на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Римское право
ервоначальной должностью, с которой начиналась политическая карьера римлянина, была должность эдила. Их было четыре человека, и они выполняли следующие функции: наблюдали за порядком в городе и содержали пожарную милицию, заботились о снабжении города продовольствием, осуществляли надзор за торговлей на рынках, за соблюдением правильности мер и весов, заботились об устройстве общественных игр и зрелищ.

Следующей по значимости должностью была квестура. Квесторы заведовали государственным казначейством. Их число достигло в конце республики до 40 человек. Успешно исполнявшие эти магистратуры могли выставлять свои кандидатуры для избрания на высшие должности консулов и преторов.

Несмотря на то, что эти магистратуры были низшими в cursus honorum, тем не менее, их значение было весьма велико. Во-первых, от того, насколько качественно исполнялись эти должности, зависело состояние повседневной жизни римлян. Во-вторых, авторитет гражданина зависел от того, как он исполнял эти должности, а это было очень важно при избрании гражданина на следующие более высокие должности.

4. Запись Римского права. Законы XII таблиц

Начало республиканского периода ознаменовалось важным для развития римских правовых отношений составлением и изданием кодекса, известного под названием Законов XII таблиц. Причины издания этого кодекса обусловлены обострением противоречий между патрициями и плебеями. Патриции, используя обычное право, злоупотребляли против плебеев, поэтому последние потребовали ясных писаных законов. Плебеи и патриции были заинтересованы в том, чтобы с помощью четких и ясных законов отрегулировать процесс судопроизводства, а также вещное, личное, обязательственное, семейное и наследственное права. Римляне отправили посольство в Грецию, где познакомились с греческим правом времени Перикла, а также с кодификацией права, осуществлённой ещё во время Солона. Важнейшим заимствованием у эллинов, использованным и адаптированным римлянами, была процедура гсбцЮ рбсбньмщн, т.е. защита от противозакония. Согласно этой процедуре, афинский гражданин имел право внести новый законопроект, отменяющий прежний закон, но создаваемая по этому поводу комиссия изучала возможные последствия принятия нового закона. Если новый законопроект мог иметь отрицательные последствия для государства, то гражданин, выдвинувший его, подвергался наказанию.

Эта мера была принята римлянами как важное средство защиты правовых отношений в обществе и укрепления авторитета законов (dura lex, sed lex).

Вернувшиеся из Афин члены римского сената избрали комиссию децемвиров. Это произошло в 452 г. И децемвиры на год получили всю полноту власти. Сначала в состав комиссии входили только патриции, и они составили законы, неудовлетворявшие плебеев. Следующая комиссия в 451 г. состояла из 5-ти патрициев и столько же плебеев. Подготовленные XII таблиц законов были выставлены на форуме для всеобщего обозрения.

Подлинные XII таблиц погибли во время галльского нашествия, но они дошли до нас в записях последующих писателей. В Риме эти законы были особенно хорошо известны, поскольку еще и во времена Цицерона в юридических школах их заучивали наизусть. Систематизировал и прокомментировал законы XII таблиц юрист II в от Р.Х. Гай в шести книгах. Он следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал 2-м таблицам подлинного законодательства. На основании содержания сохранившихся отрывков Гая ученые установили, что на I-II таблицах были записаны положения о гражданском процессе; на III - статьи, касающиеся несостоятельных должников; на IV - положения об отцовской власти; на V-VI - положения об опеке, наследовании и собственности; на VII-VIII - обязательственные отношения; на IX-X - уголовное право; на XI-XII - жреческое право.

Тит Ливий говорил о Законах XII таблиц как об источниках всякого права, публичного и частного. Законы гарантировали право частной собственности. Они установили политическую победу для плебеев и создали основы для дальнейшего правления основанного на законах. О содержании законов XII таблиц см. Цицерон (О государстве II Зв. 61; 37.62); Диониссий Галикарнасский (X. 54-59); Тит Ливий (III. 32-36); Страбон (XIV.I.25); Диоген Лаэртский (IX. 2). Сведения о законах XII таблиц сохранились в сочинениях римских антикваров (I в. до Р.Х.): Марк Терренций Варрон (о латинском языке); Веррий Флакк (О значении слов); Макробий (Сатурналии). Многочисленные цитаты из законов XII таблиц встречаются в юридических сочинениях (см. Дагесты. I.II.3). Текст законов и legis actiones были опубликованы на рубеже III-II вв. до Р.Х. Сектстом Элием Петом в его работе Tripertita (Комментарий) в 3-х частях.

Текст Законов XII таблиц реконструирован на основе сохранившихся свидетельств в Новое время. Руководством при распределении материала по таблицам послужил комментарий юриста II в. от Р.Х. Гая в 6 книгах. Современный перевод законов XII таблиц на русский язык осуществлен Кафановым Л.М. (см. Законы XII таблиц / Перев. Кофанова Л.М. М., 1996 г.)

5. Гражданское право в Риме (ius civile)

Гражданское право в Риме развивалось, во-первых, путем практического толкования Законов XII таблиц, во-вторых, путем дальнейшего совершенствования законодательства. Хранителями и толкователями права в это время в Риме были понтифики. Они и были первыми римскими юристами, но поскольку они были тесно связаны с жреческим правом, понтифики перенесли и на светское право строгий формализм, предусматривавший неукоснительное следование форме и букве закона.

Понтифики вели записи своих комментариев, которые и представляли собой первоначальную юридическую литературу. Но деятельность понтификов была закрыта для непосвященных. Однако дальнейшее развитие и усложнение римского общества и государства требовало отказа от жреческого влияния и секуляризации Римского права. Это произошло около 300 г. до Р.Х., когда плебей Гн. Флавий, сын вольноотпущенника, секретарь демократического реформатора Аппия Клавдия Цека, избранного в коллегию понтификов, похитил и опубликовал практическую часть записей понтификов. Это уничтожило юридическую монополию жрецов, способствовало светскому изучению юриспруденции. Обстоятельный анализ традиции о нарушении секрета понтификов писцом Гнем Флавием, секретарем Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. приводит Д.В. Дождев. См. его книгу Римское частное право. М., 1996. С. 18-22.

Наряду с развитием гражданского права путем интерпретации имела место и прямая законодательная деятельность народа. Как уже отмечалось, законодательным органом, согласно римскому конституционному строю, было народное собрание (центуриатные и трибутные комиции). Постановление народных собраний, а позже и результаты плебисцитов приобретали силу законов (leges). Вносил законопроект магистрат, имеющий право законодательной инициативы. Законопроект должен был быть выставлен на форуме для всеобщего обозрения на 24 дня до предполагаемого собрания, где этот закон должны были принимать, копия этого закона сдавалась в эрарий. Это делалось для того, чтобы в выставленный на форуме текст законопроекта не вносились исправления. Законопроекты принимались или отвергались без всяких поправок, но внесший его, мог взять его обратно, убедившись, что он не будет принят. Постановление сената и магистратов в это время не имели силы законов.

6. Преторское право в Риме (ius honorarium)

Усложнявшаяся жизнь республиканского периода сталкивалась с тем, что возникали такие отношения, для которых в гражданском праве не было соответствующих норм. Ждать же пока будет принят соответствующий закон слишком долго и не результативно. В этих случаях частное лицо, встречающее соответствующие затруднения, обращалось за помощью к высшему магистрату (консулу или претору). Магистрат производил расследование и, если находил просьбу или жалобу просителя заслуживающей внимания, удовлетворял ее с помощью административных средств своей власти. Так появились консульские или преторские приказы, которые получили название интердиктов (interdicta) и возникло консульское и преторское вмешательство в область гражданских отношений. В процессе преторской деятельности вырабатывались однообразные решения в отношении повторяющихся одинаковых жалоб. Эти установившиеся решения преторы стали заранее объявлять в своих эдиктах. Преторы издавали эдикты, т.е. постановления, касавшиеся вопросов их компетенции и обязательные для исполнения на время пребывания их в должности. В этих эдиктах отражалась административно-судебная практика преторов. Каждый новый претор, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты предшественников, не отвергая их, и таким образом накапливались со временем преторские нормы. Вся совокупность этих норм, выработанных практикой преторов, получила название права магистратов (ius honorarium).

Первоначально право магистратов имело целью лишь помочь гражданскому законодательству, однако со временем право магистратов вступило в противоречие с действующим законом и, если право магистратов по каким-либо конкретным вопросам оказывалось более предпочтительным, то постепенно закон терял свою силу и возникала необходимость в новом законодательстве.

7. Право народов в Риме (ius gentium)

Гражданское право и право магистратов касалось, прежде всего, граждан. Между тем по мере того, как Рим становился центром всемирной торговли, туда стекались массы чужеземцев, перегринов. Возникали разнообразные деловые отношения и необходимость нормировать их. Поэтому римляне создали специальную магистратуру (praetor peregrinus). Он также издавал эдикты, служившие основой особого гражданского правопорядка, действовавшего для регулирования отношений римлян с негражданами и между гражданами. Эти нормы учитывали международный опыт, что и служило основой для создания общенародного права. Римляне назвали его правом народов (ius gentium). По мере того, как права римских граждан распространялись на народы всей Италии, а в первые века империи все жители ее были наделены правами гражданства, это привело к тому, что право народов окончательно вытеснило право магистратов. В праве народов юристы выделяли общие для всех народов нормы. Так возникло представление о естественном праве (ius naturale). Кроме этого, римские юристы стали рассматривать в качестве одного из источников права - справедливость (aequitas). Это понятие включало равенство всех перед законом, а также все важнейшие принципы нравственности и социальной политики, которые должны обязательно находить отражение при составлении законов.

8. Функции претора и юристов в Риме

а) претор

Должность претора была установлена в Риме в 367 г. законами Лициния и Секстия. Избранный на год народным собранием претор осуществлял юрисдикцию (iurisdictio), т.е. ведение гражданского процесса. Необходимо подчеркнуть, что претор не выступал в качестве судьи, другими словами он не разрешал юридического спора между сторонами, но наблюдал, чтобы тяжущиеся стороны следовали точной процедуре, точно формулировали сущность спора и представали перед судом.

Хотя претор не был законодателем, но он стал одним из основных творцов нового права. Причина этого заключалась в следующем. Вследствие своей власти (imperium) претор имел право обнародовать эдикты, имеющие отношение к его должности (ius edicendi). В этих эдиктах он публиковал не только принципы, которым должны следовать тяжущиеся стороны, т.е. составляющие правовую процедуру, но также правовые средства, такие как иски и приказы (actiones et interdicta), которые восполняли гражданское право (ius civile). В случае, когда гражданскому праву не доставало средств для его реализации, претор мог ввести новую правовую меру с помощью своего эдикта. Эти новые меры не только расширяли старое право, но привносили в него гибкость, добрую совесть (bona fides) и справедливость, так как претор заимствовал эти меры, прежде всего из права народов.

Когда претор вступал в должность, он публиковал свой эдикт на белой доске (album praetorium) для публичных объявлений, выставленной на римском форуме (forum Romanum), где претор имел свое кресло в дни, когда проходил судебный процесс (dies fasti). Эдикт претора оставался в силе только в течение года пребывания его в должности и был известен как ежегодный или постоянный эдикт (edictum annum или perpetuum), т.е. преторский эдикт, содержащий программу его деятельности в течение его служебного срока. В течение года могла возникнуть необходимость для издания промежуточного эдикта (edictum repentinum).

Следующий претор обычно использовал эдикт своего предшественника и лишь вносил в него необходимые изменения и дополнения. Определенное неизменное содержание эдикта, которое сохранялось из года в год, называлось edictum tralaticium.

В 67 г. до Р.Х. по закону Корнелия (lex Cornelia) было запрещено претору отклоняться от своего постоянного эдикта, который становился, таким образом, синонимом edictum tralaticium. В 130 г. от Р.Х. преторское творчество было завершено введением Edictum Perpetuum. Таким образом, возникло право магистратов (ius honorarium) отличное от гражданского права (ius civile). Поскольку претор был главным творцом этого права, то оно также получило название ius praetorium. Это право, как уже говорилось, заимствовало многие качества из права народов, тем не менее, ius honorarium не являлось синонимом ius gentium.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.