p>Кроме
того, предусмотрено
направление
советских рабочих
и специалистов
на предприятия,
расположенные в
экономич. зоне,
для стажировки
и освоения
новой техники,
организации
труда и форм
хозяйствования.
Для этих
же целей в таких
зонах целесообразно
организовывать
специальные
курсы и школы
бизнеса. По
мере необходимости
будет также
привлекаться
иностранный персенал. Администрация
экономической
зоны самостоятельно или
через свои
хозяйственные
органы будет
регулировать
приток рабочей
силы. В
свободных
зонах, создаваемых
в СССР, организации
трудовых отношений
для советской
части персонала
не должна
противоречить
законодательству
страны. Многие
вопросы, касающиеся
трудовых отношений
и социальных
условий работы,
могут решаться
по договоренности
между администрацией
экономический
зоны и руководством
расположенных
здесь предприятий,
организаций
н фирм. Оплата
труда советских
рабочих и
специалистов
осуществляется
в рублях, а
иностранного
персонала - в соответствующей
валюте на основании
трудовых соглашеиий.
Очевидно, будет
предусмотрено,
что в свободных экономических
.зонах не будет
ограничений
заработной платы
советскому
персоналу.
Часть заработной
платы при
этом целесообразно
переводить
на специальный
счет в
валютных рублях
в банке экономической
зоны и выплачивать
затем в виде
именных чеков. Иностранному
персоналу
необходимо
гарантировать перевод
их доходов за
рубеж, в том
числе конверсию части
доходов, полученных
в советских
рублях в свободно
конвертируемую
валюту по рыночному
курсу. Специализация
зоны совместно
предпринимательства
определяется
при ее создании
и отражается
в технико-экономическом
обосновании.
В дальнейшем
она функционирует
по собственным
программам
развития с расчетом
на расширение
специализации,
если это оправдано,
и территории. Ориентация
деятельности
зоны на решение
общегосударственных
и региональных
задач достигается
в основном
экономическими
методами. Согласно
советской
концепции
создания зон
совместного
предпринимательства
в них допускается
хозяйственная
деятельность,
основанная
на всех современных видах
собственности.
При этом иностранные
предприятия
и их представительства
являются
собственностью
их владельцев,
совместные
предприятия
- собственностью партнеров,
советские
предприятия
- государственной
. собственностью,
а кооперативы
- собственностью
пайщиков. В
зонах совместного
предпринимательства
в СССР будет
поощряться
перевод всех
видов предприятий
в акционерные
общества. Главными
функциями
администрации
экономических зон
независимо
от их статуса
являются: регистрация
предприятий,
организаций
и фирм; контроль
за соблюдением
правил, установленных
для свободной
зоны; взимание
платежей с
иностранных
национальных вкладчиков
капитала; оказание
инвесторам
необходимых
услуг, включая маркетинговые. Основной
задачей администрации
таких зон должно быть
обеспечение
в рамках принятого
законодательства благоприятных
условий для
инвесторов
и для деятельности
всех зональных
предприятий. Деятельностью
расположенных
на территории
таких зон
советских
предприятий
местной промышленности будет
управлять
зональная
администрация.
При организации
свободной зоны
в их состав
могут быть
переданы также
предприятия
союзного и
республиканского
подчинения. Заводы
и фабрики,
относящиеся
к базовым отраслям экономики
СССР, будут
курироваться
союзными или
реслубликанскими
органами. Все
предприятия
могут быть сданы
в аренду их
трудовым коллективам. Расположенные
в пределах
экономической
зоны колхозы
с их согласия
могут быть
преобразованы
либо в государственные
агропромышленные
предприятия
местного
подчинения,
либо сохраняют
свой кооперативный статус.
В последнем
случае администрация
свободной зоны
устанавливает
им объем и
номенклатуру
государственных
закупок в размере
до 50% урожая.
Остальной своей
продукцией
колхозы распоряжаются
сами. Администрация
экономической
зоны управляет
различными
объектами
инфраструктуры
- местной торговлей,
транспортом,
сетью связи,
объектами
здравоохранения,
водоснабжения,
гостиничным
фондом и т. п. Объекты
энергоснабжения,
транспорта
и связи внезонального
значения, учебные
заведения и
научно-исследовательские
учреждения
будут управляться
соответствующими
союзными или
республиканскими
органами или
администрацией
свободной зоны
по договору
с ними. Администрация
свободной
зоны может
принимать участие
в расширении
и модернизации
объектов союзного
и республиканского
подчинения,
что предполагает получение
соответствующей
доли прибыли
от их хозяйственной
деятельности. А
теперь остановимся
на льготах,
которые предусмотрены
советской
концепцией
зон совместного
предпринимательства
как для иностранных,
так и для местных инвесторов.
В принципе они
мало чем отличаются
от мировой
практики. Такими
льготами являются: освобождение
импорта и экспорта
свободной
зоны от
таможенного
обложения и
нетарифных
ограничений; снижение
или пересчет
таможенных
пошлин при
вывозе
продукции из
экономической
зоны на внутренний рынок
СССР; скидки
с налогов и
арендной платы; обеспечение
производства
фондами централизованного
материально-технического
снабжения; возможность
гарантированного
обеспечения
рабочей силой,
упрощение ее
найма и увольнения; обеспеченность
инфраструктурными
услугами; самостоятельное
определение
сроков амортизации; применение
цен свободного
рынка при сбыте
продукции
внутри свободной
зоны; право
на участие
советских и
иностранных
инвесторов
в управлении
экономической
зоной. Однако
советская
концепция зон
совместного
предпринимательства
предусматривает
и льготы, распространяемые
только на иностранных
вкладчиков
капиталла. Прежде
всего это
освобождение
иностранных
партнеров
от налогов
лри переводе
прибылей, полученных в
свободной зоне,
за границу,
дополнительные
гарантни по
защите их
капиталовложений
и меры но охране
промышленной
собственности; В
экономических
зонах ка территории
СССР будет упрощен
режим допуска
и поселения
иностранцев, Кроме
того, иностранным
партнерам
будут предоставлены
гарантии сбита-
на внутреннем
рынке Советского
Союза продукции,
произведенной
в счет государственных
заказов а также
свобода выбора
источников финансирования
своих операций
в свободной
зоне, включая
привлечение
средств мирового
денежного
рынка. Э
целях привлечения
зарубежных
инвесторов
Советское
правительство
разрешило
осуществлять
конверсню части
прыбыли, не
покрываемой
валютной
самоокупаемостью,
в иностранную
валюту по рыночному
курсу банка
экономической
зоны. Естественно,
что все эти
льготы и стимулирующие меры
будут использоваться
в той или иной
комбииации в
зависимости
от вида свободной
зоны. Конкретные
же рамки
и размер льгот
должны определяться
на основе технико-экономических
расчетов в
диапазоне
между минимальнымн
народнохазяйственными
потерями (м
недополучения
средств в бюджет,
от снижения
цен и т. и.) и
максимальным
эффектом от
привлечения
иностранного
капитала в
данной форме. В
мировой практике
таможенный
контроль на
внешних
и внутренних
границах свободных
зон осуществляется
государством.
Такая же практика
будет и в Советском
Союзе. Продукция,
поступающая
в зону совместного
предпринимательства
из-за границы,
в том числе
для переработки,
сборки и последующего
реэкспорта,
освобождается
от таможенного
обложения. При
поставке
предприятиям
нашей страны
или потребителям
готовой продукции,
произведенной
с использованием
импортных
материалов
и узлов и ввезенных в
зону совместного
предпринимательства
беспошлинно, целесообразно
стоимость
импортного
компонент
облагать
пошлиной. Для
целенаправленного
регулировании
притока в такие
зоны тех или
иных видов
товаров, возможно,
будет предусмотрен
специальный
налог по
дифференцированным
ставкам. Уровень
налогов, сроки
освобождения
от них и порядок
их взымания
будут устанавливаться
Советским государством
в соответствующем
нормативном
акте, регулирующем
деятельность
каждой свободной
зоны. Государство
также будет
определять
порядок финансовой инспекции
работы предприятий
экономической
зоны и их
ревизии через
аудиторские
(независимые)
службы. Ключевыми
вопросами в
деятельности
зон совместного
предпринимательства
являются система
ценообразования
и тесно связанный
с нею валютный
механизм. В
частности,
предполагается,
что все цены
на внутризональную
продукцию
будут определяться
на договорной
основа. При
импорте, а также
при поставке
товаров из
свободной
зоны на внешний
рынок намечено
использовать
мировые цены, Транснациональные
корпорации,
если таковые
будут функционировать
в этих зонах,
очевидно, будут
применять
внутрифирменные
(трансфертные)
цены. При.
снятии ограничений
на уровни цен
в зонах совместного
предпринимательства
валютный механизм
при расчетах
зональных
предприятий
с внезональными
будет
существенно
отличаться
от общепринятого
в нашей стране.
Вместе с тем
предусматривается,
что розничные цены
на товары,
приобретаемые
в свободной
экономической
зоне на советские
рубли, должны
соответствовать ценам,
действующим
на территории
СССР. Расчеты по
сделкам хозяйственных
резидентов
свободной
зоны с другими
советскими
предприятиями
осуществляются: в
рамках госзаказов
и реализации
фондов - в рублях
по оптовым
ценам; по
хозяйственным
договорам - в
рублях по договорным
ценам. Советские
хозяйственные
организации,
располагающие
средствами
на счетах
зонального
банка за поставку
в свободную
зону продукции,
имеют преимущественное
право на закупку
производимых
здесь товаров.
С разрешения
такого банка
расчеты по
внутрисоюзным хоздоговорным
сделкам могут
частично
производиться в
иностранной
валюте. В
экономическом
общении предприятий
свободных зон
с советскими
партнерами
могут быть
использованы мировые
цены и конвертируемая
валюта. Таким
расчетам
способствует
полученное
советскими
предприятиями и
организациями
право самостоятельного
выхода на внешние
рынки. При этом,
согласно концепции
создания зон,
расположенные
там предприятия
должны рассматриваться
как иностранные,
а связи с ними
приравниваться
к операциям
по экспорту
и импорту. Валютный
механизм свободных
зон призван
обеспечивать
не только приток
иностранного
"капитала, но
и нормальное
функционирование
и взаимодействие
их как с
советской
экономикой,
так и с мировым
рынком. Валютный
режим обычно
определяется
для каждой зоны
- в
отдельности
исходя из ее
целевого назначения. Согласно
советской
концепции
внутрихозяйственный оборот
в зонах совместного
предпринимательства
будет осуществляться
преимущественно
в рублях. Однако
свободная
зона может
иметь и собственную
валюту или валюту
единую для
нескольких
зон. Идея
введения особого
валютного рубля
в качестве главного
элемента денежной
системы свободных
экономических
зон обусловлена
необходимостью
ликвидировать
узкие места
в совместном
предпринимательстве
с иностранным
капиталом, в
частности
ограничения,
связанные
с требованием
валютной
самоокупаемости
предприятий. Вместе
с тем администрация
свободной зоны
может разрешать
использование
валюты для
арендной платы, регистрационных
сборов, Налогов
и иных платежей
в ее адрес,
а также платежей
в отдельных
звеньях торговой сети
и сферы обслуживания. Все
хозяйственные
резиденты
свободной зоны
должны
держать свою
валюту на счетах
и вести расчеты в
ней через зональный
банк. В его функции
входят также
проведение
операций по
закупке и продаже
иностранной
валюты по
официальному
курсу и ее аукционные
продажи по
рыночному курсу
рубля. В
аукционах
могут участвовать
только предприятия
и организации,
находящиеся
в экономической
зоне. Зональный
банк несет
ответственность
за поддержание равновесия
платежного
баланса и денежного
обращения
в свободной
зоне и подчиняется
лишь Совету
народных
депутатов. Аукционерами
банка, но без
контрольного
пакета акций
могут быть
Внешэкономбанк
и другие советские банки,
а в пределах
до 20~о акций - и
иностранные банки. Структура
управления
свободными
экономическими зонами
будет определяться
их видом, размерами
территории
и количеством
населения,
проживающего
там. Ь этом
отношении
наиболее сложной
представляется
задача
формирования
структуры
управления
комплексноми
зонами, размеры
которых могут
совпадать с
территориально-административными
районами СССР.
В советской
концепции зон
совместного
предпринимательства
в общих чертах
разработана
система управления
ими.
В
соответствии
о этой концепцией
высшим органом власти
в свободной
зоне является
местный Совет
народных
депутатов, а
в крупных наряду
с центральным
могут
действовать
и районные
Советы. В случае
необходимости,
при образовании
экономической
. зоны проводится
редемаркация
существующего
административного деления. Исполнительные
функции управления
свободной зоной
выполняет
администрация,
формируемая
Советом народных
депутатов и
подотчетная
ему. В ее состав, кроме
советских
граждан, могут
входить иностранные специалисты,
в том числе
рекомендованные
деловыми кругами
данной зоны.
Обязательно
участие в
администрации
представителя
республики
или региона,
на территории
которых находится
свободная
зона. Возглавляет
администрацию генеральный
администратор
зоны, назначаемый
Советом народных
депутатов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|