на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг услуг
p align="left">Для характеристики жизненных циклов товаров и услуг исполь-зуются только показатели объема реализации или прибыли. В ряде случаев используются такие показатели, как:

* темпы роста потребительского спроса;

* объем занимаемой рыночной доли;

* соотношение этого объема и рыночной доли главных конку-рентов;

* объем инвестиций в производство услуг и другие.

Ставший классическим пример присутствия на рынке четырех групп услуг (товаров) представлен в матрице Бостонской консульта-ционной группы американской ассоциации маркетинга (БКГ).

Матрица БКГ в качестве критериев, классифицирующих ассорти-ментные группы, использует показатель темпа расширения рынка, а также совокупный показатель, отражающий рыночную позицию услуги (рис. 5).

Рис. 5. Матрица ассортимента Бостонской консультационной группы

В матрице выделены четыре зоны (которым авторы присвоили образные названия), отличающиеся различными уровнями оценки ключевых характеристик.

Зона I -- «Трудные дети», объединяет услуги, выходящие на ры-нок и нуждающиеся в значительном инвестировании, так как суще-ственной прибыли от их реализации не образуется, хотя объем реа-лизации имеет тенденцию к росту.

По отношению к жизненному циклу эти услуги находятся в ста-дии внедрения.

Зона II -- «Звезды», включает услуги, реализуемые в условиях расширяющегося спроса и занимающие устойчивую рыночную пози-цию. Условия спроса диктуют необходимость увеличения масшта-бов производства, а, значит, и дополнительного инвестирования. Это инвестирование частично, а иногда и полностью, осуществляется из прибыли от реализации данной услуги. Такая ситуация характерна, как правило, для стадии роста.

Зона III -- «Дойные коровы», содержит услуги, активно реализуе-мые в потребительской среде и приносящие основную прибыль. Технология их производства отработана. Рыночная позиция устойчива, необходимость в интенсификации усилий по продвижению отсут-ствует, а издержки минимальны Прибыль, образующаяся в резуль-тате реализации данных услуг, обеспечивает финансовую поддержку других ассортиментных групп. Услуги, входящие в данную группу находятся на стадиях зрелости и насыщения (при 6-стадийной диф-ференциации жизненного цикла).

Зона IV -- «Изгоняемые собаки», включает услуги, для которых характерно снижение спроса и показателя рыночной позиции.

Производство этих услуг снижается или с целью постепенного уходя с рынка и полного прекращения производства, или с целью ог-раничения его объема в условиях ожидания будущего увеличения спроса.

Для услуг этой группы характерна стадия спада.

Единая ассортиментная политика как совокупность целеориенти-рованных стратегических и тактических действий по обеспечению сбалансированного видового разнообразия услуг и рационального соотношения услуг с позиций цикличности производственно-рыноч-ных процессов опирается на ряд основополагающих принципов.

Важнейшими из них являются:

* принцип синергизма;

* принцип стратегической гибкости.

Принцип синергизма заключается в обеспечении взаимной увязки и взаимного дополнения услуг или их ассортиментных групп. Такое взаимное дополнение позволяет создать целостную систему ассорти-ментных составляющих (ассортиментную систему), обладающую спо-собностью достигать синергетический эффект, который базируется на использовании внутренних взаимосвязей системных элементов и их потенциала.

В маркетинге как интегрированной концепции управления есть несколько направлений, на которые распространяется принцип си-нергизма. Например, при образовании системы «маркетинг-бизнес», являющейся следствием интеграции маркетинга в бизнесе предпри-ятий, или при формировании комплекса действий в области товар-ной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политик в рамках систе-мы «маркетинг-микс». В ассортиментной политике он проявляется в осуществлении взаимной финансово-инвестиционной поддержки различных групп, а также экономии средств при увеличении масш-табов деятельности предприятия услуг. Источниками синергизма могут быть:

* использование одних и тех же производственных мощностей;

* использование единой научно-исследовательской базы;

* создание комплексной системы продвижения услуг;

* формирование и использование единых баз данных, агрегиру-ющих и систематизирующих необходимую информацию о со-стоянии и перспективах развития маркетинговой среды пред-приятия услуг.

Принцип синергизма, позитивный по сути, может иметь на прак-тике и негативные последствия. Основная из них -- увеличение рис-ка при резких колебаниях рыночной конъюнктуры, которые могут сказаться на тесно взаимосвязанных ассортиментных группах. Ком-пенсировать этот недостаток призвано соблюдение принципа стра-тегической гибкости.

Принцип стратегической гибкости базируется на сочетании услуг или их ассортиментных групп в зависимости от особенностей технологии, целевых сегментов, конкурентных условий и других факторов внешней седы. Цель такого сочетания -- уравновесить рисковые и устойчивые группы.

При этом пытаются достичь такого соотношения, когда внезап-ные рыночные колебания на одном из направлений деятельности не имеют тяжелых негативных последствий для всей ассортиментной совокупности. Такой подход снижает степень риска и обеспечивает устойчивость предприятия, функционирующего в сфере услуг. Учи-тывая подверженность рынка услуг конъюнктурным колебаниям, можно констатировать исключительную важность соблюдения дан-ного принципа.

Нетрудно заметить, что принцип синергизма и принцип стратеги-ческой гибкости имеют различные «векторы воздействия» и обладают противоречивым, а в определенном смысле, и взаимоисключающим характером. Это противоречие может быть компенсировано с помо-щью поиска разумного компромисса на основе целевого единства ме-тодологической базы ассортиментной политики в сфере услуг.

Реализация данной политики осуществляется в процессе форми-рования обоснованных стратегических решений. Существует множество ассортиментных стратегий, среди которых особая роль при-надлежит четырем основным:

* дифференциации;

* узкой специализации;

* диверсификации;

* вертикальной интеграции.

Стратегия дифференциации основана на выделении услуг пред-приятий в качестве существенно отличных от услуг, предоставляемых главными конкурентами. Она предполагает не только детализирован-ное изучение спроса и проведение широких маркетинговых исследова-ний, но и обоснованное позиционирование предприятия и его услуг. Четкое определение позиций в конкурентной среде, фиксация реаль-ных преимуществ с учетом сегментной структуры рынка позволяет верно ориентировать и конкретизировать маркетинговый инструмен-тарий.

*Стратегия узкой товарной специализации связана с дея-тельностью предприятия на достаточно узком сегменте и ограниче-нием его ассортимента.

Эта стратегия зачастую является вынужденной мерой, вызван-ной ограниченностью ресурсного потенциала предприятия. Ее, как правило, используют малые и средние предприятия, не способные осуществить крупномасштабное производство.

Узкая товарная специализация может быть эффективной в том случае, если производитель услуг имеет возможности для своевре-менного ее изменения вслед за изменением потребительского спро-са. Она определяет повышенные требования к технологической гиб-кости и качеству деятельности службы маркетинга, перед которой ставятся задачи по организации мониторинга спроса, анализу жиз-ненного цикла услуг и поиску маневренных маркетинговых дей-ствий.

В сфере услуг стратегия узкой товарной специализации получает наибольшее развитие. Оно обусловлено такими обстоятельствами, как:

* динамичные изменения спроса и появление специфических потребностей;

* постоянный контакт между производителем и потребителем, обеспечивающий возможность получения обширной информации о потребностях и использование дополнительного марке-тингового инструментария,

* возможность быстрой переориентации предприятия вслед-ствие меньшей, чем на товарном рынке, потребности в инвес-тициях;

* преобладание в этой сфере малых и средних предприятий, бо-лее гибких по сути,

* наличие мелкодисперсной конкурентной среды, в которой не ставятся задачи по обеспечению качественного, ценового и коммуникативного соответствия крупным представителям бизнес-среды

Стратегия диверсификации представляет собой противопо-ложность узкой специализации Она строится на основе значитель-ного расширения номенклатуры производимых услуг

Ассортиментные группы в данном случае не отличаются тесной взаимосвязью, а принцип стратегической гибкости довлеет над прин-ципом синергизма.

Основным преимуществом данной стратегии является снижение риска при резких конъюнктурных колебаниях (например, при нео-жиданном снижении спроса на отдельные услуг)

Стратегия дивесификации позволяет рационально использовать управленческий, производственный, коммерческий, маркетинговый потенциал предприятия, а также способствует увеличению его об-щественного признания и соответствующего имиджа Ее использо-вание свидетельствует о расширении финансовых возможностей предприятия и укреплении его рыночных позиций

Широкая дивесификации услуг может иметь и негативные прояв-ления В частности, не исключена возможность разрыва логической связи ассортиментных групп, что не только не позволяет рассчиты-вать на получение синергетического эффекта, но и затрудняет цело-стное восприятие потребителем фирмы-производителя

Стратегия вертикальной интеграции предполагает расшире-ние деятельности по вертикали, т е по технологической цепочке Она может быть успешна для предприятий, оказывающих комплекс-ные услуги различных видов

В этом случае возможна последовательная реализация различ-ных элементов комплексной услуги и их сочетаний в зависимости от характеристик различных потребительских сегментов.

Такая стратегия позволяет снизить издержки за счет использова-ния единой технологической базы предприятия, производственного опыта, каналов маркетингового воздействия и т д

Представленные ассортиментные стратегии должны разрабаты-ваться на основе ключевых положений стратегического планирова-ния и прогнозирования, теории выбора, теории эффективности и других достижений экономической мысли конца XX века.

3.4. Инновационная политика в сфере услуг

Под инновационной политикой предприятия сферы услуг следует понимать совокупность управленческих методов, обеспечивающих интеграцию всех видов нововведений и создание условий, стимули-рующих инновации во всех областях производственно-рыночной де-ятельности.

В системе маркетинга выделяется четыре элемента инновацион-ной политики'

* поиск идеи услуги-новинки,

* проектирование и организация производства услуги,

* внедрение услуги на рынок,

* наблюдение за ходом и последствиями ее реализации

Понятие «услуга-новинка» приближается по смыслу к понятию нового товара, принятого в концепции маркетинга Под услугой-но-винкой подразумевается

* качественно совершенно новая услуга,

* услуга, имеющая значительные усовершенствования по срав-нению с уже представленными на рынке,

* услуга, имеющая некоторые усовершенствования,

* услуга, обладающая так называемой рыночной новизной, т. е уже имеющая опыт реализации на конкретном рынке и внедря-емая в новую рыночную сферу

Столь широкая трактовка не противоречит основному социально-экономическому принципу идентификации инноваций Под иннова-цией -- новым товаром или услугой -- понимается не просто новый способ удовлетворения потребностей потребителя, но такой новый способ, который обеспечивает возможность получения дополнительного экономического или социального эффекта. В случае отсут-ствия такого эффекта, даже при условии существенных качествен-ных изменений в характеристиках услуги, ее можно определить как «вновь созданную».

Процесс разработки новой услуги предусматривает ряд последо-вательных этапов.

I этап. Поиск идеи новой услуги.

Он включает в себя определение потребности в инновации; фор-мирование портфеля требований потребителей; непосредственный поиск идей новой услуги, соответствующей этим требованиям; ее разработку, а также определение целесообразных временных пара-метров внедрения услуги на рынок.

Источниками инновации могут быть различные организации ин-новационного профиля, отдельные разработчики-инноваторы, материалы наблюдений за лидерами рыночной среды, организован-ных в рамках бенчмаркинга, и другие. Однако большинство идей (применительно к сфере услуг -- более 80 %) инициируется потен-циальными потребителями. Это обстоятельство обусловливает необ-ходимость интеграции инновационной и исследовательской функ-ции, когда в рамках маркетингового исследования предпринимаются попытки поиска инноваций. Такой подход исключительно важен с точки зрения соблюдения одного из основных условий успешной ин-новации -- недопустимости абстрактного решения научной пробле-мы без учета потребностей потребителей и их платежеспособности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.