p>При
поставке
предприятиям
нашей страны
или потребителям
готовой продукции,
произведенной
с использованием
импортных
материалов
и узлов и ввезенных в
зону совместного
предпринимательства
беспошлинно, целесообразно
стоимость
импортного
компонент
облагать
пошлиной. Для
целенаправленного
регулировании
притока в такие
зоны тех или
иных видов
товаров, возможно,
будет предусмотрен
специальный
налог по
дифференцированным
ставкам. Уровень
налогов, сроки
освобождения
от них и порядок
их взымания
будут устанавливаться
Советским государством
в соответствующем
нормативном
акте, регулирующем
деятельность
каждой свободной
зоны. Государство
также будет
определять
порядок финансовой инспекции
работы предприятий
экономической
зоны и их
ревизии через
аудиторские
(независимые)
службы. Ключевыми
вопросами в
деятельности
зон совместного
предпринимательства
являются система
ценообразования
и тесно связанный
с нею валютный
механизм. В
частности,
предполагается,
что все цены
на внутризональную
продукцию
будут определяться
на договорной
основа. При
импорте, а также
при поставке
товаров из
свободной
зоны на внешний
рынок намечено
использовать
мировые цены, Транснациональные
корпорации,
если таковые
будут функционировать
в этих зонах,
очевидно, будут
применять
внутрифирменные
(трансфертные)
цены. При.
снятии ограничений
на уровни цен
в зонах совместного
предпринимательства
валютный механизм
при расчетах
зональных
предприятий
с внезональными
будет
существенно
отличаться
от общепринятого
в нашей стране.
Вместе с тем
предусматривается,
что розничные цены
на товары,
приобретаемые
в свободной
экономической
зоне на советские
рубли, должны
соответствовать ценам,
действующим
на территории
СССР. Расчеты по
сделкам хозяйственных
резидентов
свободной
зоны с другими
советскими
предприятиями
осуществляются: в
рамках госзаказов
и реализации
фондов - в рублях
по оптовым
ценам; по
хозяйственным
договорам - в
рублях по договорным
ценам. Советские
хозяйственные
организации,
располагающие
средствами
на счетах
зонального
банка за поставку
в свободную
зону продукции,
имеют преимущественное
право на закупку
производимых
здесь товаров.
С разрешения
такого банка
расчеты по
внутрисоюзным хоздоговорным
сделкам могут
частично
производиться в
иностранной
валюте. В
экономическом
общении предприятий
свободных зон
с советскими
партнерами
могут быть
использованы мировые
цены и конвертируемая
валюта. Таким
расчетам
способствует
полученное
советскими
предприятиями и
организациями
право самостоятельного
выхода на внешние
рынки. При этом,
согласно концепции
создания зон,
расположенные
там предприятия
должны рассматриваться
как иностранные,
а связи с ними
приравниваться
к операциям
по экспорту
и импорту. Валютный
механизм свободных
зон призван
обеспечивать
не только приток
иностранного
"капитала, но
и нормальное
функционирование
и взаимодействие
их как с
советской
экономикой,
так и с мировым
рынком. Валютный
режим обычно
определяется
для каждой зоны
- в
отдельности
исходя из ее
целевого назначения. Согласно
советской
концепции
внутрихозяйственный оборот
в зонах совместного
предпринимательства
будет осуществляться
преимущественно
в рублях. Однако
свободная
зона может
иметь и собственную
валюту или валюту
единую для
нескольких
зон. Идея
введения особого
валютного рубля
в качестве главного
элемента денежной
системы свободных
экономических
зон обусловлена
необходимостью
ликвидировать
узкие места
в совместном
предпринимательстве
с иностранным
капиталом, в
частности
ограничения,
связанные
с требованием
валютной
самоокупаемости
предприятий. Вместе
с тем администрация
свободной зоны
может разрешать
использование
валюты для
арендной платы, регистрационных
сборов, Налогов
и иных платежей
в ее адрес,
а также платежей
в отдельных
звеньях торговой сети
и сферы обслуживания. Все
хозяйственные
резиденты
свободной зоны
должны
держать свою
валюту на счетах
и вести расчеты в
ней через зональный
банк. В его функции
входят также
проведение
операций по
закупке и продаже
иностранной
валюты по
официальному
курсу и ее аукционные
продажи по
рыночному курсу
рубля. В
аукционах
могут участвовать
только предприятия
и организации,
находящиеся
в экономической
зоне. Зональный
банк несет
ответственность
за поддержание равновесия
платежного
баланса и денежного
обращения
в свободной
зоне и подчиняется
лишь Совету
народных
депутатов. Аукционерами
банка, но без
контрольного
пакета акций
могут быть
Внешэкономбанк
и другие советские банки,
а в пределах
до 20~о акций - и
иностранные банки. Структура
управления
свободными
экономическими зонами
будет определяться
их видом, размерами
территории
и количеством
населения,
проживающего
там. Ь этом
отношении
наиболее сложной
представляется
задача
формирования
структуры
управления
комплексноми
зонами, размеры
которых могут
совпадать с
территориально-административными
районами СССР.
В советской
концепции зон
совместного
предпринимательства
в общих чертах
разработана
система управления
ими.
В
соответствии
о этой концепцией
высшим органом власти
в свободной
зоне является
местный Совет
народных
депутатов, а
в крупных наряду
с центральным
могут
действовать
и районные
Советы. В случае
необходимости,
при образовании
экономической
. зоны проводится
редемаркация
существующего
административного деления. Исполнительные
функции управления
свободной зоной
выполняет
администрация,
формируемая
Советом народных
депутатов и
подотчетная
ему. В ее состав, кроме
советских
граждан, могут
входить иностранные специалисты,
в том числе
рекомендованные
деловыми кругами
данной зоны.
Обязательно
участие в
администрации
представителя
республики
или региона,
на территории
которых находится
свободная
зона. Возглавляет
администрацию генеральный
администратор
зоны, назначаемый
Советом народных
депутатов. При
администрации
создаются
Консультативный
совет
и Хозяйственный
трест. Консультативный
совет состоит
из представителей центральных
экономических
органов страны
и заинтересованных
министерств
и ведомств, а
также деловых кругов
свободной
зоны. Указанный
совет представляет администрации
свое мнение
по проблемам
развития свободной
зоны и содействует
ее контактам
с перечисленными
органами. Этот
совет может
приглашать
в свой аппарат
профессиональных
консультантов
по управлению,
в том числе и
зарубежных. Среди
главных функций,
выполняемых
Хозяйственным
трестом, отметим
такие. Трест
должен принимать
на свой баланс
государственные
промышленные
предприятия
и другие объекты зонального
подчинения
и организовывать
их деятельность.
Кроме того, он
может приобретать
паи владения (акции)
в. других предприятиях
экономической
зоны и принимать
участке в их
управлении. Он
осуществляет
также заключение
хозяйственных договоров
от имени юны
совместного
предпринамательства,
выкупает в
служит необходимости
часть продукции предприятий,
организует
государственные
закупки сельсельскохозяйственной
продукции у
колхозов,
находящихся на
территории
свободной зоны. В
функции треста
входит и участие
в расширении
и поддержании
на коммерческой
основе объектов,
внезонального
подчинения,
обеспечение
освоения капиталовложений,
имеющих важное
значение для
всей свободной
зоны. Хозяйственный
трест имеет
статус производственного
объединения
и при необходимости
наделяется
основными
и оборотными
средствами
из бюджета
свободной зоны
с правом
перепрофилироваться,
реорганизации
или закрытия
находящихся
здесь предприятий.
Для
руководства
группами однотипных
предприятий в
его составе
могут организовываться
хозрасчетные
фирмы,
создаваться
хозрасчетные
внешнеэкономические
объединения,
действующие
самостоятельно.
Трест
для осуществления
поставленных
перед ним задач
имеет право
привлекать
советские и
иностранные заемные
средства, выпускать
акции и облигации
для размещения
их в СССР и за
рубежом, вкладывать
средства
в инвестиционные,
торговые, кредитные
и иные операции
не только в
нашей стране,
но и за границей.
Хозяйственный
трест может
создаваться
как акционерное
общество, однако
при этом администрация
свободной
зоны должна
иметь не менее
51% пакета акций.
Использование
для активизации
внешнеэкономических
связей СССР
зон свободного
предпринимательства, по
существу, означает
дифференцированное
включение в
процессы
международного
разделения
труда отдельных
регионов страны.
Экспортно-импортные
операции более
территорий
будут осуществляться
быстрее,
чем в среднем
по стране. С
одной стороны,
это может привести
к усилению межрегиональных
различий в
уровне социально-экономического
развития, И
очевидно, этого
полностью
избежать
нельзя. С
другой стороны,
неодинаковое
по интенсивности и
по формам участие
регионов во
внешнезкономических связях
всегда было
характерно
для нашей страны. В
частности, это
проявляется
в том, что экспортная ориентация
хозяйства
регионов, скажем,
добывающих нефть
и таз, значительно
сильнее, чем
у других регионов,
прямой товарообмен
более развит
в приграничных районах,
а совместные
предприятия
тяготеют к
крупным
городам и т. д. Этот
закономерный
процесс до сих
пор осуществлялся
стихийно. Образование
зон совместного
предпринимателъства
позволит в
определенной
мере управлять им,
способствуя
постепенному
формированию
рациональной
территориальной
организации
внешнеэкономической
деятельности
в пределах
СССР. Отметим, что
советская
концепция
экономических зон
разработана
на период до
завершения
общеэкономической
реформы в стране
и введения
конвертируемого
рубля. После
накопления
определенного
практического
Опыта по формированию
зон совместного
предпринимательства
можно будет
приступить
к разработке
комплексной
программы их
создания, которая
должна предусматривать
систематизацию
этого процесса
в целях постепенного
распространения
влияния свободных
зон на
более крупные
регионы и отрасли
народного
хозяйства. В
последующий
период механизм
действия свободных
экономических
зон на территории
СССР будет трансформироватъся.
ЗОНЫ
СОВМЕСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СССР
На
международном
семинаре ,
который проходил
в Москве в сентябре
1989 г., и был организован
центром ООН
по транснациональным
корпорациям;
было объявлено,
что в
Советском
Союзе в порядке
эксперимента
начиная с 1990
г, будет формироваться
несколько
свободных экономических
зон. Первые зоны
совместного
предпринимательства
намечено
создать в Находке,
Новгороде и
Выборге. Представители
еще около 60 городов
и регионов
страны направили
свои предложения
в Совет Министров
СССР о создании
подобных зон.
Среди них Сахалин,
Одесса и даже
один из городов-спутников
Москвы (ориентировочно
Зеленоград). Во
всех технико-зкономических
обоснованиях
создания
экономических
зон на территории
Советского
Союза
отмечается
необходимость
на первом этапе
вводить индивидуальные
юридические
акты для каждой
из этих зон
и только после
приобретения
достаточного
опыта целесообразно
установить
всесоюзное
правовое регулирование. Общей
точкой зрения
специалистов
является и
то, что
планируемые
зоны совместного
предпринимательства
не должны быть
ориентированы
только на экспорт, как
большинство
свободных вон
в мире, а должны
быть тесно
связаны с советской
экономикой
и способствовать ее
развитию. Лишь
в этом случае
свободные зоны
смогут
с привлечением
иностранного
капитала не
только создавать
высокие технологии,
но и осуществлять
их передачу
другим отраслям
экономики, а
также продажу
произведенных
в таких зонах
товаров на
советском рынке. Стратегия
развития зон
совместного
предпринимательства
позволяет
найти в них
самое различное
применение
иностранного
капитала, поскольку
в эксперименте
предусмотрено
определенное
их разнообразие.
Так, в
комплексных
зонах предусмотрено
создание новых
высокотехнологичных
производств,
выпускающих
продукцию
для внутреннего
рынка СССР и
экспорта, что
будет
способствовать
ускоренному
развитию регионов. Функциональные
зоны будут
создаваться
для освоения
новой техники,
для хранения,
перевалки и
подработки
внешнеторговых
грузов, а также
для туристических,
транзитных
и других нужд.
Надо отметить,
что создание
такого типа
зон позволит
нашей стране
без каких-либо
ограничений
максимально
использовать
мировой
опыт ведения
хозяйства. Во-первых,
в пределах
небольшой
территории
страны
устанавливается
особый режим,
предусматривающий не
только производство
конкурентоспособной
продукции,
но и ее реализацию
на мировом
рынке. Во-вторых,
в таких зонах
формируется
свой валютный
режим, вводятся
льготные нормы
по переводу
прибылей
и Другие преференции. Все,
что будет идти
на- благо региональному
развитию,
легко может
быть перенесено
на более крупные территории
и даже на всю
экономику
Советского
Союзаза. Вместе
с тем при создании
свободных
экономические зон
возникают
определенные
социальные
проблемы, в частности,
для населения,
проживающего
в них. Так, по
мнению некоторых
советских
людей, создание
свободных
зон в нашей
стране не что
иное, как распродажа
территории
Советского
Союза и, следовательно,
потеря
суверенитета
над ними. На
самом деле
речь идет лишь
о том, чтобы
с помощью свободных
зон решить часть
экономических
проблем страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|