на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Римское право
атем магистрат присуждал владение вещью одной из сторон, которая впрочем, должна была дать другой стороне гарантию, что в случае проигрыша выдаст вещь вместе с плодами. После всех этих строго формальных действий магистрат назначал судью. Этим спором устанавливалась формула litis contestatio и производство in iure заканчивалось. Задачей судьи было установить в процессе состязания сторон in iudicio, чья сторона выиграет процесс и кому будет принадлежать залог.

Итак, legis actio sacramento in rem Вещный иск посредством присяги, известный по подробному описанию Гая (Гай, 4.16). (т.е. в отношении вещи) защищал абсолютные права: отеческую власть (patria potestas), абсолютную власть отца над членами семьи, свободными и рабами (manus), суверенную власть отца над лицами, подвластными ему (mancipium), право собственности (dominium), право свободы (libertas); legis actio sacramento in personam (т.е. в отношении лица) защищал обязательственные притязания.

Другой формой легисакционнго процесса была legis actio per iudicis arbitrive postulationem, введенная только для некоторых личных исков (actiones in personam). В этом случае, если ответчик отвергает притязание истца, тот без каких-либо формальностей и без использования sacramentum предлагает претору тотчас назначить судью. Эта форма легисакционнго процесса делала процедуру судебного разбирательства менее дорогостоящей и более быстрой.

Третий вид судебной процедуры легисакционного процесса - legis actio per condictionem - был утвержден уже во времена республики законами Силия и Кальпурния ок. 200г. до Р.Х., хотя, по-видимому, существовал и в более ранний период. Судебное разбирательство в этом случае касалось специальной суммы денег (certa pecunia) или специфической вещи (certares). После вызова в суд истец защищал свое право, произнося установленную формулу, требуя, чтобы, ответчик возвратил ему определенную сумму денег или определенную вещь. В случае если ответчик отвергал его иск, требовалось, чтобы в течение 30 дней (die condicto - отсюда название иска) обе стороны снова явились к претору, который должен назначить судью. В этом виде судебной процедуры также отсутствовал sacramentum, но истец и ответчик устанавливали определенный штраф, который доставался выигравшей строке.

В случае если выигрывал истец, а ответчик отказывался добровольно исполнить приговор, то это вело к персональному судебному принудительному взысканию в соответствии с четвертым видом легисакционного процесса, т.е. legis actio per manus iniectionem. Это была старейшая и наиболее важная процедура для исполнения приговора, направленного на лицо, осужденное (iudicatus), т.е. на ответчика, который формально признал иск in iure (confessus). После вынесения приговора или confessio, т.е. признания искового требования, устанавливалась 30-дневная отсрочка, после которой выигравший спор истец-кредитор приводит потерпевшего ответчика-должника к претору посредством вызова в суд (in ius vocatio) и налагает на него руку (manus iniectio). Вместе с тем он говорил, в соответствии с установленной формулой, что, так как должник обязан уплатить ему определенную сумму денег и так как эти деньги не были уплачены, поэтому он арестовывает этого человека. С этого момента должник терял право защищаться самостоятельно, но за него мог заступиться поручитель (vindex).

Если этого не происходило, магистрат передавал должника кредитору, который заключал его на 60 дней в домашнюю темницу и мог наложить на него оковы. В конце срока он должен был в течение 3-х базарных дней приводить должника к магистрату и публично объявлять сумму долга в надежде, что кто-то заплатит ее, чтобы освободить должника. Если этого не случилось, кредитор мог убить должника или продать за Тибр как раба. Если было несколько кредиторов, они могли разрубить должника на части. Сообщая об этом,, Авл Гелий (Аттические ночи. XX. I. 48.) подчеркивал, что «он не читал и не слыхал, чтобы в старину кто-нибудь был разрублен на части». Начиная с конца III в. до Р.Х., убийство или продажа должников в рабство более не практиковались, и приговоренный должник теперь не отвечал своим телом и свободой. Он был обязан отрабатывать в доме кредитора сумму своего долга.

Если истец допустил ошибку и ответчик незаслуженно был осужден или не признавал иск, тогда поручитель мог представлять интересы ответчика и защищать его. Поручитель занимал место ответчика, а первоначальный ответчик освобождался и никаких действий не принимал в течение дальнейшего судебного производства. Новый процесс происходил между истцом и поручителем ответчика по вопросу должен ли первоначальный ответчик признать иск и быть осужденным или ему должен быть вынесен оправдательный приговор. Если решение принималось в пользу истца, поручитель должен был уплатить первоначальную сумму долга в двойном размере.

Пятым видом легисакционого процесса был legis actio per pignoris capionem. Этот вид представлял собой внесудебное принудительное взыскание имущества, разрешавшееся в исключительных случаях при некоторых требованиях публичного или сакрального характера. Выигравший спор истец завладевал имуществом ответчика, произнося перед свидетелями установленную формулу. Истец удерживал имущество ответчика в качестве гарантии или залога, но не имел право продавать или делать с ним что-либо другое. Более того, этот вид судебного процесса был установлен для ограниченного числа случаев.

8. Реформы Сервия Туллия и падение царской власти в Риме

Развитие римского государства сопровождалось ростом населения, в составе которого увеличивалось число плебеев за счет новых поселенцев. Однако их изолированное от патрициев положение становилось все более ощутимым. Кроме того, усиливалось противоречие между патрицианской знатью и царской властью. Поэтому цари, начиная с Тарквиния Древнего, пытались использовать в борьбе против патрицианской знати плебеев. В условиях острых социальных и политических противоречий римское общество нуждалось в реформах. В них были заинтересованы отчасти и плебеи, и патриции. Патриции не хотели нести одни тяготы воинской повинности, и были заинтересованы привлечь к этому и плебеев.

Плебеи были недовольны тем, что статус гражданина в Риме определялся не его имущественным положением, а происхождением. Главным критерием имущественной самостоятельности в Риме было количество обрабатываемой каждой семьей земли. Поэтому, с одной стороны, чтобы установить соответствующий способ учета поземельных владений, с другой - ослабить влияние патрицианской знати, Сервий Туллий провел реформу административно-территориального деления. Поэтому он заменил старое деление на три трибы делением на 4 городских и 17 сельских триб.

Далее он провел реформу, установившую имущественный ценз, в соответствии с которым все население Рима, как патриции, так и плебеи было разделено на 5 классов. Имущественные нормы, служившие основанием для распределения по классам, известны в позднейшем денежном исчислении от 100 тыс. ассов до 11,5 тыс. Но, вероятно, вначале были нормы землевладения, согласно которым к первому классу относились те, кто владел 20 югерами земли, ко второму - от 15 до 20, к третьему - от 10 до 15, к четвертому - от 5 до 10 и к пятому - владение менее 5 югерами.

Была проведена и военная реформа, согласно которой каждый из классов выставлял известное количество военных подразделений - центурий (т.е. сотен).1-й класс - 80 центурий, 2-4 классы по 20 и 5-й -30 центурий. Все центурии делились на юношей и взрослых мужчин. Первые составляли основную боевую линию, вторые - резерв. Кроме этих классных центурий, было еще 18 центурий всадников, набиравшихся из граждан первого класса, 2 центурии мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 из т. н. пролетариев, т.е. лишенных средств существования, выполнявшая различные вспомогательные работы. Всего центурий было 193.

Каждый гражданин соответствующего ценза должен был являться на службу со своим оружием; вводился также на случай войны налог (tributum). Хотя патрицианский строй не был уничтожен, тем не менее, он был поколеблен. Появился новый тип народных собраний - comitia centuriata, где участвовали патриции и плебеи. Правда, плебеи не обладали достаточным числом голосов, так как из 193 голосов 98 принадлежало патрициям.

После смерти Сервия Туллия к власти пришел Тарквиний Гордый. Между ним и патрицианской знатью противоречия достигли такого накала, который привел к падению царской власти.

Глава II. Период республики

1.
Общественно-политическая жизнь и государственное устройство республиканского Рима.

Становление республики в Риме сопровождалось утверждением важнейших принципов развития общественно-политической жизни и правовой системы. Среди них едва ли не самым важнейшим можно считать кодификацию и запись Римского права, получившие свое выражение в содержании Законов XII таблиц; утверждение и воплощение в жизнь идеи незыблемости частной собственности и индивидуальной свободы граждан; разработка и реализация следующих важнейших положений презумпции невиновности, составивших основу Римского права:

а) закон консула П. Валерия 509 г., восстановленный в 449 г. законами Л. Валерия и М. Горация о праве апелляции любого римского гражданина, приговоренного магистром к смертной казни без суда и следствия;

б) утверждение принципа, что груз доказательства должен лежать на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает (ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat), причем в ходе судебного разбирательства (audientia) должна выслушиваться и противоположная сторона (audiatur et altera pars).

в) признание основополагающим положения о том, что государство в лице своих магистратов не должно вмешиваться в частную жизнь граждан.

С переходом к республике в ходе борьбы сословий выработались принципы правового государства, основанного на разделении ветвей власти (законодательной исполнительной и судебной) и формировалось в Риме гражданское общество.

В процессе развития Римской республики укреплялась система федеральных отношений, т.е. основанных на договорных отношениях (федерация, федеральный происходят от слова договор - foedus):

а) между самими гражданами;

б) между гражданами и государством;

в) между Римом и италийскими общинами в процессе расширения римского влияния в Италии и создания римско-италийской федерации.

К началу республиканского периода Рим приобрел решительную гегемонию в Латинском союзе, объединившем города Лациума. К середине IV в. до Р.Х. Латинский союз прекратил свое существование. Отныне Рим имел дело с отдельными городскими общинами. Постепенно римляне распространили свое влияние далеко за пределы Лациума. Часть завоеванных земель присоединилась к ager publicus и предоставлялась гражданам на тех или иных правах или использовалась для организации колоний римских граждан. Эти граждане сохраняли право голоса в случае их прибытия в Рим.

По отношению к италийским общинам Рим проводил политику "divide et impera", т.е. "разделяй и властвуй". К III в. до Р.Х. в результате успешных военных мероприятий Рима в Италии сложилась римско-италийская федерация, в которой по отношению к различным италийским общинам использовались разные формы римского господства.

1. Значительная часть италийских городов получила статус муниципиев (municipium, от munera capere, т.е. нести повинности в данном случае в пользу Рима). Они назывались municipia civium Romanorum, т.е. муниципии римских граждан. Это были италийские города, покоренные Римом, но сохранившие самоуправление (magistratus municipa - municipalis). Граждане этих городов (municipes) имели римское гражданство, т.е. были приписаны к одной из деревенских триб. Правовое положение муниципиев было не одинаковым. Выделялись два типа:

а) municipia (civitates cum suffragio et iure honorum), сохранившие прежнею политическую организацию; члены их обладали полноценным римским гражданством; к числу таких муниципиев относились старейшие латинские города и среднеиталийские города (civitates), впоследствии почти все города латинского союза, аристократическая верхушка которых проникла в Римский нобилитет;

б) municipia (civitates) sine sufragio, т.е. без права голоса; жители этих общин сохраняли самоуправление, однако они не имели права принимать участие в голосовании и в выборах в Риме, иногда не имели и conubium (право вступать в брак с римлянами); по мере того как в результате завоеваний число муниципиев увеличивалось, их положение ухудшилось, управление ими перешло к praefecti iuri dicundo; отсюда общепринятое их обозначение: praefectura. К этим муниципиям близко примыкали municipia Latina - некоторые латинские civitates, которым была оставлена самостоятельность после роспуска латинского союза в 338г. до Р.Х.; однако они должны были Риму оказывать военную помощь и отказаться от самостоятельной внешней политики. Они несли военную повинность в особых военных соединениях когортах под командованием римских командиров; их граждане назывались latini prisci, т.е. древние латины; поселившись в Риме, они становились Римскими гражданами по праву ius migrandi.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.