на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Римское право
вторитет Римского права объяснялся еще и политическими и психологическими условиями. Средневековый человек верил в единственную универсальную империю всех христиан, и Римское право рассматривал как ее законодательную основу. Так как считалось, что Христианская империя возникла при Константине и Юстиниане и возобновилась при Карле Великом, эту теорию оправдали и поддержали "глоссаторы", поддержавшие Фридриха Барбароссу в его борьбе с североитальянскими городами. После падения Каролингской империи в Х в. возникла новая под руководством Оттона Великого. Но уже с этого времени идея универсальной Христианской империи как политического объединения Европы теряла свое значение, поскольку короли Иберийского полуострова, Франции, Англии, Шотландии, Скандинавских стран и Польши не желали признавать превосходство германского римского императора.

В период правления Ф. Барбароссы (1152-1190 гг.) и его сына Генриха IV (1190-1197 гг.) достигла пика свой известности правовая школа в Болонье. Именно в это время концепция универсальной правовой Христианской империи как политического единства Европы, более не отвечающая интересам отдельных самостоятельных европейских государств, уступила свое место идее культурного единства христианского мира во главе с Римом. Эта "культурная" идея Рима (Kulturelle Romidee), более чем идея политического объединения Европы, укрепила авторитет Римского права.

Возрождение изучения Римского права послужило основанием для возникновения одного из замечательных феноменов европейской истории, получившего название "рецепции" Римского права, то есть проникновения римских правовых принципов и институтов в современную правовую жизнь Европы. Рецепция представляла собой сложный процесс этого проникновения благодаря деятельности получивших юридическое образование в университетах судей, законодателей и составителей правовых документов, благодаря взглядам и мнениям, основанным на Римском праве, которые воспроизводили и разъясняли профессора Римского права в университетах. Рецепция Римского права затронула большинство стран Западной и Центральной Европы. Трудности имели место лишь там, где были сильные традиции местного права (Англия, северная Италия, северная Франция и Германия), следует также отметить, что в первое время получили практическое применение те концепции и положения Римского права, которые происходили не из Юстинианова Корпуса, а из работ "глоссаторов" и "комментаторов". Это подтверждает поговорка, распространенная в XVII в. В Германии: (Quidquid non adgnoscit glossa, non adgnoscit curi, что Глосса не признает, суд не признает).

Начиная с XIII в., рецепция Римского права была поддержана в королевствах Западной и Центральной Европы, правители которых вели борьбу за укрепление централизованной власти против центробежных устремлений феодальной знати. Таким образом, развитие абсолютизма в Европе благоприятно сказалось на рецепции Римского права. Если с политической точки зрения рецепция и встречала сопротивление в тех землях, где сильны были традиции местного права и были попытки его кодификации (в Северной Германии это было так называемое "Саксонское зеркало - Sachsen spiegel; в Северной Франции - "Обычаи Бовизи" de Beauviaisi Coutumes; в Испании (Кастилия) Альфонс Х Мудрый в 1255г. издал свод законов под названием "Семь частей - Siete Partidas; в Англии в период правления Генриха II (1154 - 1189) Гленвил впервые провел унификацию английского национального права, а в XIII в. Брактон составил свод общего права (Commons Law), то интеллектуальный аспект был наиболее мощным фактором, способствовавшим укреплению и распространению рецепции, ибо римские юристы создали более совершенную систему правого образования, чего явно не доставало тем странам, где осуществлялся процесс формирования национального права.

Еще одним важным фактором, в не меньшей степени способствовавшим углублению рецепции Римского права, была эпоха Ренессанса, вызвавшая широкий интерес к античной цивилизации, восхищение ее великолепными достижениями, среди которых немаловажное место занимало и Римское право. Рецепция Римского права характеризовалась тем, что нигде она не разрушала местную судебно - правовую практику. Римские правовые институты и доктрины помогали в разной степени развивать и интерпретировать местные законы. Даже в том случае, когда Римское право стало реально действующим правом в обширных районах Священной Римской империи после 1500 г., Римское право было смешано с местными правовыми нормами и обычаями. Наибольшему влиянию романизации подверглись судебная процедура, частное и международное право.

Процесс рецепции Римского права завершился около 1500 г. Идея универсальной христианской Римской империи умерла, но ее место заняла идея гуманистических ценностей классической античности. Эта идея была чисто интеллектуальной и создавала менее прочную идеологическую основу для продолжающегося преобразования Римского права. Тем не менее, оно не потеряло своего влияния в Европе. Интерес к нему особенно повысился после начала издания Юстинианова корпуса. 2 Издание отдельных частей корпуса Юстиниана началось с 1529 г. Полное издание свода Юстиниана, выполненное Дионисием Готофредом, появилось в 1583 г. В этом издании впервые встречается общее название «corpus iuris civilis».

Даже в Англии традиции романистики не только сохранились, но и получили новый импульс для своего развития в Оксфорде и Кембридже, где преподавание гражданского Римского права никогда не прерывалось. Степень романизации определялась тем, насколько велико было влияние местных законов. В Англии и Франции, где система национального общего права окрепла, внедрение Римского гражданского права касалось только части судопроизводства, которое не было связано с общим правом. Вместе с тем, если Италия была страной, в которой Римское право получило новое рождение, то Франция открыла новую страницу в юриспруденции. Ее юристы, используя римское правовое наследие, создали в 1804г. гражданский кодекс (code civil), в котором римские правовые доктрины наполнились новым содержанием. Кроме Французского кодекса, римские правовые доктрины оказали влияние на Австрийский кодекс с 1811 г., Германский кодекс 1846 г. и Швейцарские кодексы 1898 -1907 гг. Утверждение кодекса Наполеона во многих европейских странах означало создание в условиях Нового времени международного права, основанного на важнейших принципах Римского частного права. Под влиянием Французского кодекса возникли Итальянский, Датский, Бельгийский, Румынский, Египетский кодексы, а также кодексы Луизианы и Квебека и большинство латиноамериканских кодексов.

В Германии, несмотря на то, что общее право (gemeines Recht) основывалось непосредственно на Юстиниановом корпусе, во многих областях XVII-XIX вв. сохранялся прежний закон земли.

В XIX в. интерес к Римскому праву в Германии активизировался, особенно в связи с возрождением национального самосознания. Выдающийся историк древнего Рима Б.Г. Нибур в 1811 г. в Вероне обнаружил рукопись "Институций" Гая популярнейшего в античности учебника Римского права и единственного классического сочинения, дошедшего до нашего времени целиком. Благодаря скрупулезному изучению римских юридических институтов германские юристы разработали современную теорию частного права. Вследствие этих усилий ими был создан один из самых совершенных гражданских кодексов - Германское Гражданское Уложение (Burgerlihes Gesetzbuch), вошедшее в силу в Германской империи 1 января 1900 г. Германское Гражданское Уложение оказало влияние на Венгерское, Бразильское, Японское и Греческое право.

Россия в том, что касается восприятия античной культуры и в частности рецепций Римского права, всегда отставала от западной Европы. Лишь во второй половине XIX в. благодаря Великим реформам Александра II, которые впоследствии были продолжены Ю. Витте и П.А. Столыпиным, в России сложились благоприятные предпосылки для активного внедрения в российское право норм и принципов Римского частного права. В России началось серьезное изучение Римского правового наследия. В университетских центрах появились выдающиеся юристы-знатоки Римского права. Но после октябрьского переворота 1917 г. и установления диктатуры большевиков, когда возникло так называемое советское право, то это было прямым отказом от международных правовых и эстетических норм, основывающихся на признании важнейших ценностей Римского права. Поэтому, для того чтобы российское общество вернулось на истинный цивилизованный путь развития и не было чуждо выдающимся достижениям мировой культуры, составной частью которой является римская правовая культура, необходимо овладеть важнейшими принципами Римского гражданского частного права и сделать частноправовые отношения в обществе приоритетными.

Итак, конечно лозунгом сегодняшнего дня в области правовых отношений должно быть не простое копирование Римского права. Следует руководствоваться изречениями немецких юристов: "Через Римское право вперед и дальше его".

Поэтому задачи изучения курса Римского права сегодня можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, проследить процесс превращения Римского права в универсальное право всего античного мира.

Во-вторых, проследить эволюцию содержания Римского гражданского и частного права, разработку его основных принципов и норм.

В-третьих, показать и объяснить непосредственную связь современного состояния правовых отношений с Римским правом, являющимся фундаментальной основой международного права.

В-четвертых, подчеркнуть, что важнейшие фундаментальные принципы Римского права, необходимы для развития правовой культуры и уважения к законам в Российском обществе.

Общая характеристика источников истории и содержания Римского права. К сожалению, римские юристы не оставили истории своего права.

Среди огромной юридической литературы древности сочинения юридического характера почти не встречаются. Отдельные исторические сообщения делались иногда римскими юристами по тому или иному поводу. Наибольшее значение из этих сообщений имеют те, которые находятся в дошедшем до нашего времени полностью сохранившемся состоянии - это произведение Гая юриста II в. от Р.Х. под названием "Институции". Поэтому история Римского права восстанавливается на основе различных источников, в том числе исторических, литературных, эпиграфических и юридических.

Первую группу источников составляют произведения римских историков. Это сочинение Тита Ливия ("История Рима от основания города"), Дионисия Галикарнасского ("Римские древности"), Тацита ("Анналы" и "История"). Из литературных произведений исторического характера необходимо, прежде всего, назвать "Биографии" Плутарха, а так же сочинения Цицерона, Плиния, трактаты грамматиков - античных филологов и литераторов Варрона, Феста, Валерия Проба и др.), землемеров-авторов по технологии аграрного производства, призванных служить образцом для правильного и прибыльного ведения сельского хозяйства (Фронтин, Гигин и др.). Эти трактаты содержат среди прочего и ценные замечания в связи с юридическими реалиями того времени. Сюда же можно отнести сочинения по сельскому хозяйству (Катон "De agricultura", Варрон "Rerum rusticarum Libri tres"). Известный политический деятель римской Республики Марк Порций Катон Старший, написал для своего сына наставления по праву, риторике, военному делу и др. предметам. До наших дней сохранилось только несколько наставлений по ведению сельского хозяйства - De agricultura («о сельском хозяйстве»). Марк Теренций Варрон (116-27 до Р.Х.), известный политик, после победы Цезаря в гражданской войне целиком посвятил себя занятию историей и филологией. Написал более 600 книг, из которых до наших дней дошли единицы и в их числе трактат по ведению сельского хозяйства Libri tres Rerum rusticarum (три книги по сельскому хозяйству). Не безразличны для истории права так же произведения поэтов (Плавта, Горация и др.).

Другую группу составляют источники эпиграфические. Имеются в виду надписи, содержащие документы правового, экономического и политического характера, представляющие немаловажный интерес для истории Римского права.

Материал же для выяснения содержания Римского права проистекает из следующих источников:

1) обычай;

2) закон;

3) договор;

4) автономия.

Обычай (mos или consuetudo). Под именем обычай разумеется юридическая норма, получившая обязательную силу вследствие привычки к ней народа и долгого применения ее теми органами, на которых лежит обязанность блюсти на практике нормы и права. Убеждение народа в справедливости обычая и применения его на практике соответствующими органами - процесс параллельный. Чем чаще применяется обычай, тем более крепнет убеждение народа в пригодности и обязательности обычной нормы и наоборот. Для судьи решающим обстоятельством является постоянное применение этой нормы в судах.

Обычай может формироваться во всем народе и во всех его слоях. Но такой общенародный обычай встречается сравнительно редко. В большинстве случаев обычай возникает и вырабатывается в отдельных слоях общества, среди лиц, занимающихся тем кругом дел, которого касается каждый данный обычай. Юристы, сталкиваясь в своей деятельности с различными сторонами народной жизни, вырабатывают собственные убеждения, и воззрения на то какая юридическая норма соответствует разнообразным жизненным отношениям. Если среди юристов складывается общее мнение на то, как надо поступать в каком-либо отношении, то это общее мнение специалистов часто приводит к созданию юридического обычая и становится фактически всенародным обычаем. Это обусловлено тем, что между взглядами юристов и всего народа не существует различия, т.к юристы люди своего века и своего народа. Кроме того, если народ согласился с этим общим мнением юристов, значит, он убедился в целесообразности выработанного юристами правила.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.