p>При
администрации
создаются
Консультативный
совет
и Хозяйственный
трест. Консультативный
совет состоит
из представителей центральных
экономических
органов страны
и заинтересованных
министерств
и ведомств, а
также деловых кругов
свободной
зоны. Указанный
совет представляет администрации
свое мнение
по проблемам
развития свободной
зоны и содействует
ее контактам
с перечисленными
органами. Этот
совет может
приглашать
в свой аппарат
профессиональных
консультантов
по управлению,
в том числе и
зарубежных. Среди
главных функций,
выполняемых
Хозяйственным
трестом, отметим
такие. Трест
должен принимать
на свой баланс
государственные
промышленные
предприятия
и другие объекты зонального
подчинения
и организовывать
их деятельность.
Кроме того, он
может приобретать
паи владения (акции)
в. других предприятиях
экономической
зоны и принимать
участке в их
управлении. Он
осуществляет
также заключение
хозяйственных договоров
от имени юны
совместного
предпринамательства,
выкупает в
служит необходимости
часть продукции предприятий,
организует
государственные
закупки сельсельскохозяйственной
продукции у
колхозов,
находящихся на
территории
свободной зоны. В
функции треста
входит и участие
в расширении
и поддержании
на коммерческой
основе объектов,
внезонального
подчинения,
обеспечение
освоения капиталовложений,
имеющих важное
значение для
всей свободной
зоны. Хозяйственный
трест имеет
статус производственного
объединения
и при необходимости
наделяется
основными
и оборотными
средствами
из бюджета
свободной зоны
с правом
перепрофилироваться,
реорганизации
или закрытия
находящихся
здесь предприятий.
Для
руководства
группами однотипных
предприятий в
его составе
могут организовываться
хозрасчетные
фирмы,
создаваться
хозрасчетные
внешнеэкономические
объединения,
действующие
самостоятельно.
Трест
для осуществления
поставленных
перед ним задач
имеет право
привлекать
советские и
иностранные заемные
средства, выпускать
акции и облигации
для размещения
их в СССР и за
рубежом, вкладывать
средства
в инвестиционные,
торговые, кредитные
и иные операции
не только в
нашей стране,
но и за границей.
Хозяйственный
трест может
создаваться
как акционерное
общество, однако
при этом администрация
свободной
зоны должна
иметь не менее
51% пакета акций.
Использование
для активизации
внешнеэкономических
связей СССР
зон свободного
предпринимательства, по
существу, означает
дифференцированное
включение в
процессы
международного
разделения
труда отдельных
регионов страны.
Экспортно-импортные
операции более
территорий
будут осуществляться
быстрее,
чем в среднем
по стране. С
одной стороны,
это может привести
к усилению межрегиональных
различий в
уровне социально-экономического
развития, И
очевидно, этого
полностью
избежать
нельзя. С
другой стороны,
неодинаковое
по интенсивности и
по формам участие
регионов во
внешнезкономических связях
всегда было
характерно
для нашей страны. В
частности, это
проявляется
в том, что экспортная ориентация
хозяйства
регионов, скажем,
добывающих нефть
и таз, значительно
сильнее, чем
у других регионов,
прямой товарообмен
более развит
в приграничных районах,
а совместные
предприятия
тяготеют к
крупным
городам и т. д. Этот
закономерный
процесс до сих
пор осуществлялся
стихийно. Образование
зон совместного
предпринимателъства
позволит в
определенной
мере управлять им,
способствуя
постепенному
формированию
рациональной
территориальной
организации
внешнеэкономической
деятельности
в пределах
СССР. Отметим, что
советская
концепция
экономических зон
разработана
на период до
завершения
общеэкономической
реформы в стране
и введения
конвертируемого
рубля. После
накопления
определенного
практического
Опыта по формированию
зон совместного
предпринимательства
можно будет
приступить
к разработке
комплексной
программы их
создания, которая
должна предусматривать
систематизацию
этого процесса
в целях постепенного
распространения
влияния свободных
зон на
более крупные
регионы и отрасли
народного
хозяйства. В
последующий
период механизм
действия свободных
экономических
зон на территории
СССР будет трансформироватъся.
ЗОНЫ
СОВМЕСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СССР
На
международном
семинаре ,
который проходил
в Москве в сентябре
1989 г., и был организован
центром ООН
по транснациональным
корпорациям;
было объявлено,
что в
Советском
Союзе в порядке
эксперимента
начиная с 1990
г, будет формироваться
несколько
свободных экономических
зон. Первые зоны
совместного
предпринимательства
намечено
создать в Находке,
Новгороде и
Выборге. Представители
еще около 60 городов
и регионов
страны направили
свои предложения
в Совет Министров
СССР о создании
подобных зон.
Среди них Сахалин,
Одесса и даже
один из городов-спутников
Москвы (ориентировочно
Зеленоград). Во
всех технико-зкономических
обоснованиях
создания
экономических
зон на территории
Советского
Союза
отмечается
необходимость
на первом этапе
вводить индивидуальные
юридические
акты для каждой
из этих зон
и только после
приобретения
достаточного
опыта целесообразно
установить
всесоюзное
правовое регулирование. Общей
точкой зрения
специалистов
является и
то, что
планируемые
зоны совместного
предпринимательства
не должны быть
ориентированы
только на экспорт, как
большинство
свободных вон
в мире, а должны
быть тесно
связаны с советской
экономикой
и способствовать ее
развитию. Лишь
в этом случае
свободные зоны
смогут
с привлечением
иностранного
капитала не
только создавать
высокие технологии,
но и осуществлять
их передачу
другим отраслям
экономики, а
также продажу
произведенных
в таких зонах
товаров на
советском рынке. Стратегия
развития зон
совместного
предпринимательства
позволяет
найти в них
самое различное
применение
иностранного
капитала, поскольку
в эксперименте
предусмотрено
определенное
их разнообразие.
Так, в
комплексных
зонах предусмотрено
создание новых
высокотехнологичных
производств,
выпускающих
продукцию
для внутреннего
рынка СССР и
экспорта, что
будет
способствовать
ускоренному
развитию регионов. Функциональные
зоны будут
создаваться
для освоения
новой техники,
для хранения,
перевалки и
подработки
внешнеторговых
грузов, а также
для туристических,
транзитных
и других нужд.
Надо отметить,
что создание
такого типа
зон позволит
нашей стране
без каких-либо
ограничений
максимально
использовать
мировой
опыт ведения
хозяйства. Во-первых,
в пределах
небольшой
территории
страны
устанавливается
особый режим,
предусматривающий не
только производство
конкурентоспособной
продукции,
но и ее реализацию
на мировом
рынке. Во-вторых,
в таких зонах
формируется
свой валютный
режим, вводятся
льготные нормы
по переводу
прибылей
и Другие преференции. Все,
что будет идти
на- благо региональному
развитию,
легко может
быть перенесено
на более крупные территории
и даже на всю
экономику
Советского
Союзаза. Вместе
с тем при создании
свободных
экономические зон
возникают
определенные
социальные
проблемы, в частности,
для населения,
проживающего
в них. Так, по
мнению некоторых
советских
людей, создание
свободных
зон в нашей
стране не что
иное, как распродажа
территории
Советского
Союза и, следовательно,
потеря
суверенитета
над ними. На
самом деле
речь идет лишь
о том, чтобы
с помощью свободных
зон решить часть
экономических
проблем страны. Одним
из важных
элементов
системы взаимодействия
советских
предприятий,
расположенных
в экономической
зоне, является
возможность
улучшить свое
финансовое
положение
благодаря
получению
дополнительной
валюты либо
за счет производства
экспортной
или импортозамещающей
продукции и
оказания услуг
другим
предприятиям
свободной зоны. Характеризуя
финансовую
основу деятельности
советских
предприятий
в свободных
зонах, в концепции рассматриваются
два ее варианта. Первый
вариант - это
использование
для расчетов какой-либо
конвертируемой
валюты (например,
американского
доллара). Второй
вариант - это
введение особой
советской
валюты. Хотя
первый вариант
предпочтительнее
с точки зрения
упрощения
интеграции
свободных зон
в мировую экономику,
тем не менее
второй вариант
обеспечивает более
действенный
контроль за
финансовыми
операциями. Кроме
того, в зависимости
от масштабов
хозяйственной
деятельности
в экономических
зонах появляется реальная
возможность
хотя бы частично
использовать новую
конвертируемую,
но советскую
валюту для
укрепления
денежного
оборота страны
за счет размещения
этих денег и
на внутреннем
рынке. Важное
преимущество,
которое могут
получить советские
предприятия,
расположенные
в свободных
зонах,
это быстрота
формирования
кооперационных
связей с
поставщиками,
субпоставщиками,
посредниками
и потребителями
в других странах.
Экономическая
зона должна
будет обеспечить
для этого все
необходимое:
коммуникации,
связь, транспорт,
склады и т..д Характерно,
что заинтересованное
отношение к
созданию
зон прежде
всего проявили
совместные
предириятия
и организации.
Основывается.
оно на том, что
их создание
будет способствовать
решив тех
органиэааионно-экономических
проблем, которые
уже длительное время
негативно
влияют на развитие
народного
хозяйства.
Главные из них
- это нерацнональиая
структура народного
хозяйства,
недостаточно
высокий технический и
технологический
уровень производства
и качества выпускаемой
продукции, а
также неразвитость
внутреннего
рынка. Кроме
того, представители
заинтересованных
советских
предприятий
рассматривают
свободные
экономические
зоны на территории
СССР как необходимую
хозяйственную
школу, окончив
которую они
смогут активно
действовать
в сфере международного
бизнеса. Ни
для кого не
секрет, что
самостоятельный
выход советских
предприятий
на мировой
рынок требует
специальных
знаний и опыта,
которых у советских
предпринимателей
еще недостаточно.
Поэтому для
них создание
свободных зон
- один из наиболее
эффективных
способов быстрого
проникновения
на мировой рынок. Советские
предприятия
рассчитывают
на крупные иностранные
инвестиции,
в том числе и
в виде производственного
капитала в
совместные
предприятия,
создаваемые
в экономических
зонах. Этот
капитал, по
мнению
деловых кругов
СССР, должен
стать основой
создания
производственных
мощностей,
базирующихся
на высокоэффективной
технике и
технологиях. Однако, как
показывает
анализ функционирования свободных
экономических
зон, советским
предприятиям не
следует сразу
ожидать использования
иностранными компаниями
наиболее
прогрессивных
технологий.
Первое
и основное
препятствие
к этому, как
считают эксперты
ООН, - ограничения
КОКОМ на зкспорт
наукаемкой
продукции.
Второе препятствие
- действие фактора
административного
риска. Иными
словами, отсутствие
уверенности
у западных
партнеров в
политике Советсиого
государства
в этой новой
для нас сфере
международных
экономических
отношений. Вот
почему наиболее
приемлемой
в первоначальный период
функционирования
свободных
экономических
зон основой
для привлечения
иностранного
капитала представляется
использование.
советских
научно-технических и
технологических
разработок
как ключевого
элемента будущих
совместных
предприятий. Именно
такую цель
намечено реализовать
при создании
зоны совместного
предпринимательства
в районе города
Выборга, где
планируется
сформировать
около 20 совместных
предприятий,
которые будут
выпускать
конконкурентоспособную
продукцию на
базе советской
технологии.
Й Эту зону также
войдут свыше
50 совместных предприятий
уже действующих
в Ленинградской
области. В
Выборгской
свободной
зоне расположены
5 городов
и 30 селений, где
проживает
более 200 тыс. жителей,
занятых в основном
обработкой
древесины,
судостроением
и сельским
хозяйством.
Многим из них
предстоит
освоить новые
профессии,
чтобы заполнить
рабочие
места на формируемых
здесь совместных
предприятиях
наукоемкого
профиля. Предпосылки
для апробирования
в свободной
зоне Выборга
новей хозяйственной
модели уже
имеются. Это прежде
всего совместная
с финскими
фирмами эксплуатация
Саймеиского
канала, соединяющего
внутренние озера
Финляндии с
Балтийским
морем. Кроме
того, уже начата
реализация
двусторонних
соглашений
с этой страной,
предусматривающих
строительство
и модернизацию целлюлозно-бумажных
предприятий
на территории СССР. Специализация
Выборгской
зоны совместного
предпринимательства
связывается
с научно-производственной
сферой. Иностранным
партнерам
предлагается
на основе
советской и
зарубежной
технологий
совместно производить
алмазную пленку
(перспективный
элемент для
компьютеров
пятого поколения),
оригинальные
образцы
лазерной техники
и оптической
электроники,
биотехнологическую
продукцию и
т. п. Уже
согласовано
более 40 протоколов
о намерениях по
созданию таких
предприятий
с фирмами и
компаниями
стран Западной
Европы, Америки
и Азии. Предполагается,
что создание
Выборгской
свободной зоны
начнется в 1991
г. Проект
создания
промышленного
парка появился
в результате
сотрудничества
советских и
финсккх
ученым. По их
мнению, промышленный
парк, созданный
в районе советского
города Светогорска
и финского
Иматра (все
тот же район
Выборга)., может
стать ключевым
пунктом формирования
свободной
экономической
зоны в этом
регионе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|