Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников
раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных
классов и определяют изменения содержания образования, формирование
обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.
Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный
вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся
оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.
Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала
характерен и для педагогической практики.
Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы
такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее
становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие
личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная
педагогическая деятельность по формированию познавательной активности
школьников.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности
свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни
отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность
результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более
широкое понятие, чем деятельность.
Проблема активности изучается в самых различных аспектах:
биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д.
Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде,
реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления
активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное
свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если
животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и
производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек,
как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим
потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней»1.
Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований
является наличие в процессе формирования познавательной активности
нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, т. е. субъективная
характеристика познавательного действия. Носителем познавательной
активности выступает целостный субъект познания – человек.
Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших
школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на
становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.2
Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д. Б. Эльконин
отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными
изменениями
психических функций, возникновением в ней определенных новообразований.
Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных
процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из
них отстают, другие забегают вперед»1. Основой развития познавательной
активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-
познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие
познавательной активности осуществляется путем накопления положительного
учебно-познавательног опыта.
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности
субъекта определяют такие уровни активности:
. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт
деятельности накапливается через опыт другого;
. Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку
здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо
понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
. Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама
задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые,
нешаблонные, оригинальные.2
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант,
когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с
логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения
личности в окружающей среде.
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя
определяем познавательную активность, как меняющееся свойство
личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости
познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит
проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям
и непосредственно в самой познавательной деятельности.
§2. Влияние некоторых психических процессов на развитие
познавательной активности младшего школьника.
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном
возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного
развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при
преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот
нередко протекает стихийно.1 У многих детей младшего школьного возраста
отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к
регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением
стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы
предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей
– достаточно важная задача.
В реальной действительности познавательные процессы функционируют не
изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому
развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование
отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную
продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в
целом, а значит и на познавательную активность в частности.
Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как
мышление, внимание и память на обучение младших школьников.
Мышление.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития
ребенка и становится определяющим в системе других психических функций,
которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный
характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном
этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к
словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной
деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное
с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже
подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические
рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот
этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных
операций.1
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Оно
действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и
представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь
тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание
понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми
признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его
личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те
стороны, которые говорят об их применении, действий с ними.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных
знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его
умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической
деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной
деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать
процесс собственных рассуждений.
С развитием мышления связано возникновение важных новообразований
младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий,
рефлексии.
Внимание.
Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на
невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста.
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных
причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и
во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются
предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и
родителей.1 Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 – 7 лет,
т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно,
имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом
объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов,
обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания
происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его
свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его
устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются
факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем
школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие
показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают,
что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность
обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой
ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского
языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с
устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая
различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по
разным учебным предметам.
Память.1
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические
процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно
приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и
опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память,
фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события
его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать
первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным.
Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет
сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его
активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми
условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и
не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование
интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного
отношения к ним.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в
первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов
и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой
запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на
формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко
оказываются непродуктивными.
Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам
факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным,
внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий
нередко отступает при этом на второй план.
Формирование познавательной активности школьников во внеурочной
деятельности достигается в процессе их общения как особого вида
взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности
школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков,
творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного
интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на
самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для
общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в
процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|