на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

предупреждение ошибок – всё это способствует тому, что дети хорошо

запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в контрольных

диктантах. А добиваться грамотного письма – это основная задача учителя

[40, 24].

3.3. С чего начинать орфографическую работу?

О чём обычно в первую очередь заботится учитель, начиная вводить

первоклассников в проблемы орфографии? О том, чтобы как можно раньше

познакомить детей с правилами (например, со способами проверки безударных

гласных) и как можно быстрее приступить к их практическому применению.

Правомерна ли такая логика действий учителя? Обратимся к мнению учёных.

«Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно

обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове», считает

П.С.Жедек. Это замечание П.С.Жедек заставляет задуматься: а не пропускаем

ли мы целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они

специально учились бы осознавать наличие орфограмм в слове? Анализ работы

методистов, занимающихся проблемами начального обучения орфографии.

убеждает: пропускаем [17, 231].

М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для

решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой

грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)

орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е.

составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по

алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить

самопроверку [32, 46].

В более обобщенном виде те же этапы представляет П.С.Жадек: «В

орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической

задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в

соответствии с правилом)» [17, 231].

Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита

способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно

подчёркивают и лингвисты, и психологи, и методисты ( В.Ф.Иванов,

С.Ф.Жуйков, П.С.Жедек, М.Р.Львов, М.М.Разумовская). Эту зависимость хорошо

осознают и опытные учителя.

Так, каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения

правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно

успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают

ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы

вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы

осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно

сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение

быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью,

считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Как пишет М.Р.Львов, «отсутствие орфографической зоркости или её

слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых

ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их

применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. По данным

обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15

до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах, там, где учитель

работает над формированием орфографической зоркости, 70-90%» [32, 17].

Итак, работу над орфографической грамотностью учащихся следует

начинать с развития их орфографической зоркости. Важно прежде всего

научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже

постепенно учить их решению.

«Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с

первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа

слов». (Львов М.Р.)

Система обучения первоклассников постановке орфографических задач,

основанная на фонемной теории русского письма, была разработана и

экспериментально проверена ещё в 60-70 гг. П.С.Жедек.

Сегодня как основные принципиальные положения этой системы, так и

многие конкретные приёмы обучения могут быть взяты на вооружение любым

учителем и положены в основу совершенствования работы над орфографической

зоркостью первоклассников. Как же может быть построено такое обучение?

Прежде всего необходимо уже в I классе вооружить детей знанием тех

опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея

орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.

Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению ученых

составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относятся

безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости и

глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.

Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих

орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические

задачи задолго до изучения соответствующих правил [24, 26].

Орфографическая пропедевтика

Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в

достижении высокого качества орфографических навыков. И от того, насколько

полно будут сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки,

зависит дальнейшее обучение ребенка, его орфографическая и речевая

грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в

последующих классах.

Обучение орфографии в период обучения грамоте носит по преимуществу

пропедевтический характер: учащиеся практическим путём необходимые сведения

о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твердых/мягких,

звонких/глухих).

Особенность орфографической пропедевтики на уроках письма состоит в

том, что «пропедевтика должна заключаться не в том, чтобы сообщить какие-

то упрощённые, неточные правила, а в том, чтобы систематически и

организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи

учеников, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и

других сведений».

Школьные программы и учебники ориентируют учителя на то, чтобы к

моменту изучения орфографического правила ученики имели минимум знаний,

умений и навыков, которые потребуются им для правильного понимания и

применения данного правила.

Современные учебники и «Прописи» содержат богатый материал для

пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем. В ходе

работы с первоклассниками в период обучения грамоте выявляется, что

учащиеся в данный период могут ознакомиться по меньшей мере с 10 видами

таких орфограмм. Перечислим их:

1. Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках

животных. (97)

(В скобках указано количество слов, данных только в «Прописи» по

каждому виду орфограмм)

2. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.

3. правописание сочетаний жи, ши (27).

4. Правописание сочетаний чу, щу (6).

5. Правописание сочетаний ча, ща (9).

6. Отдельные случаи написания безударных гласных (77)

7. Отдельные случаи написания парных звонких/глухих согласных

(28).

8. Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных

(30).

9. Разделительный Ъ (2).

10. Разделительный Ь (13).

Наибольшую сложность для первоклассников представляет усвоение

написаний слов с безударными гласными и парными звонкими и глухими

согласными в корнях слов. Поэтому чрезвычайно важно своевременно и

эффективно наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных

в период обучения грамоте.

С учетом возрастающих трудностей и расширяющегося объема знаний и

происхождения программного материала подготовительная работа может быть

распределена в течении букварного периода в такой последовательности:

|№пп|Тема |Работа над безударными гласными |

|1 |Практическое знакомство |Ударная гласная пишется так, как слышится. |

| |с ударением |Графическое обозначение ударного гласного на |

| | |письме. |

| | | |

|2 |Различение гласных и |Наблюдение над произношением гласных и |

| |согласных звуков и букв |согласных звуков; их характерные особенности |

| | | |

|3 |Установление факта |В ударном и безударном слогах пишется одна и |

| |подвижности ударения в |та же гласная. Сравнение написаний гласных в |

| |русском языке |ударном и безударном слоге одних и тех же слов|

| | |(стол-столы, косы-коса) |

| | | |

|4 |Выделение безударных |Нахождение и выделение в слове безударной |

| |гласных в словах. |гласной, проверка её написания (подбор |

| |Развитие орфографической|проверочных слов), написание слова |

| |зоркости. | |

| | | |

| |Знакомство с | |

|5 |родственными словами |Первые шаги в составлении гнезд родственных |

| | |слов при подборе нужного проверочного слова. |

Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в

корне слова является умение определять ударения.

Проведенные наблюдения за первоклассниками показывают, что к концу

букварного периода дети практически овладевают умением определять в слове

ударение, если учитель систематически включает в уроки письма задания на

нахождение и выделение ударного слова. Научившись распознавать место

ударения в слове, учащиеся в практическом плане овладевают умением находить

в слове безударную гласную и знакомятся с приёмами её проверки.

На первых уроках обучения грамоте учащимся предлагаются готовые

графические образцы (косы – коса, сосны – сосна). Работа над данными парами

слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в

слове косы? Какая гласная пишется без ударения в слове коса?

Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же

вывод можем сделать? (Какая гласная пишется под ударением, такая же

гласная пишется и без ударения в этом слове). По мере знакомства с новыми

буквами словарь учащихся пополняется новыми словами с проверяемыми

безударными гласными. Обнаруживание безударных гласных в слове, проверка их

написания, запись слов – довольно сложный этап для учащихся I класса.

С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные

гласные в словах, проверять их написание учащимся предлагались следующие

виды заданий:

1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мосты,

река, столы).

2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни

написание ударных и безударных гласных (Косы – к…са, норы – н…ора, страны –

стр…на).

3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написание.

4. Среди данных слов (гора, горы, гористая) найди проверяемое и

проверочное слова.

5. Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как её проверить.

6. Подбери слова с безударной гласной О (а, е, и, я), которую можно

проверить ударением (игра «Подбери слово» или «Кто больше подберет слов»).

7. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день – деньки, пень – пеньки.

Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную

Е (Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная Е).

8. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря,

с…ды. Объясни, почему вставил такие буквы.

9. Игра «Подбери букву»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.