на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно,

надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный

звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные частные

признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, раскрытые

М.Р. Львовым:

1) безударность, отсутствие ударения, неясность звучания;

2) гласные [а], [о],[е],[и] как наиболее опасные;

3) место в слове – корень.

Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в корне

слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле можно

выделить четыре составляющих его ступени:

|Что надо проверять? |Проверять надо безударную гласную. |

|Где надо проверять? |Проверять безударную гласную надо в корне |

| |слова, так как написание безударных гласных |

| |в других частях слов не подчиняется правилу.|

|Как надо проверять? |Чтобы проверить безударную гласную в корне |

| |слова, надо подобрать к этому слову |

| |родственное слово или изменить форму слова. |

|Чем надо проверять? |Проверять надо ударением, так как в |

| |положении под ударением написание гласной |

| |соответствует произношению. |

В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове

ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова,

подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать

нужное проверочное слово с ударной гласной в корне. [31, 47]

Приведем примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель

может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:

1. Дидактическая игра «Забей гол».

На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух

команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По

сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет

наибольшее количество голов.

2) Игра «Волшебные яблочки».

На доску вывешивается плакат со словами:

На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5

из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в

прорези).

Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней

выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я.

Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него

слово на плакате». [23, 21].

3) «Дополни сам»

тр? п? тали в? ч? реет

трепещет

вечерний

ст? р? жили з? л? нели

сторожка зелень

л? п? тали х? л? да

лепет

б? р? да г? л? ва

В качестве дидактического материала можно использовать загадки,

пословицы, поговорки.

Безударный хитрый гласный:

слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

гласный ставь под ударенье,

чтоб развеять все сомненья!

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударенье.

Загадки используются те, в отгадках которых есть нужная нам

орфограмм.

1. Меня пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто я такая? (Вода)

2. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).

3. Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).

4. Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб,

поломала зуб, зуб. (Пила).

При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в

корне (II класс) учитель может предлагать разнообразные задания, усложняя

их: списать загадки с доски (под безударной гласной красный огонек);

вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в

тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой

безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т.е. подчеркнуть гласную

одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово,

поставить в нем знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и

в том, и в другом слове выделить корень. Такие задания отрабатывают умения

видеть орфограмму, решать орфографическую задачу.

Тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью

через все программу начальной школы и является основой для повышения

грамотности учащихся. [48, 28].

Правописание звонких и глухих согласных.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет

определенные трудности в начальной школе. Много работая над этой проблемой,

учителя тем не менее не всегда добиваются хороших результатов. В практике

учителя стремятся либо насытить урок чрезмерно трудными заданиями, либо,

наоборот, стараются материал искусственно упростить. Это объясняется тем,

что слабо учитывается преемственность и не видится перспективность в

изучении парных звонких и глухих согласных.

Работая по теме, дети учатся производить более дифференцированный

звуко-буквенный анализ, находить орфограммы, подлежащие проверке,

соотносить их с опорными написаниями и писать в соответствии с этими

проверками.

Первая группа упражнений направлена на формирование умения

распознавать парные звонкие и глухие согласные. При изучении данной темы

предлагаемые упражнения носят повторительно-обобщающий характер, поскольку

основная работа в названном направлении вилась в период обучения грамоте.

1. В начальной школе обычно больший акцент делается на акустической

стороне звука (учителя предлагают детям закрыть уши ладонями и «услышать»

звонкость-глухость парных согласных).

Артикуляционные упражнения необходимо включать уже в период обучения

грамоте. Дети наблюдают за местом образования шума: звуки «могут жить» на

губах ([б]-[п],[б’]-[п’]), между губами и зубами ([в]-[ф],[в’]-[ф’]), на

кончике языка ([д]-[т],[д’]-[т’],[з]-[с],[з’]-[с’],[ж]-[ш]), у коря языка

([г]-[к],[г’]-[к’]). Во втором классе (школа I-IV) остается только сделать

вывод, что согласные образуют пары, так как являются близкими соседями по

месту образования.

2. Поняв сходство, дети должны уяснить и различие этих согласных.

Шумные звонкие и глухие согласные выделяют в зависимости от степени участия

голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не

участвует в образовании шумных глухих. Сближение, напряжение, колебание

голосовых наблюдаются при образовании шумных звонких согласных. Дети легко

понимают это различие при выполнении следующего упражнения:

- Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это

голос. Из чего состоит [ж]? (Из голоса и шума).

Учительница записывает на доске (голос+шум).

- Теперь произнесите [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не

участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.

- Вычтем голос из нашей суммы.

Запись продолжается : (голос+шум) – голос=

- Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда «вычли»

голос? (остается шум). Запись продолжается: (голос + шум) – голос =

шум.

- - Какой звук состоит только из шума?

- Глухой согласный.

- Какой согласный состоит их голоса и шума?

- Звонкий согласный.

- Чем же различаются звонкие и глухие согласные?

- Наличием или отсутствием голоса.

3. Запоминание пар согласных способствует не только известная с

первого класса «лента букв», но и игра-путешествие на улицу парных

согласных.

- На улице в каждом домике живут парные согласные. Когда утром

согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный

еще спит, и разбудите его.

Б П З С В

Ж К

синий, твердые согласные

зелёный, мягкие согласные

4. В процессе выполнения следующего упражнения дети узнают, что замена

согласного парным влечет за собой изменение смысла слова. Целесообразно при

его выполнении использовать предметные картинки и звуковые схемы.

Школьники, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной

стороны, обозначает что-либо, с другой – имеет звуковую и буквенную формы.

а) С глухим траву она срезает, со звонким и листочки объедает.

коса

коза

б) С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем мы обитаем.

том

дом

Вторая группа упражнений направлена на формирование умения находить в

слове согласный, который нужно проверять.

В современном русском языке определены три слабые позиции для парных

согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка,

шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба).

Лишь овладев умением определять положение и качество звука в слове,

школьник поймет, во-первых, почему парные согласные на конце слова и перед

согласными нужно проверять (потому что в этих позициях парные звонкие и

глухие согласные звуки не различаются, а следовательно, возможен и выбор

букв); во-вторых, почему надо проверять положением перед гласным (потому

что этим положением парные согласные различаются, ясно слышится то звонкий,

то глухой).

- Найдите слова с парными согласными, написание которых нужно

проверять:

1) лев, слон, верблюд

ястреб, грач, стриж

сом, ёрш, краб

год, неделя, день

2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб.

Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.

3) Был бы ёж ты хорош,

только в руки не возьмешь.

- Не хорош? Ну и что ж?

Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)

4. бумажка, юбка, шубка, флажки,

березка, беседка, сетка, краска.

- Очень полезно предлагать списывание и диктанты с заданием пропустить

буквы, написание которых нужно проверять.

Третья группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать

выбор проверочного слова. Проверочное слово должно удовлетворять следующим

условиям: быть близким по значению, после согласного должна идти гласная.

1. Один из способов проверки: много – один (ножи – нож). Этот способ

проверки можно разнообразить:

а) записать слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое:

завод, глаза, сторож, тулуп, тулупы, заводы, глаз, сторожа

б) выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать

правильность своего ответа:

гриб – грибы, грибки, грибок

дед – дедушка, детки

рукав – рукавица, рукавчик, рукава

сторож – сторожка, сторожить

час – часок, частичный

Подобные задания направлены на установление учениками семантического

сходства проверяемого и проверочного слов; расширяется словарный запас

школьников, чем создается база для последующего обучения правописанию [7,

27-30].

2. «Выбери букву»

а) Как у старой ба( б/п ) ки

Жили-были ла (б/п ) ки

Встанет ба (б/п ) ка утром рано,

Выйдет в погре (б/п) за сметаной-

Ла (б/п ) ки вслед за ней идут

Всюду ба (б/п ) ку стерегут.

б) У Алёнки в гостях

Петушок в сапо (ж/ш) ках,

Курочка в серё (ж/ш) ках,

А корова в ю(б/п) ке

И в тепленькой шу (б/п) ке.

в) Наша у (д/т) ка – крякалка,

А Серё (ж/ш) ка – якалка:

«Я сумею,

Я смогу,

Я быстрее пробегу!..»

Отдохни немно (ж/ш) ко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.