на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Прикладная математика

левой части уравнения нет ни одного отрицательного. Если из этого уравнения

выразить функцию цели z через остальные неотрицательные переменные

z = 1972 - 8х2 - 7х3 - 6х5 - 4х7 (29)

то становится совершенно очевидным (в силу того, что все xj³0),

что прибыль будет наибольшей тогда, когда

x2=0, x3=0, x5=0, x7=0 (30)

Это означает, что производственная программа (27) является наилучшей и

обеспечивает предприятию наибольшую прибыль

zmax = 1972

(31)

Итак, организовав направленный перебор базисных неотрицательных решений

системы условий задачи, мы пришли к оптимальной производственной программе и

указали остатки ресурсов, а также максимальную прибыль.

Остается заметить, что процесс решения обычно записывается в виде некоторой

таблицы 1.

14

Таблица 1

36 14 25 50 0 0 0Пояснения

Курсовая: Прикладная математика

БазисН

x1 x2 x3 x4 x5 x6 x7

Курсовая: Прикладная математика 0

х5

208 4 3 4 5 1 0 0

z0 = Курсовая: Прикладная математика H

0

х6

107 2 5 0 2 0 1 0

Курсовая: Прикладная математика

0

х7

181 3 1 2 5 0 0 1

Курсовая: Прикладная математика 0

z0 -z

0 - z -36 -14 -25 -50 0 0 0

Курсовая: Прикладная математика

Курсовая: Прикладная математика 0

х5

27 1 2 2 0 1 0 -1

Курсовая: Прикладная математика

0

х6

173/5 4/5 23/5 -4/5 0 0 1 -2/5
50

х4

181/5 3/5 1/5 2/5 1 0 0 1/5

Курсовая: Прикладная математика

z0 -z

1810-z -6 -4 -5 0 0 0 10

Курсовая: Прикладная математика

36

х1

27 1 2 2 0 1 0 -1
0

х6

13 0 3 -12/5 0 -4/5 1 2/5

все Dj ³0

50

х4

20 0 -1/5 -4/5 1 -3/5 0 4/5

z0 -z

1972-z 0 8 7 0 6 0 4

где представлены расширенные матрицы вспомогательных систем уравнений

(22) ® (24) ® (25). Эти таблицы принято называть симплексными.

Следует обратить внимание на экономический смысл элементов последней строки

последней симплексной таблицы. Например, коэффициент D3=7 при

переменной х3 показывает, что если произвести одну единицу продукции

третьего вида (она не входит в оптимальную производственную программу), то

прибыль уменьшится на 7 единиц.

В заключение заметим, что в рассматриваемом простейшем примере линейной

производственной задачи возможна самопроверка результата.

Воспользуемся тем, что в оптимальной производственной программе х2=0,

х3=0. Предположим, что вторую и третью продукции мы не намеревались

выпускать с самого начала. Рассмотрим задачу с оставшимися двумя переменными,

сохранив их нумерацию. Математическая модель задачи будет выглядеть следующим

образом:

Курсовая: Прикладная математика

15

Студенту не составит труда решить эту задачу графически и убедиться, что

результаты совпадают.

Следует при этом обратить внимание на то, что последовательное улучшение

производственной программы

(x1=0, x4=0) ® (x1=0, x4=Курсовая: Прикладная математика ) ® (x1=27, x4=20)

на графике означает движение от одной вершины многогранника допустимых

решений к другой вершине по связывающей их стороне многоугольника (в случае

трех переменных это будет "езда" по ребрам многогранника допустимых решений

от одной вершины к другой до достижения оптимальной вершины).

§5. Двойственная задача

Ранее мы рассмотрели конкретную линейную производственную задачу по выпуску

четырех видов продукции с использованием трех видов ресурсов по заданным

технологиям.

Теперь представим себе, что возникла новая ситуация. Знакомый предприниматель П

(Петров), занимающийся производством каких-то других видов продукции, но с

использованием трех таких же видов ресурсов, какие имеются у нас, предлагает

нам "уступить" по определенным ценам все имеющиеся у нас ресурсы и обещает

платить у1 рублей за каждую единицу первого ресурса, у2

руб – второго, у3 руб – третьего. Возникает вопрос: при каких ценах у

1, у2, у3 мы можем согласиться с предложением П.

Величины у1, у2, у3 принято называть

расчетными, или двойственными, оценками ресурсов. Они прямо зависят от условий,

в которых действует наше предприятие.

Напомним, что в нашей задаче технологическая матрица А, вектор объемов

ресурсов В и вектор удельной прибыли С имели вид

Курсовая: Прикладная математика

Для производства единицы продукции первого вида мы должны затратить, как видно

из матрицы А, 4 единицы ресурса первого вида, 2 единицы ресурса второго вида и

3 единицы третьего (элементы первого столбца матрицы). В ценах у1, у

2, у3 наши затраты составят 4у1 + 2у2 +

3у3, т.е. столько заплатит предприниматель П за все ресурсы, идущие

на производство единицы первой продукции. На рынке за единицу первой продукции

мы получили бы прибыль 36 руб. Следовательно, мы можем согласиться с

предложением П только в том случае, если он заплатит не меньше

4у1 + 2у2 + 3у3 ³ 36.

Аналогично, во втором столбце матрицы А указаны затраты различных ресурсов на

производство единицы продукции второго вида. В ценах П эти затраты составят 3у

1 + 5у2 + у3, а на рынке за единицу продукции

второго вида мы получили бы прибыль 14 рублей. Поэтому перед предпринимателем П

мы ставим условие

3у1 + 5у2 + у3 ³ 14

и т.д. по всем видам продукции.

Учтем, что за все имеющиеся у нас ресурсы нам должны заплатить

208у1 + 107у2 + 181у3

рублей. При поставленных нами условиях предприниматель П будет искать такие

значения величин у1, у2, у3, чтобы эта сумма

была как можно меньше. Подчеркнем, что здесь речь идет не о ценах, по которым

мы когда-то приобретали эти ресурсы, а об этих ценах, которые существенно

зависят от применяемых нами технологий, объемов ресурсов и от ситуации на

рынке.

16

Таким образом, проблема определения расчетных оценок ресурсов приводит к

задаче линейного программирования: найти вектор двойственных оценок

у(у1, y2, y3)

минимизирующий общую оценку всех ресурсов

f = 208y1 + 107y2 +181y3 (1)

при условии, что по каждому виду продукции суммарная оценка всех ресурсов,

затрачиваемых на производство единицы продукции, не меньше прибыли,

получаемой от реализации единицы этой продукции

(2)

Курсовая: Прикладная математика 4y1 + 2y2 + 3y3 ³ 36

3y1 + 5y2 + y3 ³ 14

4y1 + 2y3 ³ 25

5y1 + 2y2 + 5y3 ³ 50

причем оценки ресурсов не могут быть отрицательными

y1Курсовая: Прикладная математика 0, y2Курсовая: Прикладная математика 0, y3Курсовая: Прикладная математика 0. (3)

Решение полученной задачи легко найти с помощью второй основной теоремы

двойственности, согласно которой для оптимальных решений Курсовая: Прикладная математика

(х1, х2, х3, х4) и Курсовая: Прикладная математика

(y1, y2, y3) пары двойственных задач необходимо

и достаточно выполнение условий

Курсовая: Прикладная математика Курсовая: Прикладная математика

x 1 (4y1 + 2y2 + 3y3 - 36) = 0

y1 (4x1 +3x2 + 4x3 +

5x4 - 208) = 0

x 2 (3y1 + 5y2 + y3 - 14) = 0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.