на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг услуг

Маркетинг услуг

1.1. Формирование рынка услуг

Объективной закономерностью современного развития мировой ци-вилизации является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере.

Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господство-вавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала внимание на преимущественно материально-веще-ственных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественно-го развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматрива-лось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных сис-тем, активно развивавшихся в экономическом отношении. Однако на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утра-чивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый эконо-мический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные ма-териальные потребности значительной части населения, создать бла-гоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.

Современная наука формирует новый подход к проблемам управ-ления. Ставя во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ори-ентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономиче-ских, социальных и экологических аспектов.

Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комп-лекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных обще-ственных процессов, он отражает всю совокупность социально-эко-номических проблем, их динамику и перспективы.

Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».

Непроизводственная сфера на современном этапе развивает-ся более высокими темпами, нежели производственная. Например, в странах Западной Европы в ней задействовано более 66 % от общего числа занятых, в США -- 73 %, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходится 80-90 % [2]. Разграничение материального производства и непроизводственной сферы исходит из диалектики материального и идеального, имеющей решающее значение для понимания единства и многообразия обще-ственной жизни, развивающейся в относительно самостоятельных, но неразрывно связанных сферах общественного производства.

Сфера, выходящая за рамки собственно материального производ-ства, уже несколько десятков лет привлекает внимание ведущих за-рубежных и отечественных исследователей-философов, экономис-тов, социологов.

Особенно интересны работы, опубликованные за период с конца 70-х гг., ознаменовавшие собой переход к новой фазе общественных представлений, сочетающей познание глубинных, философских ос-нов проблемы с прикладными исследованиями [2,10, 12].

Получены результаты в изучении характера труда в непроизвод-ственной сфере и социально-экономических форм его существова-ния, предприняты попытки социально-философской и социально-эко-номической оценки разнокачественных результатов материального и духовного труда.

Вместе с тем обнаруживается ряд методологических трудностей, проявляющихся, в первую очередь, в множественности терминов, употребляемых для обозначения одной и той же социально-экономи-ческой реальности: «непроизводственная сфера», «нематериальная сфера экономики», «сфера услуг», «нематериальное производство», «духовное производство».

Причины такого разнообразия кроются в стремлении искусствен-но присоединить отдельные отрасли хозяйства к той или другой сфе-ре общественного воспроизводства, в неполном раскрытии сути и закономерностей процессов, протекающих в каждой из этих сфер.

Практика статистического учета предполагает общее деление на-родного хозяйства на две части: материальное производство и непро-изводственная сфера. При этом к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизвод-ственную сферу деятельности.

В непроизводственную сферу включают:

* жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;

* транспорт и связь по обслуживанию организаций непроизвод-ственной сферы населения;

* геологию и разведку недр (за вычетом глубокого разведочного бурения на нефть и природный газ);

* здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспе-чение;

* просвещение;

* культуру и искусство;

* науку и научное обслуживание;

* финансово-кредитное и страховое обслуживание;

* управление;

* общественные организации.

В данном случае имеет место простое, формальное закрепление стихийно сложившегося у практиков условного обозначения терми-ном «непроизводственная сфера» совокупности отраслей, не входя-щих в материальное производство.

В современной социально-экономической литературе для харак-теристики непроизводственной сферы далеко не всегда использует-ся тот же перечень отраслей. В ряде случаев из него исключают гео-логию и разведку недр, а также науку и научное обслуживание, но присоединяют торговлю, снабжение и сбыт, заготовки, жилищное строительство [10]. При этом подчеркивается теоретическая право-мерность использования как инвариантов терминов «непроизвод-ственная сфера», «сфера обслуживания населения», «сфера услуг».

Наибольшей терминологической неустойчивостью обладает по-нятие сферы услуг. Традиционный подход предполагает включение в эту сферу только пассажирского транспорта, системы бытового об-служивания населения, связь (по обслуживанию нематериального производства и населения), здравоохранение, физкультуру и спорт. В ряде случаев сюда включают и систему видов социальной деятель-ности -- кредитование, страхование, управление, охрану общественного порядка, социальное обеспечение, деятельность обще-ственных организаций. Противоречия в отношении названий или присутствия в той или иной сфере отдельных отраслей и видов дея-тельности на первый взгляд не принципиальны. Однако за ними скрываются противоречия социально-экономического содержания процесса структуризации общественного воспроизводства и катего-риальная необеспеченность этого процесса.

Очевидно, что структура общественного производства не есть нечто навсегда заданное. Она представляет собой многоаспектное понятие, находящееся в постоянном развитии и сочетающее процес-сы дифференциации и интеграции. При этом для выделения непроиз-водственной сферы и материального производства могут быть ис-пользованы различные критерии. Широко известны следующие критерии:

1. Участие отраслей и видов деятельности в создании мате-риальных благ.

2. Прямое (потребляющее) воздействие на природу. Если деятельность отрасли направлена на преобразование веще-ства природы с целью его приспособления к человеческим потребно-стям, она относится к материальному производству. К непроизвод-ственной сфере относятся те виды деятельности, в которых продукт обменивается и потребляется.

3. Овеществление результатов труда.

Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к непроизводственной сфере.

Трудно сказать какой из критериев в наибольшей степени соот-ветствует принципам дифференциации хозяйственного комплекса. Они имеют различную экономическую природу, выделяют различ-ные качества деятельности и не лишены теоретической обоснован-ности. Вместе с тем в современных условиях формируется новый подход к разделению сфер общественного воспроизводства, выделя-ющий социальные аспекты. Непроизводственная сфера представля-ется при этом как сложная система, развитие которой направлено на обеспечение социальных потребностей общества.

Нетрудно заметить, что и само понятие непроизводственной сфе-ры все более приобретает «социальный оттенок». В последние годы получили распространение такие понятия, как «социальная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-культурно-бытовая сфера» и т. п. Изменение названий неформально. Оно приближает не-производственную сферу к человеку, ориентирует ее на создание условий жизнедеятельности, отвечающих современным реалиям.

Ориентируясь на социальные признаки, можно определить не-производственную (или социальную) сферу как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наибо-лее благоприятных условий жизнедеятельности.

Если рассматривать организации социальной сферы с точки зре-ния классической экономической науки, то очевидно наличие у них всех экономических параметров, присущих функционированию любых предприятий, организаций и учреждений. Отрасли непроиз-водственной сферы выполняют определенные социально-экономи-ческие функции, используют основные фонды, материальные и тру-довые ресурсы, требуют инвестиционного обеспечения и т. д., т. е. обладают свойствами, позволяющими рассматривать их как орга-низованное производство. Поэтому именно социальные критерии приобретают в данном случае определяющее значение. Непроиз-водственная сфера есть элемент, непосредственно связанный с человеком, а признаком, позволяющим выделять непроизводствен-ную сферу в единый, самостоятельный комплекс, является ее соци-альная направленность.

Целью развития непроизводственной сферы является непосред-ственное удовлетворение потребностей человека. Но и материаль-ное производство имеет своей целью удовлетворение человеческих потребностей. Однако такое удовлетворение не осуществляется не-посредственно. Оно имеет несколько ступеней и стадий, разнесен-ных во времени и пространстве. Непроизводственная же сфера функционирует в условиях совпадения производства и потребления. Ее особенность состоит в том, что она не просто часть общественно-го производства, но элемент, непосредственно формирующий соци-ально-экономические условия. Именно в непроизводственной сфе-ре, ее пропорциональности и уровне развития имеет отражение качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеуст-ройства.

Наиболее полное определение непроизводственной сферы может быть сформулировано следующим образом: непроизводственная сфера -- это сфера приложения труда, в которой в, рамках производственных отношений производятся как материальные, так и немате-риальные услуги, а также организуется обслуживание процесса по-требления с целью удовлетворения спроса населения на эти услуги.

С известной долей условности для ее обозначения можно исполь-зовать термины «сфера услуг», «социальная сфера», «сфера обслу-живания».

Социально-ориентированный подход к разделению сфер обще-ственного производства имеет свою специфику. Здесь нет жесткой связи с отраслевой структурой, так как отраслевая структура дина-мична и подвержена изменениям. В ходе ее развития постоянно воз-никают и формируются как отдельные самостоятельные отрасли, так и новые виды деятельности. Этот процесс отражает эволюция непро-изводственной сферы. Первоначально услуги включались в непо-средственный процесс материального производства, а затем по мере развития общественного разделения труда, обособились в самостоя-тельные отрасли и подотрасли экономики.

Подобная тенденция характерна для современного этапа обще-ственного развития. Примером тому может служить возникновение коммуникационно-информационной области.

Динамика отраслевого состава выдвигает на первый план иные социально-экономические критерии, не связанные со структурными характеристиками непроизводственной сферы, и в первую очередь ее социальную направленность, целевую ориентацию на удовлетво-рение потребностей населения.

Отраслевая структура непроизводственной сферы зависит от функций, которые она выполняет. Можно выделить следующие функции:

* распределение и обмен;

* потребительские услуги;

* охрана здоровья населения;

* просвещение;

* управление и охрана общественного порядка.

Каждая из функций включает в себя ряд видов (отраслей, подо-траслей), назначением которых является оказание определенных социальных услуг. Номенклатура таких видов деятельности чрез-вычайно широка и разнообразна. Более того, в современных усло-виях она постоянно расширяется, пополняется и видоизменяется.

Изменения, в ней происходящие, выражаются в более четкой фик-сации социально-экономического содержания, целей, функций и особенностей отдельных отраслей и видов деятельности как объектов предпринимательства. Так, получила четкую очерчен-ность и видовую самостоятельность рекреационная деятельность, направленная на оказание услуг в проведении отдыха и досуга; ту-ристическая деятельность, имеющая целью удовлетворение по-знавательного спроса населения; предпринимательство в сфере недвижимости и ряд других. Но при всем разнообразии традици-онных и относительно новых услуг можно выделить ряд общих черт, объединяющих их в одну сферу. К ним относятся:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.