на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

снегу.

Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

По аналогии с приведёнными выше заданиями строится работа над всеми

другими словами с безударными гласными, с обязательным установлением

расхождения между произношением и написанием слов. Работа по распознаванию

места ударения в слове, обнаруживанию безударных гласных и подбору

проверочных слов подготавливает учащихся к усвоению представления о

единообразном написании общей части родственных слов. При проверке слова с

безударным гласным мы постоянно привлекаем внимание детей к тому, что к

проверяемому слову можно подобрать не одно, а несколько проверочных:

Например: гора – горы – горный

хлеба – хлеб – хлебный

Всё это значит, что учитель знакомит учащихся с двумя важнейшими

способами проверки безударных гласных: путем изменения формы слова и путем

подбора однокоренных слов.

При знакомстве с родственными словами ставить следующие задачи:

1. Научить детей находить общую часть среди родственных слов.

2. Обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в

корне независимо от того, в какой позиции находятся.

3. Обогатить словарь учащихся.

В соответствии с этими целями учащимся предлагались следующие задания:

1. Списать родственные слова (сад, садик, садовник). Выделить у них

общую часть.

2. к данному слову (гора) подобрать родственные слова, выделить общую

часть.

Таким образом, к моменту изучения правила правописания безударных

гласных в корне слова ученик должен: различать гласные и согласные звуки и

буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать

проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать

проверочные слова.

На выработке этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу

на уроках обучения грамоте.

Букварный период позволяет заложить основы для воспитания

орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом

способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять

целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление,

установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения [50,

26].

3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для

формирования орфографических навыков у младших школьников

Сознательность и автоматизм при обучении орфографии достигается в

процессе работы над правилом и орфографическими упражнениями,

обеспечивающими привитие навыка грамотного письма. Как усвоение правила,

так и выполнение упражнений связано с активной аналитико-синтетической

деятельностью учащихся. Усвоить правило правописания – это значит понять

его содержание, уметь определить, к какому языковому факту оно относится,

найти признаки, позволяющие установить, подходит ли тот или иной пример под

это правило, и основать его применение в процессе упражнений. Но, если при

объяснении правила аналитико-синтетическая деятельность учащихся протекает

обычно под непосредственным руководством преподавателя, то при выполнении

упражнений ученикам предоставляется значительно большая самостоятельность,

которая постепенно возрастает, и соответственно уменьшается участие,

которое учитель принимает в их упражнениях. Задача преподавателя при

выполнении школьниками упражнений состоит в том, чтобы проследить

правильность применения изучаемого правила, то есть должна быть

восстановлена его формулировка, выделены те признаки, которые позволяют при

написании определенной орфограммы руководствоваться именно данным правило,

приведены примеры, подтверждающие справедливость рассуждений учащихся.

Постепенно, при выполнении разнообразных упражнений, процесс применения

правила автоматизируется. В памяти ученика восстанавливается уже не всё

правило, а лишь основные его признаки. Происходит процесс преобразования

сознательной деятельности по применению правила правописания в деятельность

автоматическую.

Сочетание сознательности и автоматизма обуславливает необходимость

тщательной работы над правилом при обучении орфографии, обоснования

правильности написания, продуманной системы разнообразных упражнений,

обеспечивающих выработку навыка грамотного письма, выбора метода работы.

Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером

орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: в приставке,

корне, суффиксе, окончании. Разные типы орфограмм встречаются в пределах

одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные

правила.

Методы обучения орфографии

В обучении орфографии используются методы:

- слово учителя;

- беседа;

- наблюдение и анализ орфограмм;

- самостоятельная работа учащихся.

Слово учителя как метод обучения орфографии используется для

сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для

самостоятельной работы, при обобщениях. Этим методом преподаватель

пользуется и для этимологических справок по поводу слов, написания которых

проверяются словарём, при подведении итогов самостоятельной работы учащихся

и прочее. Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено

уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие

установления грамматической формы слова, например написание падежных

окончаний существительных и прилагательных, правописание суффиксов

различных частей речи и другие.

Метод наблюдения и анализа предполагает сопоставление изучаемых

явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его

целесообразно при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с

опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и

грамматическими правилами. Так, например, методом наблюдения проводится

изучение правописания гласных, проверяемых ударением.

При изучении материала методом наблюдения над языком и широкое

применение получает приём сопоставления. Например, в слове волна гласный

звук корня безударный, может быть передан и буквой А, и буквой О

(во/а/лна)! В написании же его допустимо только О. Для установления

правильности написания этого слова надо подобрать родственные ему, опорные

слова с «сомнительной» гласной под ударением и сопоставить их с данным

словом (волны, волн), где гласная находится под ударением и в корне слова

пишется О.

Метод самостоятельной работы может быть использован при изучении

любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с

учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми

словарём.

Существует ряд приёмов работ по орфографии. Рассмотрим их.

Списывание – это прием, состоящий в полном копировании учеником с

книги или с доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков.

Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих

выработке навыков орфографического безошибочного письма. Выполнение этого

упражнения сводится к записыванию учениками обозреваемых ими текстов.

Знание классификации вариантов списывания полезно учителю, так как

позволяет держать в поле зрения всё многообразие подобных упражнений,

поможет более правильно выбрать нужный вид списывания в каждом отдельном

случае, увязать с другими орфографическими упражнениями, например

диктантами, и даст возможность добиться разнообразия на уроках

правописания.

Списывание с готового текста или списывание-копирование

Задача ученика, списывающего с готового текста, состоит в том, чтобы

воспроизвести его у себя в тетради точно в таком же виде, не допуская

никаких отступлений в написании. Всякие отступления в этом случае считаются

ошибкой.

Как показала практика работы школ, списывание готового текста является

одним из самых малоэффективных приёмов обучения орфографии на всех этапах,

за исключением только самых ранних ступеней в обучении. В букварный период,

когда дети учатся писать буквы, обойтись без него невозможно. Удельный вес

такого рода упражнений в ряду других и в общей системе работы по орфографии

уже со второго класса должен постепенно уменьшаться. Дело в том, что

списывание с готового текста – упражнение механического характера, почти не

требующее от ученика активной работы и напряжения мысли, а потому и

лишённое для него интереса. При списывании с готового текста, которое

неизбежно является побуквенным (особенно на ранней стадии обучения), ученик

воспроизводит не целое слово, а его части (отдельные буквы или слоги),

обычно не связывая записываемое со значением, со смыслом. Это списывание

находится в противоречии с естественной природой письма и орфографического

навыка, являющихся процессом воспроизведения слов как единого комплекса

ряда движений для руки и единого цельного образа для глаз.

чтобы добиться заметных положительных результатов при обучении

орфографии посредством списывания с готового текста, требуется очень

большое количество повторений одного и того же, что без надобности отнимает

слишком много сил и времени, не давая надежных и значительных результатов,

так как в конечном счете делает учащихся беспомощными при самостоятельном

письме, приучая всегда опираться на текст.

Простое списывание довольно широкое применение находит на первой

ступени (первое полугодие 1 класса) и используется оно с целью научить

детей списывать предложенный текст без ошибок. Обучение этому виду

упражнений осуществляется с помощью алгоритма:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли

его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе

диктовать во время письма).

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками

слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую

орфограмму с исходным текстом.

Термин «орфограмма» в данном алгоритме можно заменить оборотами,

понятными детям, например, «трудные для написания места», «то, что пишется

по правилам».

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму,

происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного

письма, но и его осознанности [50, 26].

Со второго полугодия в 1 классе все большее применение находит

списывание осложненное различными заданиями (грамматические,

орфографические, логические, лексические, стилистические). Эти упражнения

являются эффективными и входят в систему упражнений по орфографии как её

неотъемлемая часть. Сознательное списывание как один из примеров обучения

грамотному письму может быть использовано в работе над многими

орфографическими правилами. Осложненное списывание проводится в разных

вариантах, это может быть списывание с дополнительным заданием (указать

проверочное слово, подписать грамматические формы, разделить слово на слоги

и другие); с изменением текста (дописать слово, вставить отдельные буквы,

слова).

В начальных классах грамматические задания сводятся к нахождению и

выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода,

склонения, числа, падежа имён существительных и прочие. Обычно упражнения с

грамматическими заданиями предшествуют по времени работам с заданиями

орфографическими: нахождение, выделение, обозначение тех или иных орфограмм

и их обоснование.

Упражнения на списывание в начальной школе, начиная с 1 класса,

нередко усложняются логическими заданиями. Логические задания могут быть

очень разнообразны. Одни из них требуют от учеников определять признаки

предметов и явлений, другие – подведение видового понятия под родовое,

третьи предполагают классификации слов по их значению в различных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.