специфики различных категорий детей;

- соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории

дополнительного образования и построения новой практики;

- упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой,

экономической базы дополнительного образования;

- обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих

сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного

образования;

- создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в

режиме функционирования и в режиме развития;

- одномоментность моделирования организационных форм дополнительного

образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности;

- научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности

дополнительного образования и проверка их значимости для развития

личности каждого ребенка;

- разработка базисной основы содержания дополнительного образование;

- осмысление и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их

взаимодействия, расширение числа субъектов дополнительного образования,

персонификация их ответственности, определение полномочий, представление

необходимых льгот;

- поэтапное выдвижение и реализация организационно-управленческих задач.1

Основное внимание в системе дополнительного образования детей

сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым

ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;

развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы;

совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного

процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и

творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.

Одним из ключевых вопросов периода становления системы дополнительного

образования детей является обеспечение образовательного процесса учебными

планами и программами. Их связь и преемственность составляют ядро системы

дополнительного образования детей, определяют его содержание, уровень и

направленность. Дополнительное образование индивидуализирует

образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и

образовательного пространства страны. Отсюда вытекают, как считает Калиш

И.В. требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:

- динамичность образовательного процесса как социального явления;

- стимулирование творческой активности ребенка, развитие его

способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному

самообразованию;

- активное и деятельностное усвоение содержания образования,

прогнозирование его применения в различных ситуациях;

- обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с

исторически сложившейся системой ценностей;

- самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций

и соответственное построение своего поведения;

- новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к

многообразию и овладению специализированными языками наук в группах юных

исследователей;

Дополнительное образование – процесс непрерывный. Педагогический

процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решения

как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого

поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать

творческую энергию, осозновать возможности ее расходования на достижение

жизненно важных целей.

§ 2. Образовательная среда и дополнительное образование.

Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее оно

не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В

самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим

активно используется еще целый ряд терминов: "среда человека", "среда

людей", "человеческая среда", "окружающая среда", "жизненная среда",

"человеческое окружение" и т.п.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических,

химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных

(образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов,

которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на

жизнь и деятельность людей.

Важно отметить, что каждый из вышеперечисленных видов среды

характеризуется в современной России своими особенностями, главной из

которых является чаще всего нестабильность, вызываемая общим кризисом

социально-экономических и человеческих отношений. При этом следует иметь в

виду, что разрушающее действие, оказываемое современной технократической

цивилизацией на Природу и Человека, имеет не только физический, но, что не

менее важно, психологический характер, причем наиболее страдающей стороной

при этом оказываются дети и семья.

Ясвин В.А.1 понимает под образовательной средой (или средой

образования) систему влияний и условий формирования личности по заданному

образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном

и пространственно-предметном окружении.

В данном определении образовательной среды и ее структуры

акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности

учащегося по определенному образцу. Структура образовательной среды

включает в себя, как считает Ясвин В. А. три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и

возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей,

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается

в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-

воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией,

родителями, психологами и другими,

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий

(содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или

иных психологических и дидактических основаниях.

В соответствии с этими компонентами строится проектирование и

моделирование (конкретизация для данного класса, школы) образовательной

среды как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и

личностного развития учащихся.

Основной причиной, обусловившей активное введение в психологию

образования понятия "образовательная среда", является, на наш взгляд,

изменение исходных оснований построения современных образовательных

технологий. Речь идет о том, что в настоящее время активно происходят:

- смена образовательных парадигм, т. е. тех исходных дидактических и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.