появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует
считать незнание школьниками морфемной и словообразовательной
структуры пере5численных слов.
5. Нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании
слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание
учащимися правил слитного и дефисного написания слов.
6. Неправильное написание сложных слов, особенно соединительных
гласных: параход, сталетие, пешоход и др.
7. Ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие
ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами.
Фонетико – орфографические ошибки характеризуются тем, что написание
того или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и
орфоэпическим нормам.
К фонетико-орфографическим ошибкам относятся несколько их
разновидностей:
1. Отражение на письме национальных особенностей произношения русских
звуков: а) ошибки, связанные с неправильным произношением согласных
и гласных звуков: прыкрыть, зимный, прыбыл; б) ошибки, вызванные
неправильным произношением согласных звуков: просба, менше, возми;
2. Отражение на письме произносительных особенностей южнорусских
диалектов: береть, знають.
3. Отражение на письме индивидуальных особенностей произношения звуков
учащимися: ледакция (вместе редакция), соколад (вместо шоколад).
Грамматико-орфографические ошибки – это такие образования форм или
построения словосочетаний и предложений, которые противоречат
грамматическим законам языка. Иногда грамматико-орфографические ошибки
называют языковыми. Они подразделяются на грамматико-морфологические и
грамматико-синтаксические.
Грамматико-орфографические ошибки называются грамматико-
морфологическими тогда, когда нарушение норм литературного языка связано с
изменением и образованием формы слова.
К грамматико-морфологическим ошибкам относятся:
1. Употребление неправильных форм именительного падежа
множественного числа: ухи, шофера, трактора.
2. Искажение форм родительного падежа множественного числа
существительных: У спортсмен не было времени.; В зале не было
зрителев.
3. Образование форм множественного числа от существительных, не
имеющих форм множественного числа: Он упал без сознаний.; Учитель
обращал вниманий на людей.
4. Употребление одного рода вместо другого: Гвоздь была большая.; У
орла была крыла,
5. Образование формы единственного числа от существительных, имеющих
только форму множественного числа: Ножница моя пропала.
6. Использование неправильных форм причастий: Местами видны черные
земли, освободившие от снега.
7. Употребление неправильных форм деепричастий: Возвращая домой, мы
заехали к товарищу.
8. Неправильные формы предлога в сочетании со знаменательными
словами: к мне подошёл товарищ, с мной не разговаривает.
Грамматико-орфографические ошибки считаются грамматико-
синтаксическими, если они появились вследствие нарушения грамматических
правил построения свободных словосочетаний и предложений. К этой категории
ошибок относятся:
1. Неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать
металлолом.; смертельная усталость.
2. Нарушение законов управления слов: Скоро позвонили у меня.; Сколько
время осталось?
3. Неправильное управление вида глагола: Антону всё время стало хуже
(становилось).; Я решил покупать (купить) себе собаку.
4. Несоответствие деепричастного оборота основной части предложения
или неуместное его употребление в предложении: Возвращаясь из
школы, начался дождь.; Я поехал купить собаку, долго думая.
5. Несоответствие союзов с содержанием предложения: Татьяна бьет
собаку, потому что она не спала.
Наблюдения на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации
ошибок позволяют сделать вывод, что учащиеся наиболее часто допускают
орфографические ошибки на следующие темы.
В I классе:
1) Жи, ши (например: ершы, пружына…)
2) Ча, ща (например: рощя, трещят…)
3) Чу, щу (например: хлопочют, блещют…)
4) Ударные и безударные гласные (польцы, сталы…)
5) Парные звонкие и глухие согласные (дуп, колхос).
А также прочие ошибки: пропуски букв, искажение, дописывание лишней
гласной.
Во 2 классе:
1) Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (сапок,
галстуг…)
4) Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением (польто,
помедоры…)
5) Правописание непроизносимых согласных (радосный, чесный, позно…)
6) Не с глаголами (негорит, неидет…).
В 3 классе:
1) Правописание гласных и согласных в корне слова (принисет,
отцвитает, алея…)
2) Изменение имён прилагательных по падежам (утренния…)
3) Правописание безударных личных окончаний глаголов (колят дрова,
шепчит, светет…)
Также в 3 классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми
написаниями (кавер, издавно…), часто встречается слитное написание,
пропуски букв, замены букв.
В результате анализа было также выявлено, что очень часто у учащихся
встречаются ошибки на замены согласных букв.
В работах первоклассников чаще заменялись аффрикаты [ч], [ц]. Буква ч
заменялась буквами т, ц, щ, ш: «сатёк», сацок» (сачок). Слово цветы
писалось так: «светы», «тветы». В слове трещали буква щ заменялась буквами
ч, ц, ш, ж: «тречали», «трешали», «трецали».
В работах учащихся 2 и 3 классов эти замены были также многочисленны:
«пецально» (печально), «крицали» (кричали) и т.д. Взаимозамены свистящих и
шипящих встречались реже. Примеры подобных ошибок: «Шоня» (Соня),»Сура»
(Шура), «пусистая» (пушистая). Часто встречались ошибки на смешение звонких
и глухих согласных: «пегали» (бегали), «боймал» (поймал), «на луку» (на
лугу) и др.
Недостаточное различение твердых и мягких фонем появилось в следующих
ошибках: «кастёрь» (костер), «прижки» )прыжки), «мохь» (мох) и т.п.
Помимо указанных ошибок, значительное место в работах учащихся 1-3
классов занимают ошибки на пропуски, лишнюю вставку букв, что
свидетельствует о недостаточной сформированности звукового анализа у детей
[41, 56].
Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок –
закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и
субъективных причин.
Объективными причинами являются:
- незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
- опрерирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в
устной речи;
- психофизическая усталость детей к концу письменной работы;
- наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в
применении орфографических правил.
1) Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не изучаемые к
моменту письменной работы и на изучаемые в школе. Нормы, не изучаемы к
моменту письма, относятся либо к программе данного класса, либо к программе
следующих классов. Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут
появиться в любом классе. Из данного факта вытекают следующие
методологические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать
возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при
оценке орфографической грамотности (например: в начальной школе не
изучается тема «Наречие», поэтому ошибки в написании наречий учитель не
учитывает при оценке орфографической грамотности).
2) В силу связи орфографии со всеми разделами языкознания, имеет
большое значение понимание детьми семантики слов, их структурно-
семантической близости, так как формирование орфографических умений требует
оперирования большим количеством слов.
3) Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще
всего появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт необходимо
перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять
психофизическую усталость. Например, такие физминутки помогут при снятии
психофизического напряжения:
1. «Мы учимся письму.
Для чего? Почему?
Из крючков, из крючков
Из кружков, из кружков
Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Дружно мы из встряхнем
И опять писать начнем».
2. «Руки положить на парту, голову – на руки. Закрываем глазки
– отдыхаем. Посчитаем до десяти, открываем глазки, поднимаем
голову, продолжаем работу».
4) Методологическим правилом должно стать внимание к словам, имеющим
трудные случаи применения орфографических правил. Его систематическая
реализация предупреждает появление орфографических ошибок.
Довольно часто, анализируя ошибки, допущенные детьми в диктантах,
учитель обнаруживает «прочие» ошибки: лишний мягкий знак, лишняя буква,
пропуск букв и т.д. Наблюдения показывают, что не так уж и «безобидны» эти
ошибки. А причин их возникновения довольно много.
Первая причина. Детям так слышится: «Косьтя».
Вторая причина. Дети пишут так, как говорят: «тигор, млыши».
Известно, что легче ошибку предупредить, труднее её исправить. Чтобы
легче было предупредить ошибки, учителю надо знать слова, в которых младшие
школьники допускают ошибки. Для этого надо внимательнее прислушиваться к
тому, как говорят дети.
Третья причина. Дети добросовестно учат правила (жи-ши: лыжи, шина),
научились делать проверку (шары- шар, коза – козы). Теперь этот ученик
уверен и даже пытается доказать, что слова надо писать именно так, а не
иначе: «кошичка», «шишичка».
Четвертая причина. У детей мал запас слов, они ещё не наблюдательны, и
хотя они выучили правила, но многие ещё не умеют писать большие и трудные
слова: «Валгаград», «Козань».
Пятая причина. Это когда учитель, боясь перегрузки, учит детей на
очень лёгком материале, даже для списывания с доски дает такие слова, как
сад – сады, дуб – дубы.
Отсюда и получается, что если учитель сам составляет контрольные
диктанты, то весь класс выполняет их очень хорошо, а если же контрольный
диктант даёт администрация, то класс справляется с трудом.
Шестая причина состоит в том, что учитель не всегда проводит
систематическое попутное повторение изученного. «Где брать время? – говорит
такой учитель. – Повторяем в конце года, в конце четверти».
А ведь на повторение и требуется 6-7 минут, чтобы, списывая с доски 6-
8 слов, суметь и закрепить новое, и повторить старое. Например: при
изучении безударных гласных в корне, проверяемых ударением, дети повторяют
мягкий знак: караси – карась, косари – косарь, кольцо – кольца, корабли –
корабль.
Систематическое попутное повторение хорошо помогает всем ученикам, но
особенно детям с ослабленной памятью.
Седьмая причина. Учитель, особенно молодой, в качестве «разминки»
дает детям задания для самостоятельного выполнения такого типа (второй
класс, 1 четверть): «Спишите с доски слова и рядом припишите проверочные
слова» .
Тянуть, тропа, окно, письмо.
Вот как некоторые дети выполнили задание:
Тянуть – тянит, тропа – тропачька, окно – окны, письмо – письмы.
Здесь можно дать только один совет: детей сначала нцужно научить, а уж
потом их контролировать.
Предупреждение ошибок в словах, продиктованных учителем, состоит в
следующем: прежде чем писать продиктованные слова ( а особенно если они на
неизученное правило), ученики хором проговаривают их, потом каждый ученик
проговаривает (шёпотом); затем учитель еще раз диктует это слово, показывая
трудную букву. Дети пишут продиктованное слово.
Систематическое попутное повторение изученного, своевременное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|