на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Римское право
енат приобрел статус законодательного органа. Даже эдикты императора должны были в сенате получить санкцию. Во время Августа это не было пустой формальностью. Император, как и магистраты не рассматривался как стоящий вне или над законом. Сенат избирал старых республиканских магистратов и самого императора. Правда, избрание последнего было формальностью, потому что предыдущий император указывал сенаторам преемника путем усыновления или завещания и наделял его полномочиями на основании закона об империуме. Сенат имел судебную административную власть (например, управлял сенаторскими провинциями), но она постепенно сокращалась.

Император какого-либо официального титула не имел. Чаще всего его именовали принцепсом. По этой причине и весь этот период назывался Принципатом. Своеобразие принцепса заключалось в том, что это был, хотя и республиканский магистрат, но пожизненный и с чрезвычайными полномочиями, первый человек в государстве. Но поскольку это был все-таки магистрат, поэтому этот период в истории Рима называют также периодом республиканской империи.

Основными полномочиями императора были: imperium, предусматривавший высшее военное командование, решение вопросов международных отношений, высшая административно-правовая власть; право общей проконсульской власти давало ему возможность контролировать правителей провинции как императорских, так и сенаторских; tribunicia potestas давала императору качество священного, неприкосновенного, а также право интерцессии, т.е. право "вето" или отмены официально принятых магистратом решений, по всем другим магистратам, трибунские полномочия давали императору право законодательной инициативы и вместе с тем контроля за законопроектами. Кроме того, император был пожизненным цензором и верховным понтификом.

Государственное управление осуществлялось в это время в Риме при помощи двойственной системы органов управления: республиканских магистратур и императорских уполномоченных. Однако эта система эволюционировала в сторону развития императорской власти по мере исчезновения республиканских магистратур и установления бюрократического аппарата. Консулы лишились военной власти, они лишь были председателями сената и заведовали некоторыми специальными делами. Преторы по-прежнему заведовали гражданской (предварительное следствие, составление формул и т.д.) и уголовной (председательствовали в специальных судебных комиссиях) юрисдикцией. Цензура потеряла свое значение, тем не менее, император каждый раз наделялся цензорскими полномочиями, пока Домициан не объявил, что постоянные цензорские полномочия должны считаться составной частью власти императора.

Параллельно с процессом отмирания республиканских магистратур развивалась система императорских чиновников. Появился личный совет принцепса, который со времени императора Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Появилась должность начальника императорской гвардии (praefectus praetorii), который становится особенно доверенным лицом. Он приобрел функции уголовной компетенции в Риме и над всей Италией и возглавил службу безопасности. Ему подчинялся префект города (praefectus urbi), являющийся начальником полиции и также наделенный правом уголовной юрисдикции в городе Риме. Появились также: префект вигилия (praefectus vigiliae) - начальник ночной полицейской и противопожарной службы; в сфере своей деятельности он обладал цивильной и уголовной юрисдикцией; префект анноны (praefectus annonae) - заведующий снабжением Рима продовольствием. Были различные императорские кураторы, контролировавшие местное управление в Италии. Были разработаны специальные требования, предъявляемые к правителям провинций. Будущий правитель не должен иметь родственников в провинции, не должен жениться на жительнице данной провинции, раздавать провинциалам деньги взаймы, устраивать за свой счет игры, брать подарки разрешалось лишь в установленных размерах и от людей своего круга. Подарки, даже незначительные, взятые у представителей низших сословий, рассматривались как взятка. Можно сказать, что в период развивающейся империи управление и положение провинций, по сравнению с республиканским периодом, значительно улучшилось.

Если период республики закончился распространением прав римских граждан на всех жителей Италии, то период Принципата завершился предоставлением этих прав жителям провинций. Процесс этот осуществлялся двумя путями на протяжении 2-х периодов. До начала 111 года, во-первых, гражданские права предоставлялись тем или другим частям территории римской державы или отдельным общинам посредством дарения, при этом для освобождения от уплаты налогов требовалось еще особое италийское право (ius italicum). Во-вторых, отдельные общины могли получить право латинское (ius latinum), т.е. право коммерции, но без политических прав. Правда, различалось латинское право большое и малое. В первом случае все жители, избранные в местные магистраты или сенаторы, получали права римских граждан. Во втором случае такой привилегией пользовались магистраты, но не сенаторы.

Все остальные провинциальные жители в это время оставались на правах иностранцев. Но постепенно грань между гражданами, латинами и иностранцами стиралась, и последний шаг был сделан эдиктом императора Каракаллы в 212 г., согласно которому все подданные Римской империи получали право Римского гражданства. Суть этого эдикта заключалась в том, что "все свободные жители Римской империи независимо от места жительства, этнической, социальной и религиозной принадлежности становились её гражданами, подданными римского императора". Этот эдикт способствовал распространению на всей территории Римской империи Римского права. Оно стало утверждаться в Греции и на Востоке (Египет, Азия и т.д.), где до сих пор действовало греческое эллинистическое право. Правда, следует отметить, что местное право не могло быть вытеснено окончательно, имело место, смешанное право. Примеры такого смешанного права, как показывают папирусы, имели место в Египте.

В эпоху Принципата окончательно складывается всадническое и сенаторское сословие. Имущественный ценз для сенаторского сословия был установлен в сумме 1 млн. сестерций (около 40 тыс. золотых рублей), для всаднического сословия ценз был равен 400 тыс. сестерций (ок.20 тыс. золотых рублей). Между всадническим и сенаторским сословием существовали острые противоречия. Представители последнего избирались из республиканских магистратур и пополняли сенат. Поэтому среди представителей этого сословия долго сохранялись республиканские традиции, и оно находилось в оппозиции к императорской власти. Представители всаднического сословия, денежной аристократии, получали немаловажные выгоды от императорской власти. По этой причине, главным образом из этого сословия вербовались императорские чиновники. Остальная масса населения составляла третье сословие - плебс, низшую ступень которого занимали вольноотпущенники (libertini).

Наблюдалось некоторое улучшение в области экономических отношений. Упорядочено было управление и положение провинций, стали регулярно поступать налоги в казну, наступило заметное оживление в ремесле и торговле, появились различные благотворительные учреждения и фонды, которые помещали свои капиталы в виде постоянных земельных рент в земельные участки, появились кредитные банки, которые помогали земледельцам и способствовали развитию сельского хозяйства. Сокращение количества рабов, вызванное прекращением больших войн, слабым естественным приростом их и отпуском многих рабов на волю, заставило землевладельцев обратиться к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, что способствовало возрождению крестьянства. Сами императоры практиковали насаждение крестьянского землевладения. Они раздавали свои земли мелким арендаторам в долгосрочную или вечную аренду (emphyteusis). Однако необходимость содержания огромной армии и большого числа чиновников заставляла правительство увеличивать бремя налогов, а это ухудшало и без того тяжелое положение мелких хозяев.

2. Источники Римского права и юриспруденция

В рассматриваемый период в Риме вместо народных собраний законодательным учреждением становится сенат, его постановления приобретают силу закона. Постепенно инициатива сенатских постановлений сосредотачивалась в руках императора. Преторы по-прежнему продолжали издавать эдикты, однако необходимо было упорядочить их, унифицировать и закрепить навсегда. В конце II в. при Адриане преторский эдикт был пересмотрен, установлена его окончательная редакция. Он сделался неизменным и юридически обязательным для преторов. Таким образом, постоянный эдикт Адриана признано считать второй после законов XII таблиц кодификацией Римского права.

Но особенно для развития Римского права имели значение императорские указы. Это были эдикты, т.е. решения, касавшиеся судебных процессов; мандаты, т.е. императорские инструкции чиновникам и правителям провинций; рескрипты, т.е. ответы императоров на юридические запросы, как частных лиц, так и чиновников на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права.

Уже в конце Республики возникла значительная юридическая литература, но особенно ее много стало появляться в эпоху Принципата, Фрагменты произведений римских юристов классического периода собраны в следующих изданиях:

Bremer F.P. Iurisprudentiae antehadrianae quae supersunt. Vol. 2-3. Lipsiae, 1848-1901. Lenel O. Palingenesia iuris civilis. Vol. 1-2. Lipsiae, 1889. Второе издание с дополнением: Sierl L. E. Supplementum fidenus papyrorum. Graz, 1960.

Наибольшую ценность для этого периода представляют варианты муниципального закона (lex Flavia municipalis), изданного при Домициане для гражданских общин Испании. В 1981 г. в Испании (провинции Севилья) были найдены фрагменты статута прежде неизвестного испанского муниципия - lex municipii irnitani (lex Irnitana), датируемого 91 годом. Из 10 бронзовых досок, на которых был высечен этот закон, в распоряжении ученых находятся доски III, V, VII-X. Текст таблиц III, VII-X частично совпадает с текстом lex municipii Salnensani и Malacitani, вырезанным на 2-х бронзовых досках, найденных еще в 1851 г. Lex Salpemsana содержит материал о политическом устройстве, административных, финансовых и хозяйственных вопросах, о личном статусе муниципалов, о судопроизводстве. Последний раздел (гл. 84-93) воспроизводит положения закона Aвгуста о судопроизводстве по частным делам (lex lulia iudicorum privatorum) 17 г. до Р. Х. Lex Irnitana издан: Gonzalez J. The lex Irnitana: A New Copy of the Flavian Municipal Law ( Pl. V - XXIII ) \\ Journal Roman Studies, 1986. Vol. 76. P. 147-199.

Документы юридической практики классического периода собраны в следующих изданиях: Bruns C. G. Fontes iuris Romani antiqui . Vol. 3. Ed. Gradenwitz O. Tubing, 1912; Girard P.F. Textes de droit romain. Ed. Senn F. Paris, 1937; Fontes iuris Romani anteiustiniani (Riccobono S., Baviera G., Ferrini C., Furlani G., Arangio-Ruiz V.) Vol. 3. Negotia. Ed. Arangio-Ruiz V. Florentiae, 1969. со времени Августа юристы получили право давать от имени императора юридические консультации. По различным судебным вопросам юристы давали заключения, которые становились обязательными для судьи. Эти заключения излагались письменно и скреплялись печатями. Но мнения свои юристы высказывали не только по конкретным судебным делам, но и по общим юридическим вопросам, и, особенно, если эти мнения юристов совпадали, они приобретали силу "как бы закона", а сами эти юристы считались "как бы творцами права".

Усложнялось и юридическое обучение. Теперь не только в Риме, но и в других городах, в т. ч. и в провинциях появляются школы юристов. Им выделялись помещения, они имели учеников. Обучение делилось на две стадии: institutio - сообщение ученикам основных принципов гражданского права в связи с чтением источников; instructio - приобретение навыков путем участия в консультациях патрона. Школы юристов порой отличались различными подходами к общим и частным вопросам права.

Поскольку юристы стали заниматься разработкой как практических, так и теоретических вопросов права, поэтому стала появляться богатейшая юридическая литература. Появились краткие систематические учебники по основам Римского права, в дополнение к этому появились краткие юридические афоризмы и общие определения основных юридических институтов и понятий. Вторым типом юридических литературных произведений были комментарии. Общий комментарий всех частей гражданского права носил название Digesta. Многочисленные сочинения появились в связи с практической деятельностью юристов. Это т. н. responsa, т.е. собрания решений, данных юристом в разных представлявшихся ему на практике случаях.

Наконец, стали появляться и монографические сочинения по юридическим проблемам, хотя их было не так много. Всякое такое сочинение делилось на книги. Каждая книга приблизительно равнялась нашим 30-40 страницам. Известно о некоторых юристах, что они написали 300-400 книг. Если учесть, что каждые 10 книг составляли приблизительно 300-400 страниц нашего текста, то действительно можно говорить о многотомных сочинениях.

Начиная с эпохи Принципата, юристы стали приобретать престижное значение. Юриспруденция была для многих средством достижения высокого положения в обществе, которое нуждалось в знающих и образованных юристах. Плеяда таких юристов появляется именно в это время, по общему признанию получившего название классического.

Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон. Первый (45 г. до Р.Х. - 10/21 от Р. Х) происходил из аристократического рода, самый выдающийся юрист времен Августа, ученик Гая Требатия Теста, советника Цезаря и Августа, энциклопедически образованный, убежденный республиканец. Лабеон не скрывал свою неприязнь к Принципату, однако Август уважал его личный и научный авторитет. Он один из наиболее цитируемых юристов. Лабеон достиг претуры, но отверг предложенный ему консулат, посвятил себя всецело правоведению. Полгода он обучал праву в Риме, полгода писал свои труды, живя в уединении за городом. Написал около 400 книг (сохранились лишь незначительные фрагменты): Ad legem XII tabularum, Ad edictum (первый классический комментарий к преторскому эдикту) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.