на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Римское право
днако для того, чтобы обычай возник как обязательная юридическая норма, требуется наличие следующих условий:

необходимо долговременное применение обычая для того, чтобы он глубоко укоренился на практике;

необходимо, чтобы применение обычая на практике было однородно, т.е. чтобы практика в одном направлении не парализовалась и не уравновешивалась практикой в другом направлении;

применение обычая должно вызываться разумной потребностью, существующей в данной местности или в данной общественной группе;

применение обычая должно сопровождаться убеждением в необходимости применяемой нормы и в ее обязательности;

Судья, рассматривающий конкретное дело, обязан ex oficio исследовать, какие в данной местности для данного случая существуют обычаи.

Близко к обычаю стоит так называемое деловое обыкновение (consuetudo). Оно состоит в том, что под влиянием практики и постоянного ответа в каком-либо классе лиц в известной местности может сложиться воззрение, как лучше и удобнее поступать при известных обстоятельствах. Так, например, купцы могут договориться, как пересылать товары, как вести торговую документацию.

Закон (lex). Вторым источником права является закон, т.е. такая норма, которая формулируется компетентным органом государственной власти и получает обязательный характер в силу обнародования ее этой властью. По сравнению с обычаем закон - более поздний источник права, поскольку для его создания требуется более высокий интеллектуальный уровень развития общества.

Закон в отличие от обычая дает более твердую почву для судопроизводства. Все судьи независимо от субъективного мировоззрения, которое имеет большое значение в случае применения, связаны текстом норм, установленных законодателем. Поэтому закону отводиться главное место, как источнику права, и он более или менее вытесняет обычай.

Однако совершенно закон вытеснить обычай не может. Это обусловлено тем, что закон более или менее всегда отстает от жизни, ибо он фиксирует только те явления, которые укореняются посредствам постоянного их функционирования. Так, например, частная собственность возникает как естественное социальное явление и лишь, затем закон его легализует. Поэтому, закон не может немедленно предусмотреть все новые отношения, появляющиеся в жизни и вносить в нормы права все необходимые изменения. Таким образом, обычай дополняет нормы закона.

В большинстве случаев закон имеет общее абстрактное содержание. Законодатель, создавая нормы права, не может предусмотреть всех индивидуальных оттенков в юридических отношениях, которые встречаются в жизни. На помощь закону в этом случае приходит судебная практика и обычай. Поэтому, обычай, вырабатываемый народной жизнью, более подвижен и эластичен.

Поэтому как закон может отменить существующий в стране обычай, так и обычай может отменить закон; в последнем случае говорят, что закон вышел из употребления. Обычай может отменить даже закон, воспрещающий возникновение новых обычаев, содержание которого противно известным нормам закона. Это находит подтверждение в Римском праве. Известный римский юрист Юлиан (II в. от Р.Х.) писал: "Старое обыкновение (или обычай - В. С) с полным основанием соблюдается как закон и в этом смысле говорят о праве, которое создается путем обычая. Ведь сами законы обязательны для нас лишь потому, что приняты по решению народа; ввиду этого вполне основательно считать общеобязательными и те нормы, которые помимо всякой записи одобрены народом; какая разница в том, выразит ли народ свою волю подачей голосов или же своими поступками. Поэтому-то вполне основательно принято правило, согласно которому законы могут быть отменены не только вследствие выражения воли законодателя, но и по молчаливому соглашению, путем обычая" (Дигесты. Кн.I. Тит. III, 32 § 1. Юлиан).

Вместе с тем в конституции, принадлежащей императору Константину, утверждается, что Римское право запрещало возникновение таких обычаев, которые отменяли бы законы. Эта конституция, изданная в 319г., говорит следующее: "Обычай и долговременная практика имеют немалое значение, но оно все же не так велико, чтобы обычай и практика могли победить или общие принципы права или предписания закона" (Кодекс.8,52,2). Наиболее правильное толкование этого документа, по - видимому, заключается в том, что Константин, издавая приведенную конституцию, имел в виду обычай не общегосударственный, а только местный, и смысл конституции состоит в том, что только те из местных обычаев, которые противоречат содержанию законов общих для всей Римской империи, не могут отменять и этих общеимперских законов; точно так же местные обычаи не могут нарушать принцип ratio iuris, который является общим для всего римского государства.

Автономия. Под именем автономии понимается право регулировать свои внутренние отношения, предоставленное государственной властью отдельным общинам, корпорациям или другим группам лиц в государстве. Автономные постановления издаются различными общественными союзами внутри государства, городами, сельскими обществами и т.д. и, несомненно, являются нормами права. Но нормы автономного права суть нормы низшего порядка в сравнении с нормами, исходящими от органов законодательной власти.

Договор как важный источник будет предметом рассмотрения в разделе "Обязательственное право". Конкретные источники содержания Римского права будут детально рассмотрены в соответствующих разделах, посвященных отдельным периодам римского государства и периодам правовых отношений.

Раздел I. История Рима и римского права

Глава I. Царский период

В общей массе индоевропейцев, населявших Европу, выделяют греков, латинян, кельтов, германцев, славян. Наиболее древними пришельцами (III-II т.д. о Р.Х.) были греки (ахейцы), появившиеся как на Балканском, так и на Апеннинском полуостровах. В конце II т.д. о Р.Х. на Апеннинском полуострове появились латинские и умбро-сабельские (италики) племена, а на Балканский полуостров проникла в это время вторая волна грекоязычных племен (дорийцев).

К моменту прибытия латинских и умбро-сабельских племен, Италию уже населяли народы, о которых и сегодня известно очень мало. Главнейшими из них были лигуры на северо-востоке, япиги на юге и этруски на северо-западе. Из указанных народов наибольшее значение имели этруски. Возможно, они были каким-то образом связаны с первой волной грекоязычного населения (ахейцами). К сожалению, язык этрусков до сих пор не расшифрован, хотя к настоящему времени известно немало надписей и остатков их материальной культуры. Уже в очень древний период этруски отличались своей высокой культурой и развитым гражданским укладом жизни. Они были организованы в крепко сплоченный союз 12 городов под властью одного общего царя. Этруски сыграли немаловажную роль в становлении римской гражданской общины. Латины, населявшие удобную часть Средней Италии - равнину Лациума - развивались гораздо быстрее, чем остальные италийские общины, находясь под сильным влиянием этрусков и греков, колонии которых появились в Италии и Сицилии, начиная с VIII в. до Р.Х. латины жили небольшими общинами, которых насчитывалось около 30. Каждая община имела крепость (arx), куда население пряталось в случае вражеского набега, и где находились общинные святыни. Вокруг крепости на склонах холма и у подножия, были жилища членов общины: крестьян и ремесленников. Поскольку жителей становилось много и крепость не могла всех вместить, стали укреплять по периметру всю территорию общины, сначала вырывая ров и насыпая вал, а затем стали строить оборонительные стены. Так возникал (urbs) город-государство, или гражданская община (civitas). Каждая из латинских общин была совершенно автономна, однако общность этнического происхождения, языка, религиозных верований связывала все латинские общины под общим именем "латинов".

Одной из таких латинских общин был Рим. Он возник в середине VIII в. до Р.Х. (общепринятая дата 754 - 753 г. до Р. Х) в результате нескольких синойкизмов, т.е. объединений общин, расположенных на соседских семи холмах. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, а вся территория объединившихся общин и составивших город Рим, была обнесена стеной. Этот последний синойкизм и строительство оборонительной стены и связывается с именем Ромула. Таким образом, начало царской эпохи знаменовало собой начало объединенной римской общины в 754 - 753 до Р.Х. В начале царской эпохи народ Рима состоял из трех триб (племен), которые назывались: Рамны, Тиции и Луцеры. Принято было считать, что Рамны - это латины, Тиции - сабиняне, Луцеры - этруски. Современные исследователи склонны думать, что три римские трибы являлись первичным делением самих латинов, как например, в Греции три филы у дорийцев и четыре у ионийцев. В это время Рим не представлял собой значительного образования, хотя и выделялся среди других общин. Площадь его превышала 7,5 км2 с населением не более 10 тысяч. В составе латинского союза Рим занимал положение одного из рядовых городов. Центром союза был древний город Альба Лонга. Однако постепенно значение Рима стало вырастать. Между Римом и Альба Лонгой возникло соперничество из-за господства в союзе, завершившееся завоеванием, разрушением города Альба Лонга и переселением его жителей в Рим.

1. Общественный строй Рима

Еще в древнейшую эпоху в Риме отсутствовал родовой строй в чистом виде. Это подтверждается тем, что римский народ делился не на естественным образом сложившееся племенное деление, а на искусственные политические образования, представлявшие собой математически правильное деление всего римского общества на 3 трибы, 30 курий (объединенных родов, в основе которых была familia), 300 родов и соответственно 300 сенаторов. К моменту образования Рима в нем уже не обнаруживалось общности имущества, напротив уже существовала семейная собственность. Главной социальной ячейкой римского общества была семья (familia). Отец семейства (paterfamilias) имел право жизни и смерти по отношению к домочадцам. Подобно домочадцам, под властью отца находилось все движимое и недвижимое имущество семьи. Важнейшую роль в древнейшей организации римского общества играли курии. Они имели политическое значение, так как древнейшие народные собрания были организованы по куриям. Поэтому курии были объединениями искусственными и созданными для политических целей. Таким образом, семьи (familiae), роды (gentes) и курии (curiae) были важнейшими элементами римского общественного строя в царский период. Вне принадлежности к этим объединениям нельзя было считаться полноправным гражданином в Риме. Такие полноправные граждане назывались патрициями, т.е. теми, которые могли указать своего отца, род и курию. Понятие "патриции" первоначально означало не класс богатых или аристократов, а лишь коренных и поэтому полноправных жителей города Рима. Кроме патрициев в Риме были также клиенты и плебеи. Клиенты находились в личной зависимости от какого-нибудь потрона из числа патрициев. Клиенты входили в состав патрицианской семьи и обязаны были во всем поддерживать потрона. В свою очередь патрон обязан защищать клиента, так как он не имел гражданской правоспособности. Юридическую защиту он получал только через посредство патрона. Плебеи представляли собой либо местное население, не принадлежавшее ни к одному из патрицианских семейств, тем не менее, юридически самостоятельное, но не полноправное, либо переселившихся в Рим чужеземцев. С расширением Рима число таких переселившихся жителей возрастало.

2. Государственный строй Рима

Основными институтами древнейшего государственного строя Рима были царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) являлся верховным правителем государства. Он сосредоточил в своих руках военные, административно-правовые и жреческие полномочия. Царская власть была выборной. После смерти царя в момент междуцарствия (interregnum) верховная власть в государстве переходила к сенату. Сенат избирал комиссию из 10 человек, которые правили поочередно (по 5 дней каждый) в государстве до тех пор, пока не был намечен кандидат в цари. Царя избирало народное собрание. После избрания царь проходил особый обряд, который назывался инаугурацией (inauguratio, посвящение - термин связан с гаданием специальных жрецов авгуров по полету птиц). В соответствии с этим обрядом царь приобретал жреческие функции.

Рядом с царем действовал сенат (senatus). Сенаторами были предводители патрицианских родов, поэтому они и назывались (patres). Сенат был совещательным органом при царе. Решения сената назывались (senatus consulta), т.е. советы сената.

Третьим институтом было народное собрание (comitia), т.е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан патрициев. Собрания назывались куриатными (comitia curiata), потому что в основе их было деление по куриям. Народное собрание созывалось по инициативе царя.

3. Религиозные отношения в Риме

Римляне очень рано стали отделять право человеческое, светское (ius humanum) от божественного права (ius divinum). Но римская религия оказывала существенное влияние на общественную жизнь. Поэтому рядом со светским правом существовало религиозное право. Религия сохраняла большое влияние в семейных отношениях. Дело в том, что каждая патрицианская семья имела свой культ предков, души которых, согласно верованиям римлян, продолжали жить возле домашнего очага и нуждались в жертвоприношениях.

Большое значение в жизни государства имели т. н. (dies nefasti) дни праздничные, в течение которых нельзя было проводить заседания сената и народных собраний и dies fasti, т.е. присутственные дни. Высшая жреческая власть находилась у коллегии понтификов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.