на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: СЭЗ в мире
p>При администрации создаются Консультативный совет и Хозяйственный трест.

Консультативный совет состоит из представителей центральных экономических органов страны и заинтересованных министерств и ведомств, а также деловых кругов свободной зоны. Указанный совет представляет администрации свое мнение по проблемам развития свободной зоны и содействует ее контактам с перечисленными органами. Этот совет может приглашать в свой аппарат профессиональных консультантов по управлению, в том числе и зарубежных.

Среди главных функций, выполняемых Хозяйственным трестом, отметим такие.

Трест должен принимать на свой баланс государственные промышленные предприятия и другие объекты зонального подчинения и организовывать их деятельность. Кроме того, он может приобретать паи владения (акции) в. других предприятиях экономической зоны и принимать участке в их управлении.

Он осуществляет также заключение хозяйственных договоров от имени юны совместного предпринамательства, выкупает в служит необходимости часть продукции предприятий, организует государственные закупки сельсельскохозяйственной продукции у колхозов, находящихся на территории свободной зоны.

В функции треста входит и участие в расширении и поддержании на коммерческой основе объектов, внезонального подчинения, обеспечение освоения капиталовложений, имеющих важное значение для всей свободной зоны.

Хозяйственный трест имеет статус производственного объединения и при необходимости наделяется основными и оборотными средствами из бюджета свободной зоны с правом перепрофилироваться, реорганизации или закрытия находящихся здесь предприятий.


Для руководства группами однотипных предприятий в его составе могут организовываться хозрасчетные фирмы, создаваться хозрасчетные внешнеэкономические объединения, действующие самостоятельно.


Трест для осуществления поставленных перед ним задач имеет право привлекать советские и иностранные заемные средства, выпускать акции и облигации для размещения их в СССР и за рубежом, вкладывать средства в инвестиционные, торговые, кредитные и иные операции не только в нашей стране, но и за границей.


Хозяйственный трест может создаваться как акционерное общество, однако при этом администрация свободной зоны должна иметь не менее 51% пакета акций.


Использование для активизации внешнеэкономических связей СССР зон свободного предпринимательства, по существу, означает дифференцированное включение в процессы международного разделения труда отдельных регионов страны. Экспортно-импортные операции более территорий будут осуществляться быстрее, чем в среднем по стране.

С одной стороны, это может привести к усилению межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития, И очевидно, этого полностью избежать нельзя.

С другой стороны, неодинаковое по интенсивности и по формам участие регионов во внешнезкономических связях всегда было характерно для нашей страны.

В частности, это проявляется в том, что экспортная ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регионов, прямой товарообмен более развит в приграничных районах, а совместные предприятия тяготеют к крупным городам и т. д.

Этот закономерный процесс до сих пор осуществлялся стихийно. Образование зон совместного предпринимателъства позволит в определенной мере управлять им, способствуя постепенному формированию рациональной территориальной организации внешнеэкономической деятельности в пределах СССР.

Отметим, что советская концепция экономических зон разработана на период до завершения общеэкономической реформы в стране и введения конвертируемого рубля. После накопления определенного практического Опыта по формированию зон совместного предпринимательства можно будет приступить к разработке комплексной программы их создания, которая должна предусматривать систематизацию этого процесса в целях постепенного распространения влияния свободных зон на более крупные регионы и отрасли народного хозяйства.

В последующий период механизм действия свободных экономических зон на территории СССР будет трансформироватъся.


ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР


На международном семинаре , который проходил в Москве в сентябре 1989 г., и был организован центром ООН по транснациональным корпорациям; было объявлено, что в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с 1990 г, будет формироваться несколько свободных экономических зон.

Первые зоны совместного предпринимательства намечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Представители еще около 60 городов и регионов страны направили свои предложения в Совет Министров СССР о создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и даже один из городов-спутников Москвы (ориентировочно Зеленоград).

Во всех технико-зкономических обоснованиях создания экономических зон на территории Советского Союза отмечается необходимость на первом этапе вводить индивидуальные юридические акты для каждой из этих зон и только после приобретения достаточного опыта целесообразно установить всесоюзное правовое регулирование.

Общей точкой зрения специалистов является и то, что планируемые зоны совместного предпринимательства не должны быть ориентированы только на экспорт, как большинство свободных вон в мире, а должны быть тесно связаны с советской экономикой и способствовать ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смогут с привлечением иностранного капитала не только создавать высокие технологии, но и осуществлять их передачу другим отраслям экономики, а также продажу произведенных в таких зонах товаров на советском рынке.

Стратегия развития зон совместного предпринимательства позволяет найти в них самое различное применение иностранного капитала, поскольку в эксперименте предусмотрено определенное их разнообразие. Так, в комплексных зонах предусмотрено создание новых высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что будет способствовать ускоренному развитию регионов.

Функциональные зоны будут создаваться для освоения новой техники, для хранения, перевалки и подработки внешнеторговых грузов, а также для туристических, транзитных и других нужд. Надо отметить, что создание такого типа зон позволит нашей стране без каких-либо ограничений максимально использовать мировой опыт ведения хозяйства.

Во-первых, в пределах небольшой территории страны устанавливается особый режим, предусматривающий не только производство конкурентоспособной продукции, но и ее реализацию на мировом рынке.

Во-вторых, в таких зонах формируется свой валютный режим, вводятся льготные нормы по переводу прибылей и Другие преференции.

Все, что будет идти на- благо региональному развитию, легко может быть перенесено на более крупные территории и даже на всю экономику Советского Союзаза.

Вместе с тем при создании свободных экономические зон возникают определенные социальные проблемы, в частности, для населения, проживающего в них. Так, по мнению некоторых советских людей, создание свободных зон в нашей стране не что иное, как распродажа территории Советского Союза и, следовательно, потеря суверенитета над ними. На самом деле речь идет лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить часть экономических проблем страны.

Одним из важных элементов системы взаимодействия советских предприятий, расположенных в экономической зоне, является возможность улучшить свое финансовое положение благодаря получению дополнительной валюты либо за счет производства экспортной или импортозамещающей продукции и оказания услуг другим предприятиям свободной зоны.

Характеризуя финансовую основу деятельности советских предприятий в свободных зонах, в концепции рассматриваются два ее варианта.

Первый вариант - это использование для расчетов какой-либо конвертируемой валюты (например, американского доллара). Второй вариант - это введение особой советской валюты.

Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зрения упрощения интеграции свободных зон в мировую экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает более действенный контроль за финансовыми операциями.

Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности в экономических зонах появляется реальная возможность хотя бы частично использовать новую конвертируемую, но советскую валюту для укрепления денежного оборота страны за счет размещения этих денег и на внутреннем рынке.

Важное преимущество, которое могут получить советские предприятия, расположенные в свободных зонах, это быстрота формирования кооперационных связей с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и потребителями в других странах. Экономическая зона должна будет обеспечить для этого все необходимое: коммуникации, связь, транспорт, склады и т..д

Характерно, что заинтересованное отношение к созданию зон прежде всего проявили совместные предириятия и организации. Основывается. оно на том, что их создание будет способствовать решив тех органиэааионно-экономических проблем, которые уже длительное время негативно влияют на развитие народного хозяйства. Главные из них - это нерацнональиая структура народного хозяйства, недостаточно высокий технический и технологический уровень производства и качества выпускаемой продукции, а также неразвитость внутреннего рынка.

Кроме того, представители заинтересованных советских предприятий рассматривают свободные экономические зоны на территории СССР как необходимую хозяйственную школу, окончив которую они смогут активно действовать в сфере международного бизнеса.

Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход советских предприятий на мировой рынок требует специальных знаний и опыта, которых у советских предпринимателей еще недостаточно. Поэтому для них создание свободных зон - один из наиболее эффективных способов быстрого проникновения на мировой рынок.

Советские предприятия рассчитывают на крупные иностранные инвестиции, в том числе и в виде производственного капитала в совместные предприятия, создаваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мнению деловых кругов СССР, должен стать основой создания производственных мощностей, базирующихся на высокоэффективной технике и технологиях.

Однако, как показывает анализ функционирования свободных экономических зон, советским предприятиям не следует сразу ожидать использования иностранными компаниями наиболее прогрессивных технологий. Первое и основное препятствие к этому, как считают эксперты ООН, - ограничения КОКОМ на зкспорт наукаемкой продукции. Второе препятствие - действие фактора административного риска. Иными словами, отсутствие уверенности у западных партнеров в политике Советсиого государства в этой новой для нас сфере международных экономических отношений.

Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный период функционирования свободных экономических зон основой для привлечения иностранного капитала представляется использование. советских научно-технических и технологических разработок как ключевого элемента будущих совместных предприятий.

Именно такую цель намечено реализовать при создании зоны совместного предпринимательства в районе города Выборга, где планируется сформировать около 20 совместных предприятий, которые будут выпускать конконкурентоспособную продукцию на базе советской технологии. Й Эту зону также войдут свыше 50 совместных предприятий уже действующих в Ленинградской области.

В Выборгской свободной зоне расположены 5 городов и 30 селений, где проживает более 200 тыс. жителей, занятых в основном обработкой древесины, судостроением и сельским хозяйством. Многим из них предстоит освоить новые профессии, чтобы заполнить рабочие места на формируемых здесь совместных предприятиях наукоемкого профиля.

Предпосылки для апробирования в свободной зоне Выборга новей хозяйственной модели уже имеются. Это прежде всего совместная с финскими фирмами эксплуатация Саймеиского канала, соединяющего внутренние озера Финляндии с Балтийским морем. Кроме того, уже начата реализация двусторонних соглашений с этой страной, предусматривающих строительство и модернизацию целлюлозно-бумажных предприятий на территории СССР.

Специализация Выборгской зоны совместного предпринимательства связывается с научно-производственной сферой. Иностранным партнерам предлагается на основе советской и зарубежной технологий совместно производить алмазную пленку (перспективный элемент для компьютеров пятого поколения), оригинальные образцы лазерной техники и оптической электроники, биотехнологическую продукцию и т. п.

Уже согласовано более 40 протоколов о намерениях по созданию таких предприятий с фирмами и компаниями стран Западной Европы, Америки и Азии.

Предполагается, что создание Выборгской свободной зоны начнется в 1991 г.

Проект создания промышленного парка появился в результате сотрудничества советских и финсккх ученым. По их мнению, промышленный парк, созданный в районе советского города Светогорска и финского Иматра (все тот же район Выборга)., может стать ключевым пунктом формирования свободной экономической зоны в этом регионе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.