на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их

познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной

деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как

постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности,

направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного,

значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются

ведущими в определении направленности развития личности в современных

условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника

является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в

развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку,

чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти

свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- Естественное стремление школьников к познанию;

- Положительное отношение к учебе;

- Активная познавательная деятельность, направленная на осознание

предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

- Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Наше исследование убеждает в том, что не всегда общеобразовательные

учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих

компонентов в должной степени, тогда как УДО, имеющие в своей основе

принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более

активного взаимодействия с педагогами и сверстниками обладают

дополнительными резервами для развития всех основных характеристик

познавательной активности практически любого ребенка.

Познавательная активность человека не является неизменным

наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее

формировании и развитии.

Нами были обнаружены следующие способы и условия, способствующие

развитию познавательной активности младшего школьника:

- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т.

е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой

предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не

подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно

включиться в учебную деятельность.

- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в

момент актуализации знаний.

- комбинирование различных форм организации учебной работы,

определение их места на каждом этапе занятия.

- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими

детьми упражнений и заданий.

- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы.

- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого

педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе

педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в

процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.

- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности

учащихся со стороны педагога.

- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность

выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для

осознания значимости достигнутого результата деятельности.

- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и

возможности использования полученных знаний в общении со

сверстниками.

- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных

особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и

содержание учебного материала, разработать адекватные методы,

средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного

подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Всем этим условиям отвечают УДО.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к

знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить,

сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего

школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична

судьба своих учеников.

Литература

1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении

детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.

Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-

89», 2000. - с. 36, 40

2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития

образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. -

Внешкольник, №9, 1997, с. 6-8

3. Бабаева Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности. / Под ред. В.И.

Панова. - М., 1997, с. 69

4. Бабанский Ю.К. активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр.

педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с. 560

5. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов

пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение,

1973, с. 86

6. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы

городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). -

М., 1997

7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование

внимания. - М., 1974, с. 86

8. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе

обучения. - М., АПН РСФСР, 1949, с. 356

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89

10. Зубков Т.И. Формирование познават. активности слбоуспевающих уч-ся нач.

кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993

11. Калиш И.В. от внешкольной работы - к дополнительному образованию детей:

Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного

образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11

12. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования.

Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995

13. Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. - Рига, 1995, с. 102-104

14. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвдения. В 2-х т. - М.,

Педагогика, 1982 - Т.1, с. 242

15. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. -

1989, №5 с. 10-14

16. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе уч-ся. / Сов. педагогика - 1962,

№2 с. 16-27

17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-

Воронеж, 1997, с. 96

18. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познават. актив.

школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

19. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н.

Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179

20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис,

А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990

21. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в

человека. Т. 20, с. 495

22. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -

1989 №6, с. 29-33

23. Панов В.И. некоторые подходы к методологии развивающего образования //

Психологич. наука и образование, 1998 №3-4, с. 38-46

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2

кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система

работы психолога с детьми разного возраста, с. 94

25. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современ. Образования // Известия

Российской академии образования. - М., 1999, с. 49-58

26. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. в 2-х т. Т. 1. - М.,

Педагогика, 1981, с. 19, 618

27. Талызина Н.Ф. Формирование познават. деят-ти уч-ся. - М., 1983, с. 93

28. Тельнова Ж.Н. Развитие познават. акт. детей старшего дошкольного и

младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс.

канд. пед. наук. - Омск, 1997

29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10 - М., АМП, 1950, с. 667

30. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской

Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22

31. Шамова Т.И. активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с.

208

32. Шумаков Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей в школе. // Учителю об

одаренных детях. - М., 1997

33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.

- М., Просвещение, 1979, с. 160, 27

34. Эльконин Д.Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова,

В.П. Зинченко. - М., 1989, с. 56-61

35. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой

образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 11-15

1 Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской

Федерации «Об образовании». – Издательство «Ось-89», 1997, с. 22.

1 Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр.

педагог. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с. 560

1 Локк Д. Мысли о воспитании. (Пед. наследие) Сост. В.М. Кларин, А.Н.

Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179

2 Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе

обучения. - М., АПН РСФСР, 1949, с. 356

3 Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. / Сов. Педагогика. -

1962, №2 с.16-27

1 Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208

2 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -

М., Просвещение, 1979, с. 160

1 Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. Педагогика, -

1989, №5 с.10-14

1 Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в

человека. Т.20, с. 495

2 Зубков Т.И. Формирование познават. Активности слабоуспевающих уч-ся нач.

кл. - Дисс. канд. пед. наук, - Екатеринбург, 1993

1 Эльконин Д.Б. Избр. педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П.

Зинченко. - М., 1989, с. 56-61

2 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -

М., Просвещение, 1979, с. 160, 27

1 Талызина Н.Ф. Формирование познават. деятель-ти уч-ся. - М., 1983, с. 93

1 Пиаже Ж. Природа интеллекта. - М., 1981, с. 94

1 Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование

внимания. - М., 1974, с. 86

1 Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов

пед. инст-ов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с.

86

1 Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей:

Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного

образования детей / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000. - с. 11

1 Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой

образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 11-15

1 Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей в школе // Учителю об

одаренных детях. - М., 1997

1 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89

2 Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой

образовательной среде / Под ред. В.И. панова. - М., 1997, с. 11-15

1 Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс.

канд. психол. наук. - М., 1995

1 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89

2 Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой

образовательной среде. / Под ред. В.И. панова. - М., 1997, с. 11-15

1 Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образ-я //

Психологич. наука и образование. 1998 №3-4, с. 38-46

1 Рубцов В.В. Психологич. поддержка совр. образования. // Известия

Российской академии образвания. - М., 1999, с. 49-58

1 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-

Воронеж, 1997, с. 96

1 Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы

городской научно-практической конференции (М., 19 февраля 1997). - М., 1997

1 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии.

№6 1989, с. 29-33

1 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995, с. 102-104

2 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-

Воронеж, 1997, с. 96

1 Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования. //

Психологич. наука и образование. №3-4 1998, с. 38-46

1 Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования. //

Психологич. наука и образование. №3-4 1998, с. 38-46

1 Бабаева Ю.Д. Тренинглвые методы выявления одаренности. / Под ред. В.И.

Панова. - М., 1997, с. 69

1 Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении

детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностич. Методики.

Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89»,

2000. - с. 36,40

1 Ануфриева А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении

детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностич. Методики.

Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89»,

2000. - с. 36,40

2 Рогов Е.И. Настольная кн. практич. психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-

е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн.1: Система работы психолога

с детьми разного возраста. С. 94

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.