на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: СЭЗ в мире
p>Чтобы решить здесь комплекс задач, свободные экономические зоны должны иметь характер анклавов. Только при этом условии можно воплотить эксперименты по совершенствованию механизма управления народным хозяйством с тем, чтобы не только привлечь иностранных участников, но и в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности советских предприятий в освоении и расширении производства конкурентоспособной продукции.


По мнению автора, не будет особых сложностей во взаимодействии совместных н кооперативных предприятий, находящихся в экономических зонах, чего нельзя сказать о предприятиях, являвшихся гос. собственностью особенно о тех предприятиях, которые изначально оказались в этих зонах.

Например, современный порт в свободной зоне Находка или Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат, который войдет в Выборгскую зкономическую зону, или в проект , стоившие Советскому гос-ву десятки миллиардов инвалютных рублей, приобретут весьма неопределенный статус.

Па мнению некоторых советских экономистов, такие государственные предприятия, оказавшись в свободных зонах должны быть взяты в аренду их коллективами с условием, что после завершения выплаты арендной платы в установленный договорам срок предприятие станет собственностью самого коллектива и превратится в объект кооперативной собственности.

Не исключается и вариант продажи государственного предприятия его коллективу или другой организации. Причем среди них могут быть как кооперативы и концерны, так и иностранные компании и фирмы.

Наконец, существует еще один вариант - создание на базе государственного предприятия совместно с иностранным капиталом предприятия того же или близкого профиля.

Передача государственных предприятий в аренду позволит обеспечить им большую автономность и независимость, подобную той, что имеют в настоящее время совместные и кооперативные предприятия. Именно эта новая ферма самостоятельности станет основой взаимоотношений советских государственных предприятий в свободной зоне и органов управления как вне зоны, так и внутри ее.


ЗАКЛЮЧЕН И Е


Идея свободных экономических зон не является для нашей страны неожиданной. Уже давно многие советские ученые считали, что уровень техники .и технологии в большинстве отраслей народного хозяйства весьма низок, и как один из путей выхода из создавшегося положения предлагали создание анклавных территорий.

Несмотря на существующие различия в мнениях по решению ряда конкретных вопросов организации свободных экономических зон, определился и общий подход. Их создание должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но прежде всего общехозяйственных задач страны, способствовать насыщению внутреннего рынка СССР современными видами промышленной продукции, служить своего рода для отработки новых методов хозяйствования в целях их последующего использования в экономике Советского Союза.

Создавая зоны совместного предпринимательства, мы должны понимать, что привлечение западного капитала требует определенных льготных условий хозяйствования. Значимость и качество льгот являются определяющими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций.

Вот почему в свободных зонах, как правило устанавливается льготный режим экономической деятельности для национальных, совместных, кооперативных и иностранных предприятий, формируется - специфичный для каждой такой зоны валютный механизм.

По сравнению с совместными предприятиями экономические зоны являются более перспективным вариантом эффективного привлечения иностранного капитала и поиска форм взаимодействия советской и мировой экономики.

Огромный рынок сбыта в СССР - главный притягательный фактор для иностранного капитала. Сдерживающим же фактором выступает неконвертируемость рубля.

При решении этой проблемы рынок СССР будет весьма притягательным для деловых кругов Запада. Пока же основное направление капиталовложений можно ожидать не столько в производство конечной продукции, сколько в совершенствование соответствующей техники и технологий.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ


Иностранный капитал в экономике Китая


Создание специальных экономических зон в Китайской Народной Республике является важной частью ее политики по осуществлению структурных экономических реформ и способствует притоку в страну иностранного капитала,' активному использованию передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта. Решение о проведении с 1979 г. открытой внешне>кономической политики было принято на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. В статье 18 Конституции говорится:

Все находящиеся на территории Китая иностранные предприятия и другие иностранные хозяйственные организации, а также смешанные предприятия, основанные на кит'айском и иностранном капитале, должны соблюдать законы Китайской Народной Республики. Их законные права и интересы охраняются законами Китайской Народной Республики>.


Первым шагом Китая в области открытой внешней политики было учреждение в 1980 г. четырех специальных экономических зон - Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь - в Южных приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь. Вслед за этим в 1984 г. было решено открыть для иностранного капитала 14 портовых городов вдоль всего китайского побережья, а также остров Хайнянь. Голом позже были объявлены открытые экономические районы в дельтах рек Яицзы и Чжуцзян и на юге провинции Фуцзянь. Многие из этих городов и ра~онов являются важнейшими портами и традиционными центрами экономической. деятельности страны.

Уже с первых шагов специальные экономические зо ны рассматривалис~. как средство не только стимулир~ вания внешнеакономйческой деятельности, но и развитня промышленности в тех районах, которые географически и эконемически тяготеют к зарубежным промышненным й торговым центрам Юго-Восточной Азии.

Так, специальнйе экыоми~еские зоны 'Шэньчжэнь и Чжухай имеют прямое морское и железнодорожное сообщение с Гонконгом и Макао. Особый режим их фуикцнонирования позватл упростить таможенные и пограничные формальности, связанные с передвижением транспортных средств и перевозкой грузов.

Зкономические зоны Шаньтоу и Сямэнь сложились как крупные торговые центры. Эти территории исторически теснее связаны с внешним рынком, чем с внутренними райенами Китая. Статус специальных экономичедких зон лишь расширил и углубил их внешнеэкономическив связи.

Как считают в Китае, .невозможно привлечь иностранный капитал, передовую технологию и квалифи.цированный аппарат управления зарубежных фирм без принятия в стуане или в ее отдельных частях специальных мер стимулирования.

Вот почему центральные правительственные органы ' КНР предеставляю1 местным властям автономные права в ведении дел в специальных экономических зонах. В частности, в формулировании местного законодательства или правил, которые могут распространяться лишь на определенную кат.егорию инвесторов или же на отдельную отрасль производства.

Что касается зарубежных вкладчиков капитала, то принятые специальнйе меры способствуют формированию в таких звнах благоприятных для них условий, и прежде в.сеге для хозяйственной деятельности и упраьления проиавЩством, 3десь действуют льготный налоговый (практически вдвое более низкий, чем на остальной террювуик страны) и таможенный режимы для иностраннога капитала, особенко в случае экспортной ориентации пумюводства..

Более мюрокие полиомочия иностранные вкладчики капитала имеют и при найме рабочей силы, определении уровия оплаты труда, органиэации пройзводства и т. п. Сам термин Говорит о том, что специальным в них является как раз экономнческий аспект. Иностранный капйтал - гл4вный источник финансирования создания и развития'специальных экономических зон. По замыслу, экономические зоны должны стать своеобразными во внешний мир, через которые будут поступать капиталы, современиая технология, знания, уирааленческий опыт для последующего их использования на предприятиях всех отраслей народного хозяйства страны. Кроме того, специальные эйономические зоны должны быть ориентированы на развитие экспортных производств и превратиться в постоянный источник иностранной валюты. Как нодчеркивается в китаГ~ской печати, 'одного объявления открытой политики во внешнеэкономической области еще недостаточно. Иностранные инвесторы не 5удут вкладывать свои капиталы в те сферы экономики Китая, где не созданы условия для его эффективного использования, где не будет обеспечена норма прибыли более высокая, чем банковский процент по вкладаМ, и где нет гарантии безопасности их прибылям и их собственности. И в этом плане в КНР прадприняты меры, чтобы максимально усилить заинтересованность иностранных инвесторов. Прежде всего это ускоренное развитие основной инфраструктуры (транспорта,'энергетики, дальней связи). Огромное внимание было уделено развитию транспорта и транспортным перевозкам, расширению и модернизации уже существующих портов и строительству новых. В Шанхае, например, для обслуживания контейнеровозов было усовершенствовано 5 причалов. В Даляне расширен международный аэропорт, который получил воэможность принимать . Самолетам гражданской авиации было разрешено пользоваться тремя военными аэродромами, что дало возможность открыть новые авиатрассы. Планируется строительство ноэых аэропортов.

Можно выделить комплекс задач, которые будут решать специальные экономические зоны Китая.

Г~авная из них - максимально возможное привлечение иностранного капитала, передовой зарубежной тв~ники, технологии и управленческого опыта в целях технической реконструкции ныне действующих предприятий, модернизации имеющейся промышленной базы, ускорения научно-технического прогресса.

Важным аспектом функционирования специальных экономических зон.в Китае является необхадимость увеличения лоступлений иностранной валюты, что находится в прямой зависимости от экспортного потенциала страны. Имея это в виду, перед специальными зонами поставлена задача повышения качества выпускаемой продукции, расширения номенклатуры традиционных и освоение выпуска новых товаров, увеличения про'изводства экспортной конкурентоспособной продукции, всемерного освоения мирового рйнка.

Любая экспортируемая продукция должна обладать конкурентоспособностью не только по цене, но и по качеству, сортности, красочности упаковки и срокам доставки. Причем, и вто подчеркивается в китайских документах, нужно производить то, что имеет спрос на мировом рынке, а не вкспортнровать, как раньше, то, что произвели.

Ставится также задача, используя потенциал специальных экономических зон, оживить экономику внутренних районов Китая. Пр признаниям китайской печати, после образования КНР и вплоть до настоящего времени практически не существует достаточно устойчивых хозяйственных связей между наиболее развитыми восточными и слаборазвитыми западными районами страны. ф, ф.

Специальные экономические зоны должны стать своеобразными испытательными полигонами для внутренних районов Китая, определять для них пути осуществления реформы хозяйственной системы, осваивать и затем лередавать им наиболее прогрессивную - технику, выбирать лучшее из зарубежного опыта управления.

Восточные и южные районы страны, где расположены специальные экономичмкие зоны, а также открытые порты, кроме того, должны оказывать внутренним районам кадровуж, информационыую, финансовую и материальную помощь. Такая роль этих зон, по мнению китайских руководителей, будет способствовать реализации курса .

Китай постепенно распространяет практику предоставления льгот и формирования особого режима хозяйствования на другие районы и провинции, раскрывая тем самым их потенциальные возможности в развитии внешнеэкономических связей. Такую политику Китай, судя по всему, намерен проводить и впредь.

Например, планируется, что вся приморская часть страны, где проживает около 200 млн. человек, со временем будет в большей степени ориентирована на внешнеэкономические связи, Напомним, что на приморские райоиы приходится почти 52% продукции отраслей машиностроения и электроники, 41% общего числа занятых и свыше 60% экспорта страны.

Как считают в Китае, с точки зрения подготовленности инфраструктуры' и экономического потенциала портовые города являются для иностранных инвесторов более привлекательными, чем специальные экономические зоны. В частности, 14 упомянутых городов, срели которых крупнейшие в стране Шанхай, 7яньцзинь, Гуанчжоу, Далянь, производят около 20% всей промышленной продукции Китая.

Учитывая это, китайское руководство распростраиило льготы, предоставляемые иностраиному капиталу в пределах специальных экономических зон, на открытые порты и остров Хайнань.

Кроме того, они были также наделены большими правами в решении вопросов об учреждении предприятий с иностранным инвестиционным участием, была увеличена и стоимость проектов, которые городские власти могут утверждать без согласования с центральными органами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.