на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое

её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и

каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В

теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический,

традиционный принципы, а также дифференцирующие написания [34,240].

Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное,

одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания,

независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при

образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от

позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и

произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных

гласных в разных морфемах – корне, приставке, суффиксе, окончании,

оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и

звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое,

традиционное произношение многих слов и сочетаний.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в

себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания,

без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить

падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического

состава слова, умение определить место орфограммы, что важно для выбора и

применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового

состава, ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных,

уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их

причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) –

определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого

склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д.

Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии

определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на

сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и

их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава

слова.

Морфологическому принципу соответствуют следующие орфографические

темы, изучаемые в начальных классах: правописание безударных гласных,

звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых

слов, которые пишутся по другому принципу; правописание безударных гласных,

звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем

(кроме отдельных случаев, например, приставок на «-з», которые пишутся по

другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается);

правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных

окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных

окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го

спряжений настоящего и будущего времени; перенос слов со строки на строку,

поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное

деление слов; в определённой мере морфологический принцип действует и в

слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и

предлогов, а также в употреблении «Ъ» после приставок, поскольку применение

соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их

морфологических признаков.

Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на

письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также

опираются на морфологические знания и умения детей.

Итак, морфологический принцип является основным принципом русской

орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все

значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в

разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как

они произносятся в том или ином положении.

Таким образом, на морфологическом принципе основано:

1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных

согласных в корнях слов: сад [сат], сады [с ды], садовод [cъд вот], ход

[хот];

2) правописание приставок, исключая приставки на з-: поиграть

[пъиграт], пропустил [пръпустил], заход [з хот].

3) правописание безударных окончаний существительных: в городе [в -

горъдь], над столом [нът – ст лом];

4) правописание суффикса –ок: широк [шырок], низок [низък];

5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ],

местный [м эсныj];

6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка

[трафкъ].

7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня,

начинающегося с –И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту

т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].

Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме

обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав

морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской

орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи

на письме фонемного состава морфемы.

Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются

фонетический и традиционно-исторический принципы.

Рассмотрим далее фонетический принцип. Предполагается, что

первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность

всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит,

так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких

написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом:

«луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие. В большинстве слов, наряду с

проверяемыми или непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются

буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук

[а] безударный , считается непроверяемым, буква -а- пишется по традиции,

но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В

сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-

графическими.

Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений,

поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень

велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому

принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию

морфем Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию

благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает

далеко не всегда.

Случаи типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают

фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу

орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в

том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт

звучание слова.

На фонетическом принципе основаны:

1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-,

через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква с, а

в остальных случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить,

испить, ниспадать;

2) написание ударяемых гласных: дом, лес, сад;

3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под

ударением слышится О и пишется О; в безударном положении слышится А и

пишется А: розыск – разыскивать, роспись – расписка;

4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твёрдый

согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать, история, но предыстория;

5) написание под ударением О и в безударном положении Е в окончаниях

существительных, прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей,

большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;

6) написание под ударением –ОЙ, в безударном положении –ЫЙ в

окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но

новый, восьмой, но пятый;

7) написание Ы после Ц: лисицын, синицын, сестрицын;

8) написание Ь после мягкого Л: соль, уголь, сильный.

В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на

фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим,

морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в

данном случае – приставки на- -з) пишутся не единообразно, а в зависимости

от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-,

рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не

подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед

гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях – с буквой С:

«безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в

этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому

принципу.

Правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречащие

морфологическому, вызывают у учащихся затруднения, разрушают только что

начавшиеся формироваться у них представления о системе орфографии,

противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых

позициях.

Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат

формирующемуся у детей пониманию системы русской орфографии и вообще,

трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но

слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в

письменной речи и пишут их, усваивая на практической основе путём

запоминания.

Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на –з-,

немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а,

наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков

третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу

многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

Не проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте,

характерном для письменной речи младших школьников, их число достигает 20%

(многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся

проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова.

Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» – немецк.,

«чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» –

тюркск. и др.

Многие написания, относимые к числу традиционных, на самом деле могут

быть проверены на основе языка-источника: «картон» – от латинского;

«костюм» – от французского и т.д.

Иногда написание, считающееся традиционным, может быть проверено на

основе знания истории этимологии слов и исторических изменений в фонетике

русского языка: «петух» - от старорусского «пети», «горох» - содержит

полногласие –оро-, в котором не бывает –а-.

На традиционно-историческом принципе основано:

1) написание Г в род.п.,ед.ч. прилагательных, причастий, неличных

местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого

(произносится – во), пятого (произносится – во). Написание Г сохранилось с

тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;

2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были

в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать

И,Е,Ё,Ю,Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание

И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится

Ы, а не И: жить, шить;

3) по традиции пишется Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего

времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;

4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание с

непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака,

вокзал;

5) суффиксы -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

Итак, традиционно-исторические написания – это такие написания,

которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо

по традиции.

В рамках традиционного принципа, в целом не противоречащего общим

правилам русского письма и ведущему принципу русской орфографии –

морфологическому, есть несколько случаев, противоречащих общей системе.

Традиционное написание сочетаний ЖИ, ШИ, с буквой «и», ЧА,ЩА, с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.