буквой «а», ЧУ, ЩУ с буквой «у» противоречит общему правилу русской
орфографии, согласно которому после твердых согласных следует писать не
«и», а «ы», после мягких – не «у», «а», а «ю», «я».
В начальных классах написание этих сочетаний заучивается без какого-
либо объяснения, и, конечно, не может не наносить ущерба формированию
понятия орфографической системы в сознании учащихся.
Морфологическому принципу противоречит традиционное написание
отдельных слов: «калач» (по морфологическому принципу следовало бы писать
«колач»).
Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе
фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их
сочетаний, то традиционные написания – в основном на запоминании, в порядке
так называемой словарно-орфографической работы. Запоминание в начальных
классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно
разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих
детям запоминание слов с трудными написаниями.
С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы,
был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-
лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как
говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит
морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке
или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный
способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа
«вода» - «воды» или «луг» – «луга».
Невозможно проверить написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и
множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу.
Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами,
морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно
большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных
пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в
тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть
часть морфологического.
1.3. Дифференцирующие написания.
Слитные, полуслитные и раздельные написания слов.
В русской орфографии известны такие приёмы написаний, которые не
характерны для всей системы письма в целом, а являются частными правилами,
дополняющими всю систему письма. Такими частными правилами
предусматриваются и дифференцирующие написания.
Дифференцирующие написания – это такие, в которых одинаково
произносятся слова, но на письме обозначаются по-разному. При этом
орфография служит для различения:
1) разных значений слов: компания – кампания, бал – балл, копчик –
кобчик;
2) разных грамматических классов и грамматических форм (поэтому
дифференцирующие написания иногда называются грамматическими): сущ.м.р. и
ж.р. тушь – ж.р., туш – м.р., рож – мн.ч.род.п.; рожь – ж.р. 3скл.
3) разных частей речи: ожог – сущ., ожёг – глагол, плач – сущ., плачь
– повелительное наклонение глагола;
4) собственных и нарицательных существительных: Орёл (город) – орёл
(птица).
Дифференцирующие написания встречаются редко, они составляют 4% от
всех написаний.
Слитные, полуслитные и раздельные написания, как и дифференцирующие,
являются частными правилами. основной закономерностью русского правописания
является раздельное написание слов при построении предложений, но не всегда
было так. В древних памятниках письменности текст не членился на
предложения, а предложения не распадались на слова, образуя непрерывный
ряд букв в одной строке. Но при этом чтении документов это вызывало
определенные трудности. Раздельное написание сложилось лишь к 17-18 векам.
В языке постоянно идет процесс образования слов, при этом образовании
лексические единицы могут терять самостоятельность и превратиться в одно
слово, но такой процесс идёт медленно, постепенно [44,269].
Полуслитные (дефисные) написания отражают незаконченность превращения
двух лексических единиц в одно целое (слово), а слитные – завершённость
этого процесса. В орфографии смысловое единство слов получает структурное
выражение: наличие соединительных гласных, одноударность, однооформленность
флексией (кораблестроение, землемер).
Однако современные правила о слитных и полуслитных написаниях
достаточно сложны и в некоторых моментах противоречивы, но всё же можно
выделить ряд правил, относящихся к разным частям речи.
Через дефис пишутся:
1. Сложные слова, образуемые повторением одного и того же слова с
разными приставками или без них: чуть-чуть, жить-поживать, еле-еле, большой-
пребольшой.
2. Слова с иноязычными приставками: экс-, обер-, ун-, тер-, лейб-,
штабс-, вице-: экс-чемпион.
3. Специальные термины, в состав которых входят отдельные буквы
алфавита и цифры: ЗИЛ-150, ТУ-134.
4. Некоторые сложные прилагательные: хозяйственно-продовольственный.
Слитно всегда пишутся:
1. Сложносокращенные слова, первой частью которых выступает
числительное: пятилетка.
2. С приставками до-, вне-, под-, сверх-, контр-, анти-, архи-, а- и
другими и начальными частями псевдо-, пан-, ква-, зи-: антистатик.
3. Все сложносокращенные слова: судмедэксперт.
4. Многие наречия, образованные от имён существительных: вдали, сбоку
[49,67].
1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения
Прописные буквы
В современном русском языке прописные буквы выполняют следующие
функции:
1) выделяют имена собственные (личные, астрономические, названия
журналов, газет, предприятий, прозвищ)6 Жучок – жучок, Шарик – шарик;
2) указывает на начло текста или нового предложения (после точки);
3) употребляются при написании аббревиатур собственных и
нарицательных: АО, МХАТ, КВН.
Выделение с помощью прописных букв отдельных слов, не зависящее от
строения текста, опирается на три основных принципа – грамматический,
семантический и словообразовательный.
1. Грамматический принцип заключается в том, что имена собственные
пишутся с прописной буквы, имена нарицательные – со строчной: шарик
– Шарик (кличка собаки).
2. Семантический принцип – с прописной буквы могут писаться имена
нарицательные, если они наделены особой патетикой или символикой:
Родина, Отчизна; названия праздников, знаменательных дат: День
Победы, День учителя; местоимение Вы при обращении к одному лицу;
написание формы множественного числа имён собственных, перешедших в
нарицательные и употребляющихся не как индивидуальные названия, а
как обозначения лиц, обладающих определенными качествами (если этим
качествам придаётся положительное значение): …может собственных
Платонов земля рожать.
3. Словообразовательный принцип заключается в том, что прописные буквы
употребляются в аббревиатурах, обозначающих собственные названия:
РФ, ООН [44,276].
Перенос слов
Перенос слов не всегда имеет особые правила, так в древности не было
специальных правил переноса, а переносили любую часть слова, если это было
необходимо, затем стали учитывать и морфологическую структуру.
В современном русском языке орфография регулирует правила переноса
слов, основным из которых является перенос по слогам, с учетом
словообразовательной структуры слова. Главное – это то, что слово
переносится по слогам, то есть основной принцип правил переноса слов –
фонетический; слово членится в соответствии со слогоделением, поэтому
нельзя ни оставить, ни переносить на другую строку часть слова, не
составляющую слога. Перенос слов опирается на морфологический принцип: при
переносе членение должно проходить между приставкой и корнем, корнем и
суффиксом, между значимыми частями сложных слов – при-ехать, раз-би-вать.
С учётом фонетического и морфологического принципов строятся основные
правила переноса слов:
1) перенос слов проводится по слогам: мо-ло-ко;
2) нельзя переносить или оставлять одну букву, составляющую или не
составляющую слога: ар-мия (нельзя ар-ми-я);
3) при переносе учитывается морфемное строение слова (под-носить,
нельзя по-дносить);
4) нельзя отрывать согласную букву от следующей гласной, то есть
нарушать слоговой принцип чтения и письма (нельзя раб-ота, надо ра-бота);
5) нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной зай-ка, нельзя за-
йка;
6) запрещается переносить части слова, начинающиеся с Ь,Ъ,Ы, так как
они выполняют определенные функции: разы-грать, боль-шой, подъ-езд;
7) при стечении внутри слова нескольких согласных между гласными
допускается вариативность переноса: ме-рзкий, мер-зкий, мерз-кий;
8) запрещается переносить сочетание звуков, из которых один сонорный,
но без гласных, хотя в беглой речи такое сочетание образует слог (нельзя:
ме-тр);
9) нельзя разбивать буквенные аббревиатуры: РФ, МИД;
10) запрещается разрывать цифры и грамматические окончания при них: 2-
е, 5-ого;
11) нельзя разбивать условные графические сокращения: и т.д., т.к.,
т.п.;
12) нельзя переносить на другую строку знаки препинания, кроме тире
после точки или двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи;
13) знак переноса не повторяется на второй строке;
14) нельзя оставлять в конце строки открывающие скобки или кавычки или
переносить их [49, 69].
Графические сокращения
Графические сокращения характерны для письменной речи. Они в
сокращённом виде не читаются, а переводятся в полный вид: т.е. – то есть,
напр. – например…
Для грамотного, точного и ясного изложения мыслей на письме важное
значение имеют правила и принципы графических сокращений.
Графические сокращения подчиняются следующим принципам:
1) при сокращении не может быть опущена начальная часть слова,
опускается его конечная часть или середина: напр., н-р – например;
2) опускается не менее двух букв (исключение: юг – ю.): з-д – завод,
фабр.- фабрика;
3) сокращается только одна линейная последовательная часть букв: напр.
– например, с., стр. – страница; нельзя: нпрмр, стрнц. Исключения: млрд –
миллиард, млн – миллион;
4) сокращение проводится на согласном: стр. – страница, нельзя: стра;
5) нельзя сокращать на Й, Ъ, Ь.
Различают следующие типы графических сокращений:
1) точечные – путём сокращения правой части слова и постановки точки:
г. – год, гор. – город;
2) дефисное – опускается середина и ставится дефис: р-н – район, н-р –
например;
3) косолинейные – части сокращения разделяются косой, дробной чертой:
с/х – сельское хозяйство, в/с – высший сорт;
4) курсивные или «нулевые» – стандартные графические сокращения
названий метрических мер путем выделения особым шрифтом – курсивом: г, м,
сут;
5) комбинированные – применение нескольких приёмов сокращений: ж.-д –
железнодорожный.
Из всех видов сокращений наиболее распространены точечные. Помимо
указанных общих принципов, точечные сокращения подчиняются особым правилам:
1) сокращение на начальной букве слова проводится без ограничений ( на
гласной или согласной): у. – улица, г. – год;
2) сокращение на неначальной букве – только на согласном: гор. –
город, ул. – улица;
3) если в слове наблюдается стечение двух одинаковых согласных,
сокращение рекомендуют проводить на первой из них: дис. – диссертация
(нельзя – дисс.);
4) при обозначении множественного числа сокращают удвоением первой
согласной буквы (точка ставится в конце сокращения): тт. – тома, вв. –
века;
5) если после двойных согласных идет другая согласная, то сокращение
делается на последней согласной: русск. – русский (нельзя: русс.) [63, 66-
67].
Глава II Психолого-педагогические основы формирования орфографического
навыка у младших школьников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|