на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников

раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных

классов и определяют изменения содержания образования, формирование

обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.

Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный

вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся

оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.

Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала

характерен и для педагогической практики.

Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы

такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее

становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие

личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная

педагогическая деятельность по формированию познавательной активности

школьников.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности

свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни

отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность

результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более

широкое понятие, чем деятельность.

Проблема активности изучается в самых различных аспектах:

биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д.

Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде,

реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления

активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное

свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если

животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и

производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек,

как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим

потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней»1.

Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований

является наличие в процессе формирования познавательной активности

нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, т. е. субъективная

характеристика познавательного действия. Носителем познавательной

активности выступает целостный субъект познания – человек.

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших

школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на

становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.2

Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д. Б. Эльконин

отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными

изменениями

психических функций, возникновением в ней определенных новообразований.

Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных

процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из

них отстают, другие забегают вперед»1. Основой развития познавательной

активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-

познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие

познавательной активности осуществляется путем накопления положительного

учебно-познавательног опыта.

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности

субъекта определяют такие уровни активности:

. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт

деятельности накапливается через опыт другого;

. Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку

здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо

понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

. Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама

задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые,

нешаблонные, оригинальные.2

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант,

когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с

логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения

личности в окружающей среде.

Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя

определяем познавательную активность, как меняющееся свойство

личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости

познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит

проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям

и непосредственно в самой познавательной деятельности.

§2. Влияние некоторых психических процессов на развитие

познавательной активности младшего школьника.

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном

возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного

развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при

преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот

нередко протекает стихийно.1 У многих детей младшего школьного возраста

отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к

регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением

стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы

предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей

– достаточно важная задача.

В реальной действительности познавательные процессы функционируют не

изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому

развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование

отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную

продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в

целом, а значит и на познавательную активность в частности.

Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как

мышление, внимание и память на обучение младших школьников.

Мышление.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития

ребенка и становится определяющим в системе других психических функций,

которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный

характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном

этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к

словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной

деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное

с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже

подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические

рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот

этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных

операций.1

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Оно

действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и

представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь

тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание

понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми

признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его

личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те

стороны, которые говорят об их применении, действий с ними.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных

знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его

умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической

деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной

деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать

процесс собственных рассуждений.

С развитием мышления связано возникновение важных новообразований

младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий,

рефлексии.

Внимание.

Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на

невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста.

Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных

причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и

во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются

предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и

родителей.1 Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 – 7 лет,

т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно,

имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом

объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов,

обеспечивающих процессы внимания.

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания

происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его

свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его

устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются

факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем

школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие

показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают,

что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность

обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой

ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского

языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с

устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая

различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по

разным учебным предметам.

Память.1

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические

процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно

приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и

опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память,

фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события

его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать

первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным.

Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет

сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его

активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми

условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и

не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование

интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного

отношения к ним.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в

первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов

и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой

запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на

формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко

оказываются непродуктивными.

Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам

факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным,

внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий

нередко отступает при этом на второй план.

Формирование познавательной активности школьников во внеурочной

деятельности достигается в процессе их общения как особого вида

взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности

школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков,

творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного

интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на

самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для

общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в

процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.