на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: СЭЗ в мире
p>При создании технополисов используется в первую очередь механизм стимулирования привлечения технологических ресурсов, включая интеллектуальные. Деятельность технополисов в основном должна быть направлена на облегчение выхода их основной продукции - научных идей на стадии внедрения - на внутренний рынок СССР, а идей, обеспечивающих технологические прорывы, - и на внешний рынок.

Таким образом, все варианты зон совместного предпринимательства в нашей стране служат дополнительным каналом связи экономики Советского Союза с внешним рынком.

'Каким же видится порядок создания и статус зон совместного предпринимательства на территории Советского Союза?

Исходить нужно из того, что основные элементы хозяйственного механизма свободных экономических зон должны быть едиными для всей территории страны и кодифицироваться в специальном законодательстве. Однако такого законодательства пока нет.

На первом этапе эксперимента принято решение вводить индивидуальные юридические акты для каждой создаваемой экономической зоны. Только после приобретения достаточного опыта целесообразно ввести общее всесоюзное правовое регулирование.

В последующем каждая свободная экономическая зона будет создаваться на основе специального решения Совета Министров СССР с учетом специфики ее деятельности и региональной политики страны. Зоны совместного предпринимательства в Советском Союзе создаются- и будут создаваться по инициативе край-, облисполкомов, союзных республик, центральных экономических органов СССР, а также зарубежных. компаний при их поддержке соответствующими советскими организациями. Предложения о создании свободных .экономических зон вносятся в Совет Министров СССР вместе с технико-экономическим обоснованием, предварительно проработанным с заинтересованными министерствами и ведомствами и потенциальными инвесторами. Технико-экономические обоснования должны пройти экспертизу в Госплане СССР и Министерстве внешних экономических связей. Как правило, территория, выбираемая для экономической зоны, должна быть достаточно обширной, обеспечена необходимой инфраструктурой, трудовыми ресурсами и местными стройматериалами. Весъма желательны ее всесторонние связи со многими отраслями народного хозяйства. Создание таких зон требует поддержки местных органов власти и местного населения. Зоны совместного предпринимательства в нашей стране являются хозяйственными, а не политическими образованиями, поэтому их границы определяются экономической целесообразностью. При этом, конечно, территория таких зон остается частью территории СССР. В свободных экономических зонах действует союзное и соответствующее республиканское законодательство, причем их корректировка может касаться только хозяйственных и социальных вопросов, что и фиксируется в постановлении правительства о создании экономической зоны. Государственную власть в зоне свободного предпринимательства осуществляют местные Советы народных депутатов. Зоны совместного предпринимательства в хозяйственном отношении являются территориями союзного подчинения. Интересы республик или регионов, на территории которых они расположены, должны находить _ воплощение благодаря их представительству в руководящих органах экономических зон. Специфика деятельности в таких зонах не позволит использовать здесь республиканский. хозрасчет, поскольку в рамках народного хоз-ва СССР указанные зоны действуют как автономные хозрасчетные единицы. Отношения с го. планом и бюджетом определяются для экономической зоны в целом. Свободная экономическая зона функционирует как территория, открытаядля всех видов внешнеэкономической деятельности , в рамках которой создан особенно благоприятный режим для совместного предпринима-тельства и иностранных инвестиций.

Платежный баланс таких зон стремится на основе валютной самоокупаемаости. Государства а также респу - лика или регионы, где расположена эконом. зона, обязаны оказывать содействие ее функционированию. Однако они не несут ответственности по ее хозяйственным обязательствам, и наоборот.

Следовательно, в интересах сохранения необходимой степени независимости зон: совместного предпринимательства от внезонального. механизма и системы управления здесь применяется принцип анклавности, который обеспечивается как. административными, так и экономическими мерами.

Предпочтение при этих отдается последим, поскольку при формировании экономических зон создаются предпосылки для постепенного распространения на экономику окружающего региона. наиболее эффективных элементов рыночного механизма, используемых в свободной. зоне. Вместе с тем создание анклава ни в коей мере не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.

Создание и функционирование свободных зон требуюг решения ряда специфических социальных вопросов.

Во-первых, способов привлечения рабочей силы, определения уровня заработной платы и той валюты, в которой она выплачивается.

Во-вторых, порядка образования фондов социального развития и страхования, организации медицинского обслуживания и отдыха персонала.

0беспечение свободных экономических зон трудовыми ресурсами целесообразно. осуществлять на контрактвой основе. Форму контрактов разрабатывают администрация такой зоны и расположенные здесь предприятия, организации и фирмы.

Зоны совместного предпринимательства удовлетворают свои потребности в рабочей силе главным образом за счет привлечения местного населения, повышения его квалификации и освоении новых форм труда. Но это не исключает привлечения и внезональной рабочей силы на основе контрактации из других районов СССР, что особенно важно при формировании таких зон в районах с дефицитом рабочей силы (например, на Дальнем Востоке).

Кроме того, предусмотрено направление советских рабочих и специалистов на предприятия, расположенные в экономич. зоне, для стажировки и освоения новой техники, организации труда и форм хозяйствования. Для этих же целей в таких зонах целесообразно организовывать специальные курсы и школы бизнеса. По мере необходимости будет также привлекаться иностранный персенал. Администрация экономической зоны самостоятельно или через свои хозяйственные органы будет регулировать приток рабочей силы.

В свободных зонах, создаваемых в СССР, организации трудовых отношений для советской части персонала не должна противоречить законодательству страны. Многие вопросы, касающиеся трудовых отношений и социальных условий работы, могут решаться по договоренности между администрацией экономический зоны и руководством расположенных здесь предприятий, организаций н фирм.

Оплата труда советских рабочих и специалистов осуществляется в рублях, а иностранного персонала - в соответствующей валюте на основании трудовых соглашеиий. Очевидно, будет предусмотрено, что в свободных экономических .зонах не будет ограничений заработной платы советскому персоналу. Часть заработной платы при этом целесообразно переводить на специальный счет в валютных рублях в банке экономической зоны и выплачивать затем в виде именных чеков.

Иностранному персоналу необходимо гарантировать перевод их доходов за рубеж, в том числе конверсию части доходов, полученных в советских рублях в свободно конвертируемую валюту по рыночному курсу.

Специализация зоны совместно предпринимательства определяется при ее создании и отражается в технико-экономическом обосновании. В дальнейшем она функционирует по собственным программам развития с расчетом на расширение специализации, если это оправдано, и территории.

Ориентация деятельности зоны на решение общегосударственных и региональных задач достигается в основном экономическими методами.

Согласно советской концепции создания зон совместного предпринимательства в них допускается хозяйственная деятельность, основанная на всех современных видах собственности. При этом иностранные предприятия и их представительства являются собственностью их владельцев, совместные предприятия - собственностью партнеров, советские предприятия - государственной . собственностью, а кооперативы - собственностью пайщиков.

В зонах совместного предпринимательства в СССР будет поощряться перевод всех видов предприятий в акционерные общества.

Главными функциями администрации экономических зон независимо от их статуса являются:

регистрация предприятий, организаций и фирм;

контроль за соблюдением правил, установленных для свободной зоны;

взимание платежей с иностранных национальных вкладчиков капитала;

оказание инвесторам необходимых услуг, включая маркетинговые.

Основной задачей администрации таких зон должно быть обеспечение в рамках принятого законодательства благоприятных условий для инвесторов и для деятельности всех зональных предприятий.

Деятельностью расположенных на территории таких зон советских предприятий местной промышленности будет управлять зональная администрация. При организации свободной зоны в их состав могут быть переданы также предприятия союзного и республиканского подчинения.

Заводы и фабрики, относящиеся к базовым отраслям экономики СССР, будут курироваться союзными или реслубликанскими органами. Все предприятия могут быть сданы в аренду их трудовым коллективам.

Расположенные в пределах экономической зоны колхозы с их согласия могут быть преобразованы либо в государственные агропромышленные предприятия местного подчинения, либо сохраняют свой кооперативный статус. В последнем случае администрация свободной зоны устанавливает им объем и номенклатуру государственных закупок в размере до 50% урожая. Остальной своей продукцией колхозы распоряжаются сами.

Администрация экономической зоны управляет различными объектами инфраструктуры - местной торговлей, транспортом, сетью связи, объектами здравоохранения, водоснабжения, гостиничным фондом и т. п.

Объекты энергоснабжения, транспорта и связи внезонального значения, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения будут управляться соответствующими союзными или республиканскими органами или администрацией свободной зоны по договору с ними.

Администрация свободной зоны может принимать участие в расширении и модернизации объектов союзного и республиканского подчинения, что предполагает получение соответствующей доли прибыли от их хозяйственной деятельности.

А теперь остановимся на льготах, которые предусмотрены советской концепцией зон совместного предпринимательства как для иностранных, так и для местных инвесторов. В принципе они мало чем отличаются от мировой практики. Такими льготами являются:

освобождение импорта и экспорта свободной зоны от таможенного обложения и нетарифных ограничений;

снижение или пересчет таможенных пошлин при вывозе продукции из экономической зоны на внутренний рынок СССР;

скидки с налогов и арендной платы;

обеспечение производства фондами централизованного материально-технического снабжения;

возможность гарантированного обеспечения рабочей силой, упрощение ее найма и увольнения;

обеспеченность инфраструктурными услугами;

самостоятельное определение сроков амортизации;

применение цен свободного рынка при сбыте продукции внутри свободной зоны;

право на участие советских и иностранных инвесторов в управлении экономической зоной.

Однако советская концепция зон совместного предпринимательства предусматривает и льготы, распространяемые только на иностранных вкладчиков капиталла.

Прежде всего это освобождение иностранных партнеров от налогов лри переводе прибылей, полученных в свободной зоне, за границу, дополнительные гарантни по защите их капиталовложений и меры но охране промышленной собственности;

В экономических зонах ка территории СССР будет упрощен режим допуска и поселения иностранцев,

Кроме того, иностранным партнерам будут предоставлены гарантии сбита- на внутреннем рынке Советского Союза продукции, произведенной в счет государственных заказов а также свобода выбора источников финансирования своих операций в свободной зоне, включая привлечение средств мирового денежного рынка.

Э целях привлечения зарубежных инвесторов Советское правительство разрешило осуществлять конверсню части прыбыли, не покрываемой валютной самоокупаемостью, в иностранную валюту по рыночному курсу банка экономической зоны.

Естественно, что все эти льготы и стимулирующие меры будут использоваться в той или иной комбииации в зависимости от вида свободной зоны. Конкретные же рамки и размер льгот должны определяться на основе технико-экономических расчетов в диапазоне между минимальнымн народнохазяйственными потерями (м недополучения средств в бюджет, от снижения цен и т. и.) и максимальным эффектом от привлечения иностранного капитала в данной форме.

В мировой практике таможенный контроль на внешних и внутренних границах свободных зон осуществляется государством. Такая же практика будет и в Советском Союзе.

Продукция, поступающая в зону совместного предпринимательства из-за границы, в том числе для переработки, сборки и последующего реэкспорта, освобождается от таможенного обложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.