на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

вариантах. Упражнения в списывании могут быть осложнены и лексическими

заданиями. К лексическим заданиям относятся: подчеркнуть близки по смыслу

слова, противоположные по значению.

Систематические задания при списывании преследуют цель научить детей

соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными

членами, строить предложения из предлагаемого словесного материала,

отвечать на поставленные вопросы с использованием слов для справок и без

них.

Нередко в упражнении, помещённом в учебнике, указывается не одно, а

сразу несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных

видах списывания, когда сочетаются различные по своему характеру задания.

Для списывания можно предложить отдельные слова, сочетания слов, отдельные,

не связанные между собой по смыслу предложения, а также целые связные

тексты. Соответственно возникают полное и выборочное списывание.

Полным называется списывание всех слов упражнения с разными заданиями,

а выборочным – когда ученики отбирают для записи части текста,

соответствующие поставленному учителем условию.

Ценность выборочного списывания в том, что оно исключает механические

записи, даёт насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствуя тем

самым более быстрому запоминанию учащимися отдельных написаний.

Одним из видов сознательного списывания является списывание по

вопросам. Это упражнение состоит в следующем6 по знакомому учащимся тексту

даются вопросы, ответы на которые школьники должны найти в тексте

произведения и выписать соответствующие части текста в тетради.

Рекомендуется при этом, чтобы школьники во время списывания произносили

вполголоса то, что пишут, чтобы установить и закрепить в памяти зрительные,

моторно-двигательные и слуховые ассоциации, связываемые с записываемым

словом. И если такое «внутреннее говорение» является весьма существенной

опорой в упражнениях по развитию речи, то в не меньшей мере, хотя и в

несколько другом виде, оно важно для закрепления навыков орфографически

правильного письма.

Таким образом, одним из видов орфографических упражнений является

списывание.

Орфографический разбор

Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в

анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более

прочного запоминания их школьниками. Орфографический разбор – одно из

эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. О

чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно

морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил

связано с грамматикой.

Грамматический разбор в начальных классах направлен на развитие умений

детей осознанно применять полученные грамматические знания в процессе

письменной и устной речи. В зависимости от конкретных целей обучения

используется обучающий и контрольный, устный и письменный разбор. Обычно

орфографический разбор (который не следует смешивать с морфологическим)

проводится в устной форме и преимущественно всем классом, коллективно.

В отличие от грамматического при разборе орфографическом основное

внимание сосредотачивается на тех словах или отдельных морфемах, которые

могут представлять интерес именно с точки зрения обучения правописанию, в

написании которых возможны или обычны орфографические ошибки.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в

орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:

1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы

можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет

по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа

ведётся по печатному тексту.

2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют

это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и

содержанию очень близки между собой: они могут применяться как

самостоятельные упражнения или входить в упражнения другого рода в

качестве их элементов. Последнее имеет место, например, при

предупредительном или объяснительном диктанте, при раздаче тетрадей после

проверки письменных работ, в работе над ошибками.

Орфографический разбор можно связать с чтением, если, например, в

тесте встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму

или на проходимые в данный момент разделы программы по грамматике,

связанные по своему содержанию с орфографией.

Орфографический разбор находит себе применение также при проверке

домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и

повторении. Упражнения в орфографическом разборе могут состоять как в

разборе всех орфограмм, встречающихся в тексте, так и в разборе лишь

орфограмм одного какого-либо рода, что определяется целями и характером

каждого данного урока. Орфографический разбор должен применяться

систематически, в течение всего периода обучения орфографии. Но посвящать

целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно, в один приём

на него может затрачиваться 10-15 минут. Таким образом остается время для

других упражнений.

Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора

находятся в тесной взаимосвязи: разбор по составу слова с орфографическим

разбором, проведение синтаксического разбора в совокупности с

морфологическим, орфографического с опорой на разбор по составу слова.

При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы решения

орфографических задач:

1. нахождение орфограммы и определение её типа.

2. Решение задач в общем виде (правило).

3. Способ проверки.

4. Запись.

Письменно: Подготовки (3) – цифрой в скобках указывается количество

орфограмм в слове.

Устно: разбор начинаю с приставки.

Приставка – под- с гласной –о- и согласной –д-

Доказываю: готовил, приготовил.

В корне безударная гласная –о-, запоминаю её. Непроизносимых и

сомнительных нет.

Суффикс –и-, потому что в неопределенной форме –подготовить- суффикс

–и-.

Большую помощь в решении орфографических задач оказывают опорные

схемы. Для правописания корня и окончания используются также схемы.

Орфографический разбор проводится в процессе комментированного письма.

Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не

просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают

правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно,

чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая

вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и

все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению,

сообразительность, речь, фонематический слух, мышление [36, 21].

Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использование

следующих алгоритма:

проговариваю

определяю орфограмму

вспоминаю правило

применяю его

пишу

проверяю

Успешному усвоению знаний способствует графическое обозначение

орфограмм и их количество в слове. Это позволяет проводить орфографический

разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование у учащихся

орфографической зоркости.

Для укрепления орфографических навыков, для приобретения новых знаний

по орфографии очень важно использовать упражнения, которые можно

подразделить на несколько видов. Например, упражнения на усовершенствование

действий по выделению корня в слове и установлению родственности слов;

такие упражнения могут быть нескольких типов в зависимости от

дополнительного действия.

Упражнение 1.

Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.

Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий,

полезный.

Упражнение 2.

Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним проверочным словом, а

потом пары слов, проверяемые разными словами.

1. Пос…дела от горя.

Пос…дела на скамейке.

2. Девочка выгл…нула.

Солнце выглянуло.

3. Сл…зать по лестнице.

Сл…зать сметану.

Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с

орфографическими наблюдениями.

Упражнения 1.

Измените словосочетание по образцу, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркните проверочные слова. Как вы подобрали проверочные слова?

Образец: м…ховая шапка – шапка из меха

ст…льные рельсы - …,

ш…рстяной платок - …,

д…ревянная постройка - …,

м…сные котлеты - …,

з…лотое кольцо - … .

Упражнение 2.

В каждой паре родственных слов подчеркните проверочные слова для

безударного гласного в корне слова. Назовите способ проверки.

Осенние краски – краски осени,

звериный след – след зверя,

городская улица – улица города,

лесной житель – житель леса

морской берег – берег моря.

Приём постановки орфографической цели был направлен на выработку у

детей орфографической зоркости.

Для закрепления орфографического навыка использовались также слова,

содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми велась работа

одновременно.

Упражнение 1.

Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите

правильность написания.

Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.

Упражнение 2.

Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным для звонких и глухих

согласных, для безударных гласных.

Девчата, девчонки – девочки,

легко - …, поезд - …,

молот - …, голубка - … .

Упражнение 3.

Проверьте написание звонких и глухих согласных. подчеркните в

проверочных словах безударные гласные.

Просьба – просить, след – следить, пост - , глаз - …, лошадка - … .

Письмо по памяти.

Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается по

преимуществу на зрительных восприятиях и которые не подходят ни под какие

определенные правила, следует наряду с другими упражнениями использовать и

письмо по памяти заученного наизусть. Это может проводится с целью усвоения

и закрепления навыка правописания слов с безударными гласными, слитного и

раздельного написания, традиционных написаний и написаний, представляющих

собой исключения из общего и известного учащимся правила. Это письменное

упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее

разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий

другой известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом

заучен с другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся

выучить дома определенный текст, предварительно разобрав его с

орфографической точки зрения, то есть выделив в нем слова с проходимыми или

повторяемыми в данный момент орфограммами. В качестве домашнего это задание

может быть осложнено, во-первых, тем, что текст переписывается школьниками

в тетрадь (нужные орфограммы при этом подчеркиваются); во-вторых,

повторением соответствующих правил или параграфов учебника, в-третьих,

справками в орфографическом словаре и подыскиванием в последнем аналогичных

случаев правописания: учитель должен указать (приблизительно), на каких

страницах или в каких разделах словаря (на какую букву) ученики могут

получить эти справки. Подготовительный текст записывается учащимися на

уроке по памяти. В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценка за

такие работы, как и за хорошо выполненные домашние задания, должны быть

самыми строгими, эти работы могут оцениваться как неудовлетворительно даже

при одной допущенной ошибке. Данное упражнение рассчитано не только на

усвоение определенного количества орфограмм, но и на тренировку воли,

внимания, памяти и дисциплины учащихся.

Еще один способ обучения орфографии – это запоминание графического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.