на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам,

дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных

учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции,

хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если

по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по

этим предметам,

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия

или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного

ребенка,

д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение,

самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах

деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как

личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом,

но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий,

Укажем на важнейшее различие школьного и дополнительного образования.

• Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на

определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан

Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение

образовательных стандартов обученности По этой причине познавательный

интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно

затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и

стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же

дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность

преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного

процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение

ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.

Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и

активизации познавательного интереса у учащихся.

• В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные

программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования

характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

• В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя,

а в УДО - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся

вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его

самоактуализации.

• В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в

школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей,

когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении,

на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет

личностное влияние педагога на учащихся

В итоге, мы приходим к выводу, что по самой образовательной специфике

УДО, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме

развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития

в этом случае выступают:

• образовательные программы. Они становятся программами нового типа

(психодидактического, рефлексивного), т.к., в отличие от традиционных

программ дополнительного образования, их разработка и практическое

воплощение требуют от педагога рефлексии (выявления для себя и осознания)

дидактических и психологических целей и исходных оснований их построения;

• обучающиеся, т.е. раскрытие (проявление, пробуждение) творческой

природы как исходной психологической основы для развития физических,

познавательных, личностных и духовно-нравственных способностей;

• педагоги дополнительного образования, которые должны научиться

вставать в рефлексивную позицию к тому: кого они обучают, чему они обучают,

как обучают и зачем обучают,

• руководители "(управленцы), которые должны определять и создавать

условия для практической реализации учебных программ нового типа;

• родители, в смысле изменения их социальных установок и отношений к

функциям дополнительного образования и ценностным ориентациям в обучении их

детей;

• образовательная среда (социальный, пространственно-

предметный и психодидактический компоненты);

• социальная макросреда (район, окружающий социум);

• и само учреждение дополнительного образования (УДО) как объект

саморазвития (и в этом смысле он становится субъектом своего развития и

системы образования, частью которой он является)

Изменяя себя, таким образом, данное УДО изменяет образовательную и

социо-культурную среду микрорайона, округа в целом. Тем самым УДО, наряду с

другими экспериментальными площадками столичного образования, превращается

в одного из субъектов развивающегося образования столицы. С этой точки

зрения УДО представляется нами как субъект развивающегося образования.

Превращение УДО в субъекта развивающегося образования начинается с

разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексии

(осознания) его состояния, целей и перспектив его развития по следующим

позициям, базовым для любой образовательной концепции вопросы:

- кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО)

- зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного

процесса и образовательной среды в целом)?

- чему учить (содержание дополнительного образования);

- кому учить (определение требований к профессиональной и личностной

подготовке педагога) Остановимся на этих вопросах подробнее.

Кого учить?

Ответ на этот вопрос требует определения психологических особенностей

контингента учащихся в качестве системообразующего фактора психолого-

педагогической модели (системы) УДО предполагает определение таких

особенностей их развития как одного из субъектов образовательной среды,

которые составляют проблему их обучения, развития и социализации, и потому

требуют создания специальных условий для обучения и воспитания (особой

образовательной среды) по сравнению с детьми, обучающимися в

образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи и т. д.)

Мы исходим из того, что с психологической точки зрения в УДО:

- обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем

их развития;

- приходят дети по разным мотивам: а) у одних уже проявились интересы

и склонности к каким-то видам внешкольной деятельности (художественной,

спортивной, технической и т.п.), а у других, напротив, нет - они еще ищут,

пробуют себя; б) одни дети пришли сами, других привели родители, третьи

пришли из любопытства, «за компанию» и т.д.

- достаточно часто обучение происходит в разновозрастных группах, где

дети отличаются по возрасту, по готовности к обучению, по умению учиться,

по мотивации и т.д.;

- особо одаренных детей мало, потому что они, в силу своей явной

одаренности, чаще всего проходят обучение в специализированных

образовательных учреждениях (математические, музыкальные, спортивные и т.п.

школы),

- вместе с тем возможен больший, чем в школе, процент детей со скрытой

одаренностью, в работе, с которыми важно создать условия для проявления их

природных задатков и развития этих задатков в соответствующие склонности,

интересы и способности.

Итак, в целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по

таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные

(скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные

(социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это

предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые

требования. Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим

исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и

уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать

условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми

способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще «не

нашли себя», не проявили своих интересов и способностей .

Учитывая разнообразие способностей учащихся УДО, мы исходим из того,

что каждая из них является, а каждого учащегося проявлением творческой

природы психики человека, и, соответственно, творческого потенциал. Речь

идет не только об отдельных способностях (художественных, спортивных,

технических), но и об интегральной личностной сфере ребенка, что обусловило

нашу ориентацию на парадигму развивающего образования.1

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих

возможностей ребенка являются, по нашему мнению, три генеральных фактора:

познавательная активность, личностная включенность, творческость. В этом мы

опираемся на разработанную специалистами Психологического института РАО

концепцию одаренности.1 Имеющийся в литературе коллективный психолого-

педагогическии опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном

развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа

и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим

потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.

Чему учить?

С педагогической точки зрения ответ на этот вопрос предполагает

определение предметного содержания учебно-воспитательного процесса в УДО. И

в этом смысле проблемы как бы нет, так как УДО имеют традиционно широкий

спектр образовательных, художественно-творческих, культурно-досуговых,

технических, спортивных и других учебных, предметных областей. В

зависимости от кадровых, материально-технических, финансовых и т.п.

возможностей каждое УДО определяет свой спектр предлагаемого им предметного

содержания дополнительного образования.

Однако с психологической точки зрения не все так просто, потому что в

психологическом отношении целью любого образования, в том числе и

дополнительного, является передача культурно-исторических или социо-

культурных способов человеческой деятельности от одного поколения (или

индивида) к другому. Способы человеческой деятельности представлены в

культуре и обществе в таких видах, как:

- знания, умения, навыки, характерные для того или иного вида

деятельности;

- способы познания от подражания и непрерывного самообразования до

самостоятельной научно-исследовательской и культурной деятельности;

- способы социальных (коммуникативных) взаимоотношений и

взаимодействий от межличностных взаимоотношений в семье и в классе до

взаимоотношений в трудовых, этнических, конфессиональных и т.п. социо-

культурных общностях людей;

Соответственно, передача и усвоение способов человеческой

деятельности, например, способов умственной деятельности, предполагает учет

разных уровней и аспектов соответствующего психического процесса и/или

способности.

Это означает, что с психологической точки зрения вопрос «чему

обучать?» естественно влечет за собой вопрос: какую сторону (аспект,

уровень) психики учащегося должно развивать содержание нашего обучения.

Например:

- результативную сторону мышления, выраженную в виде усвоенных знаннй-

умений-навыков по данной учебной дисциплине,

- процессуальную (оспособленную) сторону мышления, формируемую, в

частности, на основе эмпирического или теоретического типа обобщения,

- произвольную регуляцию своих умственных действий1, а может сыть,

дивергентность и конвергентность мышления как свойства, характерные для

развития творческого (или нетворческого) типа мышления2 и т.д. Исходя из

этого, а также из воспитательных и социализирующих функций УДО, мы

полагаем, что дополнительное образование должно иметь не только

предметное содержание,

направленное на развитие знаний-умений-навыков, но и психологическое,

направленное на психологическое развитие учащегося. Как считает Лейтес

Н.С., содержание дополнительного образования может быть представлено как:

а) предметное содержание, представленное в соответствующем наборе

знаний-умений-навыков, дающих учащемуся возможность быть субъектом знаний-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.